Печатная рабочая тетрадь для обучаемого как часть учебно-методического комплекса дисциплины | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (51) апрель 2013 г.

Статья просмотрена: 15983 раза

Библиографическое описание:

Данилов, О. Е. Печатная рабочая тетрадь для обучаемого как часть учебно-методического комплекса дисциплины / О. Е. Данилов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 4 (51). — С. 552-555. — URL: https://moluch.ru/archive/51/6462/ (дата обращения: 15.11.2024).



Одним из средств обучения, получивших в последнее время общее признание обучающих и обучаемых, является печатная рабочая тетрадь для обучаемого. Имея значительный опыт по созданию таких тетрадей по физике как для школьников [1–10, 12–15], так и для студентов [11, 16–18], мы пришли к следующему выводу. Применение рабочей тетради учащимися улучшает качество их образования, повышает эффективность всего учебного процесса за счет его индивидуализации, предоставляет учителю возможность реализации инновационных методов обучения. Кроме того, рабочая тетрадь для учащегося может входить в состав учебно-методического комплекса дисциплины, включающего кроме нее, например: рабочую программу, учебник, методическое пособие для учителя, различные дидактические материалы и т. п., образуя наряду с другими элементами комплекса стройную систему взаимосвязанных звеньев. Актуальность использования рабочей тетради при обучении заключается в оптимальном сочетании информационного содержания тетради с возможностью выявления направление движения мыслительной деятельности учащихся при их работе с тетрадью. Практическая значимость тетрадей заключается в применении их для облегчения изучения учащимися трудных, но очень важных дисциплин (физики, математики, химии и т. п.).

Основной акцент в статье сделаем на тетрадях для школьников. При проектировании уроков учитель может испытывать определенные трудности, которые связаны с тем, что программ специального дидактического назначения для разработки конкретных уроков по данной учебной дисциплине мало, и учителю приходится в основном использовать те, которые предлагаются для широкого круга педагогов, адаптируя их к конкретным условиям учебного процесса. В этом случае вариантом решения проблемы может стать рабочая тетрадь для учащегося, разработанная учителем самостоятельно или в паре с опытным методистом. Современная множительная техника позволяет тиражировать такие тетради даже в домашних условиях. Тем не менее, тетрадь должна быть рассмотрена соответствующей комиссией и утверждена для использования в учебном процессе. Другой вариант — использование учителем в своей практике тетрадей, которые уже официально входят в базовый комплект для обучения дисциплине по тому или иному учебнику.

Рабочие тетради, как правило, используются для текущего контроля умений и знаний учащихся. Благодаря информации, содержащейся в рабочей тетради, можно осуществить более легкое и эффективное усвоение учебного материала учащимися, а также проверку этого усвоения учителем.

Рабочая тетрадь имеет общие признаки с опорными конспектами. С опорными конспектами ее объединяет, например, знаковая (иногда компактная) форма представления учебной информации. Рабочая тетрадь, как и конспект, призвана активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся. Отличие же ее от опорных конспектов заключается в том, что в опорных конспектах учебная информация представлена в соответствии с определенной логикой, а в рабочей тетради она специально конструируется. Назначение такого конструирования: обеспечить пооперационное формирование мыслительных процессов в сознании учащихся. Операции можно представить в виде отдельных элементов мыслительной деятельности, а каждой операции сопоставить определенный тип действия, который учащийся должен осуществить в тетради. Таким образом для сознательного и целенаправленного формирования мыслительных операций у учащихся и необходимо такое надежное средство, как рабочая тетрадь, в которой они будут фиксировать с помощью своих действий (записей) правильность осуществления этих операций.

Если у преподавателя и учителя такого эффективного средства нет, то это может вызвать ряд проблем в их деятельности. Например, объясняя новый материал и решая с учащимися учебные задачи, они не могут быть точно уверены в том, что все учащиеся производят именно те операции, которые нужно, и так, как это нужно делать, и что эти операции складываются в ту конкретную систему, которая востребована процессом обучения. Иными словами, в такой ситуации преподаватель не имеет возможности достаточно полно управлять процессом формирования мыслительной деятельности учащихся.

Итак, цель применения печатной рабочей тетради в обучении состоит в том, чтобы обеспечить пооперационное формирование понятий и способствовать активизации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках. Обеспечить такое успешное пооперационное формирование мыслительных процессов невозможно без разработки средств пооперационного контроля, что и является важнейшей задачей при разработке и создании рабочих тетрадей для учащихся.

Основными источниками информации при контроле знаний преподавателем являются опрос и различные проверочные работы. Устный опрос требует значительных затрат времени и носит эпизодический характер по отношению к конкретному ученику. Осуществляя проверку контрольных работ, преподаватель имеет дело с результатами мыслительной деятельности учащегося и не имеет возможности проанализировать сам процесс этой деятельности. В этом случае на помощь ему вновь может прийти рабочая тетрадь.

Рабочие тетради могут решать следующие образовательные задачи:

  • формирование понятий;

  • приобретение практических умений и навыков;

  • формирование у учащихся умений и навыков самоконтроля;

  • развитие мышления у учащихся;

  • контроль процесса обучения.

Для решения образовательных задач в рабочей тетради размещаются специальные задания. Они должны быть построены так, чтобы, работая над ними: учащийся не мог не производить всех необходимых операций; его ошибка на каждом этапе выполнения задания может быть замечена педагогом и исправлена; при этом она исправляется в том месте, где была совершена.

Печатная рабочая тетрадь может выполнять следующие функции:

  • обучающую;

  • развивающую;

  • воспитывающую;

  • формирующую;

  • рационализирующую;

  • контролирующую.

Обучающая функция предполагает формирование у учащихся необходимых знаний и умений. Развивающая функция способствует развитию устойчивого внимания на уроке. Благодаря рабочей тетради учебный материал легче воспринимается, так как он наглядно представлен. Рабочая тетрадь может способствовать развитию мышления через специально разработанные задания и упражнения творческого характера. Воспитывающая функция способствует воспитанию аккуратности при ведении записей и выполнении рисунков в тетради, самоорганизации учащихся. Формирующая функция тетради обеспечивает формирование у учащихся навыков самоконтроля при систематическом выполнении заданий в тетради. Рационализирующая функция состоит в том, что при использовании рабочей тетради учащиеся учатся рационально тратить время, организуя свою учебную деятельность. При этом основное время затрачивается на осознание смысла изучаемых понятий, принципов, процессов и т. п. Контролирующая функция рабочей тетради может быть использована для контроля знаний и умений учащихся. При этом тетрадь может содержать тесты в явном виде и задания, имеющие характер тестов, но явно на них не похожие. Рабочая тетрадь дает возможность осуществлять контроль в любое, удобное для учителя время. Для оптимизации такой проверки учебный материал в рабочей тетради должен быть разбит на блоки.

Различают три типа рабочих тетрадей по содержательному наполнению: 1) информационная тетрадь; 2) тетрадь для контроля; 3) смешанный тип тетради.

Рабочая тетрадь первого типа несет в себе информацию только о содержании учебного материала. Эта информация задает учащимся ориентацию в содержании рассматриваемой темы. Такая тетрадь может быть использована при изучении дисциплины, материала которой нет ни в одном учебнике или учебная информация рассредоточена по нескольким учебникам. Преподаватель в этом случае вынужден сам конструировать учебную информацию в рабочей тетради.

Тетрадь для контроля используется после изучения темы урока. Преподаватель с ее помощью может не только установить факт знания или незнания, но и определить, в каких операциях учащийся допускает ошибки, и устранить их на этапе формирования понятия.

Смешанный тип тетради включает в себя оба блока: информационный и контролирующий. В информационный блок входит новый учебный материал, в контролирующем блоке размещаются задания и тесты для контроля знаний и умений, а также задания для самостоятельной работы. На наш взгляд, целесообразнее применять в учебном процессе тетради этого типа.

Структура рабочей тетради для учащегося может быть такой:

  • обращение к учащимся;

  • тематическое наполнение содержания учебного материала в виде параграфов, тем, разделов (обязательно иллюстрированное);

  • система контрольных вопросов и заданий к параграфу, теме, разделу;

  • место для ответов учащихся и выполнения ими заданий;

  • глоссарий;

  • библиография.

К таким рабочим тетрадям предъявляют следующие требования:

  • требование полноты информации (наличие заданий на изучение всех понятий, явлений, процессов и т. п.);

  • требование группировки заданий (задания должны быть сгруппированы с учетом обобщенных способов их решения);

  • требование системности информации (блоки информации должны быть логически связаны);

  • требование возрастания сложности (задания должны быть расположены в порядке возрастания сложности их выполнения);

  • требование целевой ориентации (для каждой задачи должно быть отведено определенное место в тетради для ее решения);

  • требование психологической комфортности (учащимся должно быть комфортно работать с тетрадью, они должны иметь возможность работать с ней в индивидуальном темпе и проводить самоконтроль, в ней должно отводиться достаточно места для выполнения записей и рисунков).

Использование рабочих тетрадей при обучении является одним из современных способов ведения учебного процесса в школе и вузе. Оно позволяет проводить проверку усвоения материала, контроль мыслительной деятельности учащихся и проверку полученных знаний. Рассказ теоретического материала проходит более разнообразно, что повышает интерес аудитории. А главное, тетрадь предоставляет возможность учителю исправлять ошибки учащихся в тот момент, когда они их делают.


Литература:

  1. Антонова Н. П. Физика 9: Законы сохранения: Рабочая тетрадь / Н. П. Антонова, О. Е. Данилов, Е. Г. Московкина, А. В. Проказов; Под ред. В. В. Майера. — Глазов: ГГПИ, 1997. — 80 с.

  2. Антонова Н. П. Физика 9: Механические колебания и волны: Рабочая тетрадь / Н. П. Антонова, Г. В. Главатских, О. Е. Данилов и др.; Под ред. В. В. Майера. — Глазов: ГГПИ, 1997. — 72 с.

  3. Антонова Н. П. Физика 9: Основы динамики: Рабочая тетрадь / Н. П. Антонова, О. Е. Данилов, Е. Г. Московкина; Под ред. В. В. Майера. — Глазов: ГГПИ, 1997. — 80 с.

  4. Антонова Н. П. Физика 9: Основы кинематики: Рабочая тетрадь / Н. П. Антонова, О. Е. Данилов, Е. Г. Московкина; Под ред. В. В. Майера. — Глазов: ГГПИ, 1997. — 80 с.

  5. Антонова Н. П. Физика 10: Молекулярная физика: Рабочая тетрадь / Н. П. Антонова, О. Е. Данилов, Е. Г. Московкина; Под ред. В. В. Майера. — Глазов: ГГПИ, 1997. — 80 с.

  6. Антонова Н. П. Физика 11: Теория относительности. Квантовая физика: Рабочая тетрадь / Н. П. Антонова, О. Е. Данилов, Р. В. Майер; Под ред. В. В. Майера. — Глазов: ГГПИ, 1997. — 80 с.

  7. Антонова Н. П. Физика 11: Электромагнитные волны. Оптика: Рабочая тетрадь / Н. П. Антонова, О. Е. Данилов, Р. В. Майер; Под ред. В. В. Майера. — Глазов: ГГПИ, 1997. — 84 с.

  8. Антонова Н. П. Физика 11: Электромагнитные явления: Рабочая тетрадь / Н. П. Антонова, О. Е. Данилов, Е. Г. Московкина; Под ред. В. В. Майера. — Глазов: ГГПИ, 1997. — 84 с.

  9. Голубева И. С. Физика 10: Электрический ток. Магнитное поле: Рабочая тетрадь / И. С. Голубева, О. Е. Данилов, Р. В. Майер, А. В. Проказов; Под ред. В. В. Майера. — Глазов: ГГПИ, 1997. — 84 с.

  10. Голубева И. С. Физика 10: Электростатика: Рабочая тетрадь / И. С. Голубева, О. Е. Данилов, Р. В. Майер, А. В. Проказов; Под ред. В. В. Майера. — Глазов: ГГПИ, 1997. — 80 с.

  11. Данилов О. Е. Лабораторный практикум: Молекулярная физика и термодинамика. Рабочая тетрадь студента / О. Е. Данилов. — Глазов: ГГПИ, 2007. — 84 с.

  12. Данилов О. Е. Физика 7: Давление газов, жидкостей и твердых тел. Работа. Энергия: Рабочая тетрадь / О. Е. Данилов, Е. Г. Московкина; Под ред. В. В. Майера. — Глазов: ГГПИ, 1997. — 80 с.

  13. Данилов О. Е. Физика 7: Строение вещества. Взаимодействие тел: Рабочая тетрадь / О. Е. Данилов, Е. Г. Московкина; Под ред. В. В. Майера. — Глазов: ГГПИ, 1997. — 80 с.

  14. Данилов О. Е. Физика 8: Тепловые явления: Рабочая тетрадь / О. Е. Данилов, Ю. В. Иванов; Под ред. В. В. Майера. — Глазов: ГГПИ, 1997. — 64 с.

  15. Данилов О. Е. Физика 8: Электрические и магнитные явления: Рабочая тетрадь / О. Е. Данилов, Ю. В. Иванов, Т. Г. Мельм, Е. Г. Московкина; Под ред. В. В. Майера. — Глазов: ГГПИ, 1997. — 80 с.

  16. Рабочая тетрадь по педагогической практике / Сост. Агафонова Е. С., Данилов О. Е., Иванов Ю. В. и др.; Под ред. В. В. Майера. — Глазов: ГГПИ, 2003. — 96 с.

  17. Технология и содержание обучения: Физические дисциплины. Технология. Стандарты. Программы. Теория. Эксперимент. Задачи. Контрольно-измерительные материалы / Сост. Е. С. Агафонова, Р. В. Акатов, О. Е. Данилов и др.; Под ред. В. В. Майера. — Глазов: ГГПИ, 2004. — 212 с.

  18. Технология и содержание обучения: Дидактика физики. Информационные дисциплины. Технология. Стандарты. Программы. Теория. Эксперимент. Задачи. Контрольно-измерительные материалы / Сост. О. Е. Данилов, О. Н. Демьянова, Ю. В. Иванов и др.; Под ред. В. В. Майера. — Глазов: ГГПИ, 2004. — 176 с.




Основные термины (генерируются автоматически): рабочая тетрадь, учащийся, учебный материал, тетрадь, учебная информация, учебный процесс, контроль знаний, мыслительная деятельность учащихся, операция, печатная рабочая тетрадь.


Похожие статьи

Учебный сайт как инструмент организации элемента контрольно-оценочной деятельности учащихся на уроке информатики

Использование электронного учебно-методического контента в процессе самостоятельной подготовки будущего специалиста

Психолого-педагогический консилиум как основная функциональная единица СППС образовательной организации

Методические основы оптимизации по современному требованию организационного процесса при профессиональной подготовке высококвалифицированных кадров

В данной статье обсуждается организационная методология обучения трудовому образованию в общеобразовательных школах, в соответствии с действующим государственным стандартом образования и учебными планами 5–9 классов, посредством научного и методическ...

Электронный учебник это программно-методический комплекс междисциплинарного курса

Логопедический уголок как часть предметно-развивающей среды в группе ДОУ

Методические рекомендации к планированию уроков по развитию общеучебной компетенции

Учебно-методический комплекс подготовки учителей начальных классов

В этой статье речь идет о методах создания учебно-методических комплексов в высших учебных заведениях Узбекистана.

Проектирование организационно-методического сопровождения педагогического процесса в учреждении дополнительного образования

Проектные задачи как составляющая в создании развивающей образовательной среды на уроках в начальных классах

Похожие статьи

Учебный сайт как инструмент организации элемента контрольно-оценочной деятельности учащихся на уроке информатики

Использование электронного учебно-методического контента в процессе самостоятельной подготовки будущего специалиста

Психолого-педагогический консилиум как основная функциональная единица СППС образовательной организации

Методические основы оптимизации по современному требованию организационного процесса при профессиональной подготовке высококвалифицированных кадров

В данной статье обсуждается организационная методология обучения трудовому образованию в общеобразовательных школах, в соответствии с действующим государственным стандартом образования и учебными планами 5–9 классов, посредством научного и методическ...

Электронный учебник это программно-методический комплекс междисциплинарного курса

Логопедический уголок как часть предметно-развивающей среды в группе ДОУ

Методические рекомендации к планированию уроков по развитию общеучебной компетенции

Учебно-методический комплекс подготовки учителей начальных классов

В этой статье речь идет о методах создания учебно-методических комплексов в высших учебных заведениях Узбекистана.

Проектирование организационно-методического сопровождения педагогического процесса в учреждении дополнительного образования

Проектные задачи как составляющая в создании развивающей образовательной среды на уроках в начальных классах

Задать вопрос