Не преувеличивая роль и значение политической теории для политической практики в целом, равно как и не абсолютизируя важность отдельных отраслей политических знаний, следует отметить, что многих из тех ошибок, с которыми мы сталкиваемся сегодня, можно было бы в значительной мере избежать, если бы имели глубокие политические знания [1].
«Вне политики» находиться нельзя. Можно ею не интересоваться, не понимать или не одобрять действия власти, но так или иначе, каждый граждан всегда интересуется судьбой своей страны. Все сферы жизнедеятельности общества зависят от политики, проводимой государством.
К сожалению, особенность политической науки такова, что сюда стремится много непрофессионалов. Эту особенность метко подметил З. Бауман, когда писал о том, что дилетанты не могут позволить рассуждать о составе звездного вещества, зато уж в проблематике общественных наук, которые оперируют вроде бы привычными словами, многие не видят ничего сложного. Это и объясняет, почему поле политологии столь привлекательно для набегов дилетантов.
По этому поводу возникает вопрос: так может ли взять на себя такую ответственность человек, не имеющий знаний о реально протекающих политических процессах? Следует ли принимать советы и рекомендации для принятия политических решений у того, кто имеет по этому поводу мнение, основанное на эмоциях и кажущихся перспективах? В конце концов, его ошибки затрагивают политическую сферу, что отражается на внешних и внутренних позициях государства, влекут за собой страдания людей, ради интересов которых и функционирует государства. Доводить до граждан истинное значение происходящих или готовящихся событий — часто означает снимать конфликты, способствовать укреплению политической стабильности в обществе. Политики, если можно так выразиться, делают политику, а политологи оценивают их действия. В политологии, как и во многих других отраслях науки, знание теории и практические навыки тесно переплетены. Если у студента не сформировано умение применить теорию на практике, тогда первая остается невостребованной. Соединение теоретического курса с практической деятельностью позволяет дополнить традиционное обучение и уже на студенческой скамье дать им возможность ознакомиться с наиболее важными профессиональными навыками. В этой связи в данной статье представлены инновационные и традиционные методы преподавания политических дисциплин, которые обеспечивают оптимизацию процесса обучения, повышают его качество и способствуют интеграции теории и практики [2].
Как справедливо отмечают исследователи, «несмотря на некоторые нерешенные проблемы, политология в Казахстане и как наука, и как учебная дисциплина постепенно, шаг за шагом развивается» [3]. Однако, то, что мы ставим вопросы, которые были актуальны еще в начале 90-х годов (каково место и роль политологии в системе социально-гуманитарных наук, каков предмет ее как науки, как он сопоставим с предметами других наук и др.), свидетельствует о том, что официальное признание и формальное закрепление какой-либо дисциплины отнюдь не означает реальное признание и утверждение в системе других соотносящихся с ней дисциплин. Не следует сбрасывать со счетов, что до сих пор продолжаются дискуссии по поводу необходимости преподавания политологии, как обязательной дисциплины. Поэтому скорее созданы лишь весомые предпосылки для успешного развития данной отрасли и дисциплины, но вовсе не гарантирована их реализация, а тем более решение возникающих при этом научных, методических, методологических и других проблем.
Как известно, на пути к институциализации политологии как науки и учебной дисциплины встают проблемы сугубо учебного или академического плана. Отвечая на вызовы Болонского процесса, зарубежные политологи, проведя широкую дискуссию в рамках профессиональных сообществ — Европейской ассоциации преподавателей политологии, Европейского консорциума политических исследователей сформулировали предложения: «Для достижения целей Болонской декларации в области политологии мы рекомендуем установить некоторые минимальные требования к преподаванию политологии». Студенты отделения политологии должны освоить следующие предметные области: политическая теория, история политических идей; методология, (включая статистику); политическая система собственной страны; сравнительная политология; международные отношения; государственное управление и политический анализ [4].
Эти предложения сыграли свою роль в определении предметного ядра образовательной программы подготовки будущих политологов. Дифференциация дисциплин–преподавание политологии включает весь набор ее основных разделов. При этом учитываются и казахстанские реалии, без чего невозможно понимание политических процессов в стране.
При разработке государственных стандартов и образовательных программ было проведено анкетирование работодателей с целью определения профессиональных компетенций, которыми должен обладать выпускник. Работодатели были также привлечены непосредственно к разработке и экспертизе ГОСО. Рекомендации работодателей учитываются и при формировании каталога элективных дисциплин. Такое сотрудничество уже показало свою эффективность и в дальнейшем необходимо всестороннее его развитие в следующих направлениях: разработке образовательных программ и стандартов, определении содержания учебного процесса, предоставления услуг для прохождения студентами производственных практик, содействие трудоустройству выпускников и др.
Кафедра политологии в октябре 2011 совместно с КИСЭП провела экспертный опрос среди 25 работодателей. На вопрос: «С какими проблемами Вы чаще всего сталкиваетесь при приеме на работу выпускников?» работодатели ответили: недостаточный уровень готовности к самостоятельной работе, неумение применить свои знания на практике, склонность при написании аналитических материалов к простому копированию информации, преимущественно из Интернета. Кафедра политологии пытается решить эти проблемы путём введения прикладных курсов. Здесь важен оптимальный баланс, поскольку теоретические знания необходимы как прочный базис практических умений и навыков. И если преподавание теоретических курсов не вызывает никаких трудностей, то при чтении прикладных дисциплин чувствуется необходимость политолога-практика. В этом плане не только на лекциях в рамках учебного плана, но и гостевых лекциях известных казахстанских экспертов студенты приобретают практические навыки нахождения оптимального решения в сфере политики.
Следует отметить, что формирование специалиста новой формации напрямую зависит от уровня профессиональной компетентности преподавательского состава и организации его деятельности, от умения преподавателя развивать в студентах их способности, поддерживать интерес к учебной и научной деятельности. Каким должен быть преподаватель политологии? Как стимулировать процесс совершенствования научно-педагогической деятельности? Как развивать у студентов такие качества, как логическое мышление, творческая активность, исследовательский подход в освоении учебного материала? Ответы на эти и другие вопросы во многом будут определять дальнейшую подготовку будущих политологов.
При подготовке специалиста огромную роль играют профессиональные практики. Правильная организация практики является одним из самых важных путей подготовки студента к профессиональной деятельности в условиях постоянно и быстро меняющихся реалий нашей жизни, способствует углублению и расширению теоретических знаний, формированию и развитию самостоятельной активности студентов, творческой инициативы, ответственности и организованности. Кроме того, нередко практика выполняет диагностическую функцию, иными словами, работодатели проверяют уровень профессиональной пригодности и подготовленности к профессиональной деятельности. Так, именно после прохождения практик выпускники отделения политологии трудоустроены в Институт философии и политологии, КИСИ при Президенте РК, Институт политических решений и др. В настоящее время основные базы практик для наших студентов обеспечивают известные научно-исследовательские институты, аналитические центры, которые привлекают студентов к выполнению совместных научно-исследовательских программ и проектов.
Мы являемся свидетелями появления большего количества монографий, выходящих как в вузах, так и научных институтах и центрах. Это показывает, с одной стороны, значительный интерес, который вызывает у обществоведов политическое развитие современного Казахстана и, и все возрастающую потребность общества в комплексных обобщающих работах, посвященных феномену политики в целом и казахстанской политической истории и традиции, с другой стороны. Однако, несмотря на большой выбор учебных пособий по политологии ощущение дефицита подходящих учебников не исчезает. Особенно необходимы учебно-методические пособия, ориентированные не только на студентов-политологов, но и студентов других специальностей. Особое внимание необходимо уделить студентам естественных и технических специальностей. Эти пособия должны характеризоваться наличием специальной терминологии, соответствующего подбора примеров, перераспределением часов по темам внутри курса и т. д.
Причин тому несколько. Прежде всего, в настоящее время курс политологии преподается на 1, или 2 курсах для неподготовленной студенческой аудитории. Соответственно курс должен различаться. А авторы наших учебников апеллируют к студенту, способному быстро привлекать дополнительную литературу и легко оперировать сложными политическими абстракциями и моделями.
Другая, на наш взгляд, очевидная проблема — учебная литература, используемая при обучении, больше связана с теорией, чем с эмпирическим исследованием. Актуальным остается вопрос об издании учебников и учебных пособий на государственном языке, а решение проблем учебно-методической обеспеченности дисциплин на английском языке находится на начальной стадии. Все это свидетельствует о том, что процесс поиска приемлемого по форме и содержанию учебников и пособий для преподавания политологии далек от завершения. Поэтому ученым, работающим в сфере политических наук и политической практики, следует и дальше продолжать работу по подготовке учебника, удовлетворяющего потребностям конкретного учебного процесса сегодняшнего дня и учитывающего тенденции политического развития.
Одним из актуальнейших вопросов остается поддержка мобильности преподавателей и студентов, развитие межвузовского и международного сотрудничества в реализации совместных научных и образовательных проектов.
Студенты и преподаватели сегодня в полном объеме используют программы академической мобильности. Обязательным является приглашение зарубежных профессоров для чтения лекций нашим студентам.
Преподаватели стали чаще ориентироваться на международные достижения, поскольку все больше ученых пишут на английском языке и публикуют свои статьи в зарубежных журналах. Число курсов, предлагаемых на английском языке, увеличилось, что способствует расширению доступа студентов к международным источникам информации.
Студенты, магистранты и особенно докторанты нацелены на научную деятельность. Вовлечение их в новые формы организации научных исследований, возможности для них в получении стипендий, грантов, премий, стажировок в ведущих университетах мира, безусловно, повысит качество образования. Однако, как известно, любое исследование только тогда вписывается в общемировой научный контекст, когда оно опубликовано, т. е. с ним имеет возможность ознакомиться самая широкая аудитория не только в нашей республике, но и за рубежом. В этом смысле докторанты, молодые преподаватели публикуют результаты своих исследований в журналах, вокруг которых группируются специалисты из разных стран.
Сегодня политологи находят применение: в СМИ, политических партиях, неправительственных и международных организациях, и вообще они способны конкурировать со специалистами из других дисциплин. Более того, некоторые даже находят себя в практической политике. Опыт подготовки специалистов-политологов показывает, что трудоустроены по профессии и делают успешную карьеру те выпускники, проявляющие навыки системного мышления, аналитичности, коммуникабельности, свободно владеющие иностранными языками. Пока серьезной угрозы занятости выпускников нет, но перспективы получить работу, конечно больше у магистрантов. Более 80 % выпускников магистрантов находят работу, соответствующую их академической подготовке. Трудно сказать, что эта тенденция будет развиваться и дальше. Многое зависит в первую очередь от уровня профессиональной компетентности преподавательского состава и организации его деятельности.
В современных условиях политология должна стать стержневой в формировании социально ответственного гражданина. Это не означает, что политология вездесуща и всесильна, это лишь показывает потенциальную значимость науки для всех сфер общественной жизни.
Литература:
Марченко Н. М. Политология. — М., 1999. — С.11–18.
Насимова Г. О., Сейсебаева Р. Б., Насимов М. О. Инновации и традиции в подготовке политологов // «Педагогическое мастерство (II)»: материалы международной заочой научной конференции. — Москва: Буки-Веди, 2012. — С. 220.
Саитова Н. Ценностное измерение политологии в Казахстане // Саясат. — 2008. -№ 4. — С. 11.
Клингеманн Х. Политическая наука в Западной Европе. — М, 2009. — С. 154.