Трансформации в обществе, возрастание сложности и масштабов задач, которые встают перед обществом в условиях глобализации, порождают потребности развития человека гибкого, предусмотрительного, творческого, способного противостоять обстоятельствам и эффективно решать профессиональные и личные проблемы.
Инновационная деятельность педагогов становится сегодня основным направлением реализации реформ в образовании и одним из существенных направлений перехода к модели инновационного развития Украины в целом.
Это определяет основные приоритеты высшего педагогического образования. Высшие педагогические учебные заведения стремятся подготовить новое поколение учителей технологий, ориентированных на ценности современного информационного общества.
Разработка образовательной парадигмы становления будущего учителя трудового обучения в условиях формирования национальной системы высшего педагогического образования потребовала изучения широкого круга проблем. Среди них: философии образования (В.Андрущенко, В.Бех, В.Кремень, В.Луговой и др.), стратегических напрвалений и моделей современного педагогического образования (И.Бех, И.Зязюн, Б.Гершунский, Н.Евтух, В.Майборода и др.), теории профессиональной готовности к педагогической деятельности (В.Гриньова, Н.Кузьмина, Н.Талызина и др.), моделей развития личности учителя в процессе профессиональной подготовки (В.Беспалько, И.Вильш, В.Кузь, Н.Нычкало, С.Сысоева и др.).
Анализ результатов теоретических и практических исследований в системе подготовки учителей технологий позволил выделить и конкретизировать противоречия между [1]:
направленностью учебного процесса на развитие творческой личности, способной к реализации инноваций и отсутствием соответствующих теоретических и методических основ и научного методического инструментария;
акцентированием общественной мысли на потребности личности в самосовершенствовании, развитии ее творческих возможностей, необходимости создания условий личностного и профессионального роста и реалиями подготовки учителей технологий в высших педагогических учебных заведений Украины, где доминирует технократический подход;
качеством профессиональной подготовки учителей технологий и отсутствием всестороннего анализа дидактических подходов к формированию инновационной культуры будущих учителей технологий.
Разрешение этих противоречий предусматривает:
обоснование концептуальных основ формирования инновационной культуры будущих учителей технологий;
определение научно обоснованных педагогических условий становления творческой личности в процессе изучения теории труда;
разработку педагогической модели формирования инновационной культуры будущих учителей технологий.
Подготовка будущих учителей технологий к педагогической инновационной деятельности — это составляющая педагогического процесса в высшей школе, которая базируется на философском осмыслении демократизации, гуманизации, интеграции, фундаментализации и глобализации и направлена на формирование интегрированных знаний и комплексных умений, творческое развитие и национальное воспитание личности. Подготовка будущих учителей технологий к педагогической инновационной деятельности должна быть подчинена содержанию образовательной отрасли «Технологии», базироваться на национальном культурном наследии, современных достижениях теории труда, обеспечивать последовательность в овладении традиционными технологиями и реализации инновационных педагогических проектов. При разработке модели подготовки будущих учителей технологий к педагогической инновационной деятельности необходимо учитывать системный, деятельностный подходы, специфику педагогической работы будущих учителей технологий и их ориентацию на творчество. Педагогическая инновация означает создание и адаптацию к изменениям. «Педагогическая инновация — это нововведение в области педагогики, целенаправленное прогрессивное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики как отдельных ее компонентов, так и самой образовательной системы в целом» [2].
Содержание подготовки будущих учителей технологий к педагогической инновационной деятельности должно базироваться на гуманитарном, философском, психолого-педагогическом, культуроведческом и технологическом образовании, обеспечивать будущему учителю технологий не только соответствующий набор профессиональных знаний и умений, а и техническую образованность, что создает условия для творческого развития.
Подготовка будущих учителей технологий к педагогической инновационной деятельности предусматривает разработку методов, организационных форм и дидактических средств развития исследовательских умений и способностей, формирования инновационности мышления в процессе изучения специальных учебных дисциплин, научно-исследовательской работы и внеаудиторной учебно-воспитательной деятельности.
Такая подготовка будущих учителей технологий к педагогической инновационной деятельности дает возможность будущему педагогу выполнять функции разных профессий в системе технологического образования и эстетического воспитания, в частности на должностях учителя трудового обучения, руководителя кружка декоративно-прикладного искусства или студии эстетического развития, преподавателя педагогического колледжа или профессионально-технического учебного заведения, исследователя в сфере педагогики. При этом фундаментальными в профессиональной подготовки будущих учителей технологий считаются интегрированные знания и комплексные умения и навыки, сформированные на основе междисциплинарных связей гуманитарных, культурологических, технико-технологических, психолого-педагогических и методических курсов.
Инновационная культура достаточно сложное явление, которое не может быть сведено к формуле. Понятие инновационой культуры требует понимания культурных, индивидуальных и социальных уровней творчества.
Прежде всего, важно признать, что творчество является культурная концепция, которая эволюционирует с течением времени ив разных странах. Он также отражает культурные ограничения.
Инновационная деятельность учителя технологий предполагает систему взаимосвязанных видов работ, совокупность которых обеспечивает появление действительных инноваций:
педагогическая исследовательская деятельность, направленная на получение нового знания о том, как нечто может быть («открытие»), и о том, как нечто можно сделать («изобретение»);
проектная деятельность, направленная на разработку особого, инструментально-технологического знания о том, как на основе научного знания в заданных условиях необходимо действовать, чтобы получилось то, что может или должно быть («инновационный проект»);
образовательная деятельность, направленная на профессиональное развитие субъектов определённой практики, на формирование у каждого личного знания (опыта) о том, что и как они должны делать, чтобы инновационный проект воплотился в практике («реализация»).
Можно выделить ряд факторов, необходимых для успешного осуществления процесса профессионального становления учителя технологий, ориентированного на инновационную деятельность: процесс должен быть непрерывным, т. к. становление инновационной практики — это изменяющийся процесс; его сопровождение должно осуществляться на основе компетентностного подхода; профессиональное становление происходит за счет участия субъекта в инновационной деятельности и специально организованных рефлекивно-аналитических, проектировочных и образовательных процессов; целесообразно организовывать сопровождение профессионального становления педагога на основе решения разноуровневых задач, присущих данному виду деятельности (освоение знаний и умений на основе конструирования понятий и смыслов, решение профессиональных задач на основе моделирования инновационной образовательной среды, выстраивание собственной траектории профессионального развития на основе проектирования деятельности, индивидуальных образовательных задач и программы их реализации).
К особенностям инновационной деятельности учителя технологий можно отнести: творческую способность генерировать и продуцировать новые представления и идеи, а главное — проектировать и моделировать их в практических формах; открытость личности новому, отличному от своих представлений, что базируется на толерантности личности, гибкости и панорамности мышления; культурно-эстетическую развитость и образованность; готовность совершенствовать свою деятельность, наличие внутренних, обеспечивающих эту готовность средств и методов; способность преодолевать психологические барьеры, возникающие при внедрении новшеств в учебный процесс; развитое инновационное сознание (ценность инновационной деятельности в сравнении с традиционной, инновационные потребности, мотивация инновационного поведения).
Успешность инновационного поведения учителя технологий во многом зависит от освоения определенного уровня культуры, способности активного вхождения в культурные миры. Процесс формирования инновационной культуры будущего учителя технологий состоит из нескольких этапов и сопровождается овладением инновационной деятельностью путем подражания образцам творческого поведения. Наличие такой подражательной способности обеспечивает легкость вхождения в педагогическую деятельность, повышает уровень ее освоения, определяет продуктивность и оригинальность.
Таким образом, инновационная деятельность учителя технологий в образовательном учреждении направлена не только на расширение информационной составляющей профессиональной компетентности, но и на изменение образовательной позиции педагога, на стимулирование его саморазвития, что так важно для формирования инновационной культуры.
Литература
Бобилева Я. В. Аналіз розвитку професіоналізму педагогічних кадрів вищих навчальних закладів у розвинених країнах світу /Я. В. Бобилева, В. В. Борисов // Вісник Черкаського університету. Серія Педагогічні науки. — Черкаси, 2009- Вип.146. — С.140–143.
Хасия Т. В. Педагогические инновационные технологии в вузе [Текст] / Т. В. Хасия // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2011 г.). — Уфа: Лето, 2011. — С. 120–122.