Процесс реализации товаров требует постоянного планирования и учета товаров. Планирование продаж позволяет торговому предприятию обеспечивать устойчивость ассортимента товаров, осуществлять определенную ценовую политику, повышать уровень удовлетворения спроса покупателей.
Оценка планирования продажи товаров проводилась на примере магазина по реализации продуктов питания «Колибри» (г.Благовещенск).
Выполнение плана товарооборота в разрезе ассортиментных групп за период 20010–2012гг. представлено в таблице 1.
Таблица 1
Выполнение плана товарооборота в разрезе ассортиментных групп
Группы товаров |
2010г |
2011г |
2012г |
||||||
план |
факт |
откл % |
план |
факт |
откл % |
план |
факт |
откл % |
|
Мясная продукция |
1454 |
1365 |
94 |
3619 |
3134 |
87 |
4763 |
3702 |
78 |
Алкогольная продукция |
1301 |
1207 |
93 |
2510 |
3005 |
120 |
3514 |
2929 |
83 |
Колбасная продукция |
876 |
989 |
113 |
2001 |
1911 |
96 |
2401 |
2133 |
89 |
Молочная продукция |
1701 |
1812 |
107 |
4108 |
3874 |
94 |
3585 |
3653 |
102 |
Хлебобулочная продукция |
853 |
816 |
96 |
2110 |
1778 |
84 |
2744 |
1964 |
72 |
Бакалея |
965 |
964 |
100 |
2172 |
2316 |
107 |
3909 |
2507 |
64 |
Рыбные товары |
825 |
714 |
87 |
1789 |
1578 |
88 |
1983 |
1596 |
80 |
Овощи, фрукты |
779 |
816 |
105 |
1387 |
1429 |
103 |
2497 |
2457 |
98 |
Табачная продукция |
424 |
387 |
91 |
995 |
516 |
52 |
1791 |
964 |
54 |
Консервированная продукция |
675 |
500 |
74 |
1276 |
1365 |
107 |
1550 |
1646 |
106 |
Кондитерская продукция |
355 |
313 |
88 |
1108 |
917 |
83 |
1441 |
1156 |
80 |
Гастрономические изделия |
726 |
562 |
77 |
1343 |
1428 |
106 |
2148 |
2646 |
123 |
Прочая продукция |
1359 |
1216 |
90 |
2513 |
2216 |
88 |
3124 |
2966 |
95 |
Быт.химия |
904 |
814 |
90 |
2109 |
1085 |
51 |
3163 |
1355 |
43 |
Итого |
13197 |
12478 |
95 |
29042 |
26554 |
91 |
38614 |
31672 |
82 |
Оценка динамики развития плана товарооборота за разные временные периоды показала, что отклонение фактических показателей от плановых прослеживается в каждом году, наибольшее отклонение имеет 2012 год (82 %). Как показала оценка выполнения плана товарооборота по товарным группам, ежегодно недовыполняется план по таким группам, как: мясная продукция, хлебобулочная продукция, рыбные товары, кондитерские изделия, прочая продовольственная продукция. Самое большое ежегодное недовыполнение плана наблюдается по товарам бытовой химии и табачной продукции. Следовательно, можно сделать вывод о недостаточно грамотной политики руководства предприятия в области планирования продаж, что негативно сказывается на состоянии товарных запасов, мотивации персонала, общей деятельности магазина.
Оценка выполнения плановых показателей за три года работы магазина «Колибри» показала, что по большинству товарных групп наблюдается недовыполнение плана товарооборота, наибольшее из которых прослеживается в 2012 году. Для совершенствования процесса планирования продаж рекомендуется использовать экономико-статистический метод, основанный на сглаживании данных о приросте товарооборота по каждой товарной группе за предшествующие периоды. Сглаживание производится с помощью скользящей средней для трех близлежащих лет [1]:
где К1, К2, К3, К4, К5 — прирост товарооборота в процентах к прошлому году.
где ∆ — среднегодовое изменение прироста товарооборота, %;
Кn — последний показатель в ряду выровненных средних, %;
К1 — первый показатель в ряду выровненных средних, %;
n — количество выровненных средних;
где К6 — значение прироста объема товарооборота на планируемый год;
Исходные данные, используемые при планировании продаж в магазине «Колибри» представлены в таблицах 2–4.
Динамика развития товарооборота показала, что он ежегодно увеличивается по всем группам товаров, реализуемых в магазине.
Таблица 2
Динамика развития товарооборота
Товарная группа |
2008г |
2009г |
2010г |
2011г |
2012г |
К1 |
К2 |
К3 |
К4 |
К5 |
|
Мясная |
973 |
1161 |
1365 |
3134 |
3702 |
Алкогольная |
721 |
987 |
1207 |
3005 |
2929 |
Колбасная |
534 |
754 |
989 |
1911 |
2133 |
Молочная |
824 |
1416 |
1812 |
3874 |
3653 |
Хлебобулочная |
611 |
725 |
816 |
1778 |
1964 |
Бакалейная |
434 |
625 |
964 |
2316 |
2507 |
Рыбная |
345 |
543 |
714 |
1578 |
1596 |
Овощная |
521 |
624 |
816 |
1429 |
2457 |
Табачная |
112 |
219 |
387 |
516 |
964 |
Консервы |
164 |
389 |
500 |
1365 |
1646 |
Кондитерские |
164 |
243 |
313 |
917 |
1156 |
Гастрономия |
203 |
378 |
562 |
1428 |
2646 |
Прочая |
645 |
834 |
1216 |
2216 |
2966 |
Быт/хим |
500 |
624 |
814 |
1085 |
1355 |
Итого |
6751 |
9522 |
12478 |
26554 |
31672 |
Был проведен расчет процентного соотношения планирования объема продаж:
К2: -по мясной продукции: 1161/973=1,193=19,3;
—по алкогольной продукции: 987/721=1,368=36,9;
К3: -по мясной продукции: 1365/1161=17,6;
—по алкогольной продукции: 1207/987=22,3;
К4: -по мясной продукции: 3134/1365=1,193=129,6;
—по алкогольной продукции: 3005/1207=149;
К5: -по мясной продукции: 3702/3134=1,193=18,1;
—по алкогольной продукции: 2929/3005=2,5.
Аналогично проводился расчет по всем товарным группам.
Исходные данные для планирования объема продаж представлены в таблице 3.
Таблица 3
Исходные данные для планирования объема продаж
Товарная группа |
2008г |
2009г |
2010г |
2011г |
2012г |
К1 |
К2 |
К3 |
К4 |
К5 |
|
Мясная |
18,6 |
19,3 |
17,6 |
129,6 |
18,1 |
Алкогольная |
37,4 |
36,9 |
22,3 |
149,0 |
2,5 |
Колбасная |
34,3 |
41,2 |
31,2 |
93,2 |
11,6 |
Молочная |
59,6 |
71,8 |
28,0 |
113,8 |
5,7 |
Хлебобулочная |
11,7 |
18,7 |
12,6 |
117,9 |
10,5 |
Бакалейная |
32,4 |
44,0 |
54,2 |
140,2 |
8,2 |
Рыбная |
52,9 |
57,4 |
31,5 |
121,0 |
1,1 |
Овощная |
21,3 |
19,8 |
30,8 |
75,1 |
71,9 |
Табачная |
87,4 |
95,5 |
76,7 |
33,3 |
86,8 |
Консервы |
98,4 |
137,2 |
28,5 |
173,0 |
20,6 |
Кондитерские |
32,7 |
48,2 |
28,8 |
193,0 |
26,1 |
Гастрономия |
88,4 |
86,2 |
48,7 |
154,1 |
85,3 |
Прочая |
32,4 |
29,3 |
45,8 |
82,2 |
33,8 |
Быт/хим |
21,3 |
24,8 |
30,4 |
33,3 |
24,9 |
Итого |
37,4 |
41,0 |
31,0 |
112,8 |
19,3 |
Расчет скользящей средней проводился следующим образом:
Среднегодовое изменение объема товарооборота рассчитывался:
Прирост объема товарооборота на планируемый год (К6):
К6=129,6+2х18,3=166,2
Таблица 4
Расчет скользящей средней по товарообороту
Товарная группа |
К1 |
К2 |
К3 |
К6 |
Тпл |
|
Мясная |
18,5 |
55,5 |
55,1 |
18,3 |
166,2 |
6153 |
Алкогольная |
32,2 |
69,4 |
56,2 |
12,0 |
173,0 |
5068 |
Колбасная |
35,6 |
55,2 |
45,3 |
4,9 |
103,0 |
2197 |
Молочная |
53,1 |
71,2 |
45,4 |
-3,9 |
106,0 |
3873 |
Хлебобулочная |
14,3 |
49,7 |
47,0 |
16,3 |
150,6 |
2957 |
Бакалейная |
43,5 |
79,5 |
67,6 |
12,0 |
164,3 |
4118 |
Рыбная |
47,3 |
70,0 |
51,2 |
2,0 |
125,0 |
1994 |
Овощная |
23,9 |
41,9 |
59,3 |
17,7 |
110,5 |
2714 |
Табачная |
86,5 |
68,5 |
65,6 |
10,5 |
12,4 |
120 |
Консервы |
88,0 |
112,9 |
74,0 |
7,0 |
159,0 |
2617 |
Кондитерские |
36,6 |
90,0 |
82,6 |
23,0 |
239,0 |
2763 |
Гастрономия |
74,4 |
96,3 |
96,0 |
10,8 |
175,7 |
4649 |
Прочая |
35,8 |
52,4 |
54,0 |
9,1 |
100,4 |
2977 |
Быт/хим |
25,5 |
29,5 |
29,5 |
2,0 |
37,3 |
506 |
Итого |
36,5 |
61,6 |
54,4 |
8,9 |
130,7 |
41390 |
Таким образом, в планируемом 2013 году по сравнению с отчетным периодом товарооборот увеличится на 166,2 % и составит:
Тплан=3702х166,2/100=6153 тыс.руб.
Аналогичным образом был рассчитан планируемый товарооборот по всем товарным группам. В таблице 5 представлено соотношение планируемого товарооборота на 2013 года и фактического товарооборота за 2012 год.
Таблица 5
Расчет отклонений планируемого (2013г) от фактического (2012г) объема товарооборота
Товарная группа |
Тп2013 |
Тф2012 |
Откл, тыс.руб. |
Откл, % |
Мясная |
6153 |
3702 |
2451 |
166 |
Алкогольная |
5068 |
2929 |
2139 |
173 |
Колбасная |
2197 |
2133 |
64 |
103 |
Молочная |
3873 |
3653 |
220 |
106 |
Хлебобулочная |
2957 |
1964 |
993 |
151 |
Бакалейная |
4118 |
2507 |
1611 |
164 |
Рыбная |
1994 |
1596 |
398 |
125 |
Овощная |
2714 |
2457 |
257 |
110 |
Табачная |
120 |
964 |
844 |
12 |
Консервы |
2617 |
1646 |
971 |
159 |
Кондитерские |
2763 |
1156 |
1607 |
239 |
Гастрономия |
4649 |
2646 |
2003 |
176 |
Прочая |
2977 |
2966 |
11 |
100 |
Быт/хим |
506 |
1355 |
849 |
37 |
Итого |
41390 |
31672 |
9718 |
131 |
На основании проведенного планирования можно сделать вывод, что товарооборот предприятия в 2013 году увеличиться на 9718 тыс.руб. (31 %). Наибольшее увеличение товарооборота произойдет по таким товарным группам, как: кондитерские товары (1607 тыс.руб.), гастрономические товары (2003 тыс.руб.), мясная продукция (2451 тыс.руб.), алкогольная продукция (2139 тыс.руб.). Наименьшее увеличение планируется по следующим группам: колбасная продукция (64 тыс.руб.), прочая продовольственная продукция (11 тыс.руб.), овощная продукция (257 тыс.руб.).
Таким образом, применение экономико-статистического метода, позволяет более точно составить план продаж продукции, сгладить существующие отклонения, повысить заинтересованность сотрудников, положительно отразиться на деятельности предприятия.
Литература:
Соломатин А. Н. Экономика и организация деятельности торгового предприятия / А. Н. Соломатин. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 555 с.