В соответствии с системно-деятельностным подходом, составляющим методологическую основу требований ЗОЖ, содержание планируемых результатов описывает и характеризует обобщённые способы действий с учебным материалом, позволяющие обучающимся успешно решать задачи, направленные на отработку теоретических моделей и понятий, так и задачи, по возможности максимально приближенные к реальным жизненным ситуациям.
Иными словами, система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно действиями — познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными, преломлёнными через специфику содержания того или иного понимания о ЗОЖ, — овладеют обучающиеся в ходе образовательного процесса.
Структура планируемых результатов строится с учётом необходимости:
определения динамики картины развития обучающихся на основе выделения достигнутого уровня развития и ближайшей перспективы — зоны ближайшего развития школьника;
определения возможностей овладения учащимися учебными действиями на уровне, соответствующем зоне ближайшего развития, в отношении знаний, расширяющих и углубляющих систему опорных знаний, а также знаний и умений, являющихся подготовительными для понимания ЗОЖ.
С этой целью в структуре планируемых результатов по каждому занятию выделяются следующие уровни описания.
Цели ориентиры, определяющие ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты изучения основ ЗОЖ. Их включение в структуру планируемых результатов призвано дать ответ на вопрос о смысле ЗОЖ, его вкладе в развитие личности обучающихся. Оценка достижения этих целей ведётся в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации, а полученные результаты характеризуют деятельность системы образования.
Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении ЗОЖ. Они ориентируют школьника в том, какой уровень освоения опорного материала о ЗОЖ ожидается от выпускников. Критериями отбора данных результатов служат: их значимость для решения основных задач образования на данной ступени, необходимость для последующего обучения, а также потенциальная возможность их достижения большинством обучающихся, как минимум, на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность обучающихся. Иными словами, в эту группу включается система таких знаний о ЗОЖ, которая, во-первых, принципиально необходима для успешного обучения в начальной и основной школе и, во-вторых, при наличии специальной целенаправленной работы учителя в принципе может быть освоена подавляющим большинством детей.
Достижение планируемых результатов этой группы выносится на итоговую оценку, которая может осуществляться как в ходе освоения данной программы (с помощью накопительной оценки, или портфеля достижений), так и по итогам её освоения (с помощью итоговой работы). Оценка освоения опорного материала на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность обучающихся, ведётся с помощью заданий базового уровня, а на уровне действий, соответствующих зоне ближайшего развития, — с помощью заданий повышенного уровня о ЗОЖ. Успешное выполнение обучающимися заданий базового уровня о ЗОЖ служит единственным основанием для положительного решения вопроса о возможности перехода на следующую ступень обучения.
В повседневной практике обучения эта группа целей не отрабатывается со всеми без исключения обучающимися как в силу повышенной сложности учебных действий для обучающихся, так и в силу повышенной сложности учебного материала о ЗОЖ. Оценка достижения этих целей ведётся преимущественно в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации. Частично задания, ориентированные на оценку достижения этой группы планируемых результатов, могут включаться в материалы итогового контроля о понимании ЗОЖ.
Основные цели такого включения — предоставить возможность обучающимся продемонстрировать овладение более высокими (по сравнению с базовым) уровнями достижений и выявить динамику роста численности группы наиболее подготовленных обучающихся к сохранению ЗОЖ. При этом невыполнение обучающимися заданий, с помощью которых ведётся оценка достижения планируемых результатов этой группы, не является препятствием для перехода на следующую ступень обучения. В ряде случаев учёт достижения планируемых результатов этой группы целесообразно вести в ходе текущего и промежуточного оценивания, а полученные результаты фиксировать посредством накопительной системы оценки (например, в форме портфеля достижений) и учитывать при делении итоговой оценки.
Подобная структура представления планируемых результатов подчёркивает тот факт, что при организации образовательного процесса о понимании ЗОЖ, направленного на реализацию и достижение планируемых результатов, от специалиста Центра требуется использование таких педагогических технологий, которые основаны на дифференциации требований к подготовке обучающихся.
В результате изучения основ ЗОЖ на ступени общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные познания о ЗОЖ.
В сфере личностных универсальных познаний о ЗОЖ будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.
В сфере регулятивных универсальных познаний о ЗОЖ обучающаяся молодежь овладеет всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей деятельности в сфере ЗОЖ в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных универсальных познаний о ЗОЖ молодежь научится воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеет действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.
У молодежи сформированы в личностных познаниях о ЗОЖ: [1, с. 19–22]
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «здорового ученика»;
формирование личностного смысла учения о ЗОЖ;
продуктивное сотрудничество со взрослыми и сверстниками в области ЗОЖ;
самостоятельная и личная ответственность за свой ЗОЖ;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню;
установка на здоровый образ жизни;
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.
Учащаяся молодежь получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
устойчивого учебно-познавательного интереса к ЗОЖ;
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «здорового ученика»;
установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни.
Регулятивные универсальные познания о ЗОЖ научат: [2, с. 67–77]
осуществлять целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом понимании ЗОЖ;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия;
владеть саморегуляцией как способностью к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий
Молодежь получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные познания о ЗОЖ
Молодежь научилась:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий на освоение ЗОЖ;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач в области ЗОЖ;
основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
ставить и решать проблемы в области ЗОЖ;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
владеть рядом общих приёмов решения задач.
Молодежь получит возможность научиться: [3, с. 89]
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
записывать, фиксировать информацию о ЗОЖ;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач в области ЗОЖ.
Коммуникативные универсальные познания о ЗОЖ
Молодежь научилась:
эффективному слушанию;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в области ЗОЖ;
формулировать собственное мнение и позицию;
владеть конструктивной аргументацией;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
использовать речь для регуляции своего действия.
Молодежь получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в области ЗОЖ необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Литература:
Петров К. Здровьесберегающая деятельность в школе/ К. Петров // Воспитание школьников.-2005, -№ 2.- С.19–22.
Чурекова Т. М., Блинова Н. Г., Сапего А. В. Содержание здоровьесберегающего сопровождения в системе непрерывного образования /Т. М. Чурекова, Н. Г. Блинова, А. В. Сапего // Валеология.-2004, — № 4. — С.67–70.
Шевченко Л. Л. От охраны здоровья к успеху в учебе / Л. Л. Шевченко // Начальная школа.-2006,- № 8. — С.89.