Семья — единственный воспитательный институт, нравственное воздействие которого человек испытывает на протяжении всей своей жизни [1]. В педагогических трудах от Я. А. Каменского до А. С. Макаренко семейное воспитание — краеугольный камень гармонично-развитой личности. К. Д. Ушинский писал, что родители — это пример, ориентир, маяк, освещающий путь ребенка…и главная задача любой семьи воспитать детей, полезных для общества. И если раньше, семья выполняла воспитательную функцию в единоличном порядке, то в настоящее время, её делят с ней другие социальные институты: детский сад, школа и т. д. Таким образом, укрепление преемственности между семейным и общественным воспитанием можно рассматривать как социально значимую задачу общества, решением которой будет единый качественный целенаправленный воспитательно-образовательный процесс.
В последнее время фокус внимания российского образования направлен на взаимодействие социального института и семьи и строится оно по принципу партнерства. Под понятием «партнерство» мы рассматриваем систему взаимодействий и взаимоотношений, организованных на принципах равенства, добровольности, равнозначимости и дополнительности участников образовательного процесса [2].
Также следует помнить, что детские сады и школы служат для родителей первыми социальными институтами, через которые у них начинается систематическое просвещение. Национальный проект «Образование» выделяет оказание психолого-педагогической поддержки родителей, имеющих детей, как отдельный стратегически значимый вектор образования.
Перед каждой дошкольной организацией стоит актуальная задача на сегодня — выстроить систему взаимодействия с родителями таким образом, чтобы она соответствовала всем запросам современного образования: партнерство и педагогическое просвещение. Встала проблема перед детскими садами — как прилечь максимальное внимание родителей к воспитательно-образовательному процессу. Пришло время пересмотреть привычные формы работы с родителями, которые не вписываются в тесный график обеих сторон.
Цель статьи
Поделиться опытом работы по освоению новой формы взаимодействия с семьей и созданию универсального шаблона для создания просветительского аккаунта для родителей в социальной сети Инстаграм, построенного на принципе партнерства, в рамках экологического проекта
Целевая аудитория — родители, педагоги, дети
Быстрый темп современной жизни, замена живого общения виртуальным, глобальная цифровизация — это те условия, которые меняют наше представление о форме взаимодействия с семьёй. Этим продиктована необходимость создания новой эффективной модели взаимодействия с семьей для оказания психолого-педагогической поддержки родителей. Так в нашем детском саду появился проект создания экологического аккаунта в социальной сети для родителей и детей.
Первым шагом к материализации идеи стало проведение педагогического совета, на котором мы утвердили проект, выбрав состав творческой группы.
На первом этапе вошли такие мероприятия, как:
— сбор и изучение информации;
— создание нормативно-правовой базы (приказы и положение);
— определение форм и методов управления;
— формирование команды,
— распределение обязанностей;
— прогнозирование.
Идея проекта звучала как создание модели виртуального информационного пространства , направленного на взаимодействие ДОУ и семьи, с целью экологического просвещения, следовательно, важным шагом — определить какая социальная сеть послужит платформой, на которой проект будет реализовываться.
Мы провели опрос родителей, задачей которого была выявить их предпочтение к той или иной социальной сети. С большим отрывом (72 %), лидировал Инстаграм. Перед нами встала задача изучить все преимущества и минусы выбранной социальной сети, а также все технические особенности этого приложения.
Мы выделили основные формы введения аккаунта:
— размещение тематических информационных постов;
— проведение тематических семинаров, консультаций, вебинаров, как режиме онлайн, так и в записи;
— проведение опросов родителей для выявления интересующих их тем.
Говорят «как ты яхту назовешь, так она и поплывет» — перед нами встала задача в выборе названия нашего аккаунта. Оно должно было вобрать в себя всю суть нашего проекта, а именно подчеркивать нашу основную идею — сообщество для родителей, детей и педагогов. Выбрав опорные слова, характеризующие наш проект: семья, общество, природа, экология, взаимодействие, ассоциация, экологическое движение, и немного с ними «поиграв», родилось наше название: «Семейная ассоциация взаимодействия с природой», а словосочетание «экологическое движение» стало основой нашего короткого названия для поиска в Инстаграм: ecodrive _ family .
Eco — принадлежность к экологическому направлению
Drive — в переводе с английского ecology drive переводится, как «борьба за экологию», таким образом, мы хотели подчеркнуть наше стремление, движение вперед за сохранение экологии нашей планеты.
Family — «семья» (перевод с англ.яз) — наша целевая аудитория.
Любой проект могут подстерегать «подводные камни» и если их не учесть, то реализация его станет долгой и трудной. Выявление рисков проекта — важный процесс на подготовительном этапе проекта. Мы изучили их и наметили пути решения:
С кем/чем связаны |
Риски |
Решение |
Родители |
Родители не будут подписываться на аккаунт |
Проведение рекламной кампании по привлечению интереса родителей: —видеоролик —информационные листовки на группах с QR кодом, для того чтобы родитель при наведении камеры телефона мог сразу попасть на страницу проекта |
Родители |
Родители не будут активно вести себя на странице нашего аккаунта |
Проведение промежуточного анкетирования по выявлению заинтересованности родителей; Просматривать статистику активности аккаунта |
Педагоги |
Педагоги не проявят интереса к проекту |
Мотивирование педагогов (особые знаки отличия, грамоты, публичная благодарность) |
Педагоги |
Педагоги творческой группы недостаточно компетентны в вопросах введения социальных сетей |
Системное изучение ведения Инстаграм (видеоуроки); Изучение популярных экологических аккаунтов |
Аккаунт |
Введение аккаунта не системное, не постоянное. Выкладка информации спонтанная |
Планирование наполняемости аккаунта |
Следующий вопрос к рассмотрению для нас «Какой же информацией наполнять наш аккаунт, как часто и как много?». Решением стала разработка внутренней системы планирования. Правильное планирование — залог благополучной реализации любого дела. Основным задачами в планировании для нас стало распределение ответственных за рубрики, планирование тем месяца, системная выкладка материала. Мы собирались раз в месяц, для обсуждения темы следующего месяца и мероприятий по теме. Неоценимыми помощниками в планирования для нас стали «инструменты» такие как:
— Google таблица
— Google календарь
Инструменты |
+ |
_ |
Google форма |
- Удобство использования в совместной работе — не надо пересылать друг другу переделанные файлы; отображено кто вносил последние изменения в плане — Работать можно как на компьютере, так и на телефоне через приложение |
Необходимо время для знакомства с приложением чтобы создать нужный документ |
Google календарь |
Оповещение о запланированном мероприятии |
Необходимо время на то, чтобы внести события в календарь |
В выборе темы мы руководствовались экологическим календарем и внутренним календарно-тематическим планированием ДОУ. Например, 22 марта Всемирный день водных ресурсов и, следовательно, мы посвящали март воде: рассказывали, как важно экономить воду, о проблеме загрязнения водоемов и мирового океана в целом.
Для удобства планирования мы разработали структуру содержания — тематические рубрики:
— рубрика «Информационный пост». В посте мы посвящаем читателя в тему месяца, рассказываем об актуальности темы, интересные факты.
— рубрика «Новости». Рассказываем о важных интересных событиях, которые происходят в нашем детском саду.
— рубрика «Акция». Рубрика направлена на объединение внимания на актуальную проблему. Например, к проблеме пластикового мусора — акция посвящена отказу использования пластиковых пакетов в магазине.
— рубрика «Конкурс». Организуем конкурс для родителей и детей на экологическую тематику. Замечательным примером такого конкурса стало изготовление кормушек-кафе для птиц.
— рубрика «Мастер-класс». Здесь мы делимся идеями о том, как дать вторую жизнь отжившим вещам.
— рубрика «Советы». Очень часто люди пользуются вещами, не задумываясь о том, куда их деть после эксплуатации. В этой рубрике мы рассказываем, куда можно сдать отжившую вещь, пластик, стекло и даже новогоднюю елку после праздника.
— рубрика «Ecodrive_кухня». Сезонные блюда, напитки — здесь мы делимся полезными и вкусными рецептами.
— рубрика «Гид по природе». В этой рубрике мы рассказываем читателям о местах, где они могут погулять с семьей, соприкоснуться с природой.
Подтверждением того, что мы движемся в верном направлении, стало третье место на региональном конкурсе социальных проектов «Мы вместе» в номинации «Радость общения». То, что наш проект отметили, говорит о том, что сама идея взаимодействия с семьей через новые возможности, посредством ресурсов интернета и социальных сетей — реальна. Никто не заменяет живого общения, в котором, как и всегда нуждается человек, мы всего лишь передаем определенную информацию в вопросах воспитания, организации совместного досуга с детьми родителям в той форме, которая наибольшим образом удобна для современного человека.
Чек-лист
Советы по созданию профиля в Instagram
Литература:
- Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь — М., 2020, с. 257–258
- Черник Б. П. Эффективное участие в образовательных выставках. — Новосибирск, 2001. С. 131