Главной целью, стоящей перед Республикой Узбекистан, является создание правового, демократического государства, формирование гражданского общества. Для достижения этой высокой цели необходимо углубление демократических процессов, их гармонизация, формирование своеобразного отношения к происходящим социально-политическим процессам, демократии, исходя из жизненного уклада и образа мышления каждого народа, исторических традиций, мировоззрения и других факторов. В этой связи в устойчиво развивающемся Узбекистане важное значение приобретает обеспечение гармоничного национального развития проявлений толерантности, и их закрепление в национальном сознании. Как отметил президент Узбекистана И. А. Каримов: «На Востоке издревле существуют своеобразные черты демократических процессов» (1). Исходя из этой мысли, следует учитывать своеобразные стороны общественного развития, принимать во внимание то обстоятельство, что на Востоке демократические процессы, развиваясь в цельной и последовательной форме, проявляли непосредственную связь с формированием в сознании людей устойчивой толерантности. В предисловии к «Декларации о принципах толерантности», принятой на двадцать первой сессии Генеральной Конференции ЮНЕСКО в городе Париже 16 ноября 1995 года, сказано следующее: «На пороге XXI века внешний облик Узбекистана характеризуют мир и согласие, политическая стабильность и межнациональный лад, религиозная и идеологическая толерантность, взаимопроникновение культур, активное участие народа общественной жизни на основе равноправия различных наций и народностей». Это свидетельствует о том, что такие понятия, как права человека и демократия в полной мере соответствуют национальным и государственным интересам Узбекистана, свободолюбивому национальному образу мышления и духовным ценностям нашего народа. Данное обстоятельство, в свою очередь, в настоящее время составляет основу жизненного уклада населения Узбекистана. Указанные суждения, основываясь на социальной, экономической, политической и духовной стабильности, требуют разработки новых принципов, критериев, предъявляемых к жизни. Разрядка международной обстановки становится основой новой мировой политики. Содержательное изменение общественного сознания в сторону общечеловеческой сути, гармонизация прав личности, усиление в общепланетарном масштабе таких личностных качеств, как милосердие, толерантность, гуманизм, непосредственно связано с претворением в жизнь процессов обновления в духовном аспекте общества, коллектива и личности. К концу ХХ века человечество, с формированием в его сознании нового мышления, осознало то обстоятельство, что судьба его в собственных руках, реальных поступках, образе мышления. Процесс полного обновления в Узбекистане не осуществляется по двум взаимосвязанным направлениям. Первое, внутри государства, то есть его составляют обновления в экономике, духовности, политике, жизненном укладе, характере менталитете народа, осуществляемые на плановой основе, второе направление составляют такие аспекты, как оздоровление международной общественной обстановки, то есть разрешение противоречий между противоборствующими сторонами, переход от конфронтации к единению, сотрудничеству, к культуре мира, углубление проявлений межнациональной толерантности, создание международных общественных объединений, направленных на борьбу с наркобизнесом, терроризмом, экстремизмом, представляющими собой общую опасность для всего человечества (2). Из этого очевидно, что обеспечение устойчивого развития толерантности, а также внедрение ее в национальное сознание, стремление к достижению высокой духовности, является главной целью любого народа. Такие достоинства узбекского народа, как уравновешенность, терпение, выдержка, гуманизм, представляя собой своеобразные проявления толерантности, содержат в своей основе механизм формирования в Узбекистане духа национального единения. Исходя из этого, в процессе общественного развития, обретающего всестороннюю устойчивость, задачи толерантности и внедрения ее в национальное сознание связаны пониманием факторов национального согласия, то есть определение места, занимаемого в жизни нации, таких аспектов, как патриотизм, шовинизм. Осознание того, что национальная идея и идеология представляют собой один из важных духовно-нравственных факторов национального развития, их глубокий анализ, подтверждают проявления толерантности в общественном развитии. С обретением независимости в Узбекистане всемирно развивающийся и укрепляющийся жизненный уклад служит своеобразной основой для претворения в жизнь проявлений толерантности, их формирования в национальном сознании. Данный процесс связан с осознанием национального своеобразия, национальной культуры, формированием в сознании молодого поколения аспекта приобщения к национальным корнем. Поскольку осознание нашей молодежью своего национального «я», наряду с усвоением материального и духовного наследия наших предков, обычаев, традиций, культурных ценностей, способствует обеспечению всестороннего укрепления у них чувства ответственности за судьбу Родины и устойчивое развитие своей страны. По этой причине они, осознав тот факт, что национальное сознание формируется совместно с самой нацией, должны быть, по определению президента И. А. Каримова, нравственно здоровой, волевой личностью, воплощающей в себе высокую духовность свободно мыслящего гражданина своей страны, с независимым мировоззрением. Таким образом, формирование их в качестве гармонично развитой личности, опирающейся в своей деятельности на бесценное духовное наследие наших предков и современное мышление, обладающей национальным сознанием, национальным мировоззрением, составляет основу устойчивого развития общества.
Литература:
Каримов И. А. Ватан саждагох каби мукаддасдир. Т.6. 1996, с.8–9.
Джураев Н. Создание концепций обновления в Узбекистане, их эволюция и внедрение в практику АДД на соискание ученой степени доктора политических наук. Т., 2001, с.4.