Нравственно-эстетическое воспитание российских и иностранных студентов посредством изучения культуры англоязычных стран в процессе учебной и учебно-исследовательской деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Бурыкина, В. Г. Нравственно-эстетическое воспитание российских и иностранных студентов посредством изучения культуры англоязычных стран в процессе учебной и учебно-исследовательской деятельности / В. Г. Бурыкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 4 (51). — С. 539-541. — URL: https://moluch.ru/archive/51/6505/ (дата обращения: 19.12.2024).

Современные политические, социально-экономические условия качественно изменили жизнь нашей страны: формируются новые производственные отношения, имеет место конкуренция между различными формами собственности, идет сокращение сроков освоения новых технологий, все отрасли жизни претерпевают структурные и качественные изменения. Эти ярко выраженные процессы ставят новые задачи перед системой профессионального образования. Специалисту уже недостаточно иметь определенный уровень приобретенных профессиональных знаний, умений и навыков. Ему необходимо наличие общей культуры, способность к адаптации в изменяющихся условиях, готовность к соперничеству, знание иностранного языка, умение реализовать свои творческие способности, знание основ предпринимательской деятельности, знание правил конкуренции и, как следствие, повышение требований к профессиональной компетентности и конкурентоспособности выпускников образовательных учреждений.

Но наряду с вышесказанным в процессе подготовки специалистов сферы культуры и искусств имеет особое значение нравственно-эстетическое воспитание молодежи. Вопросы нравственно-эстетического воспитания наиболее актуальны в студенческих группах смешанного национального состава. В связи с этим возрастает роль образовательного пространства вуза, которое должно быть адекватным этническому многообразию студенческого контингента, удовлетворяющим социально-профессиональные потребности и духовные запросы российских и иностранных студентов.

Сущность понятия «образовательное пространство» раскрывается в работах многих отечественных ученых (Е. В. Бондаревская, Н. М. Борытко, Н. Б. Крылова, В. В. Сериков). Образовательное пространство представляет собой определенную совокупность связанных между собой условий, факторов, оказывающих на человека воспитательно-созидательное воздействие, а также единство субъектов образовательного процесса и непосредственно связанных с ним сфер общественной жизни (здравоохранения, культуры) [1, с. 256].

Обращение отечественных вузов к практике профессиональной подготовки иностранных граждан превращает образовательное пространство этих вузов в поликультурное образовательное пространство, которое представляет собой целенаправленно организованную среду профессионального, личностного, культурного становления иностранных и российских студентов. Поликультурное образовательное пространство вуза призвано создать все необходимые условия для профессионального и нравственного развития будущих специалистов, для их адаптации к реальным социально-культурным условиям, а также для обретения опыта межкультурного сотрудничества в области образования, культуры, науки, искусства и в других сферах общественной жизни. Поликультурное образовательное пространство вуза выполняет ряд функций, а именно: обеспечение диалога культур, интеграция иностранных студентов в новые социально-культурные условия, развитие межкультурной рефлексии студентов, воспитание у них этнической толерантности.

Педагогическая деятельность в группах смешанного национального состава имеет специфические особенности, описание которых не является целью данной статьи. Считаем более целесообразным остановится на вопросе нравственно-эстетического воспитания российских и иностранных студентов, обучающихся совместно. Иностранный язык как учебная дисциплина обладает особым воспитательным потенциалом, выступая связующим звеном между представителями различных культур и этнических групп. В данной статье рассматривается нравственно-эстетическое воспитание российских и иностранных студентов в ходе их учебной и учебно-исследовательской деятельности в рамках изучения английского языка.

Практика преподавания английского языка студентам БГИИК показывает, что воспитательное воздействие изучения культуры и искусства неразрывно связано с профессиональной ориентацией студентов. Все предметное содержание курса «Английский язык» разбито на различные темы. Так студенты факультета режиссуры, актерского искусства и хореографии изучают такие темы как «Театр», «Театры Лондона», «В. Шекспир», «Дом-музей Шекспира в Стратфорде-на-Эйвоне», «Виды театрального искусства», «Театральные постановки». Студентами этого факультета регулярно представляются творческие работы на английском языке, например «Современный взгляд на творчество В. Шекспира». Знакомясь с лучшими образцами культуры Великобритании студенты, как российские, так и иностранные, глубже осознают свою родную культуру. Именно поэтому в рамках работы со студентами-актерами активно включается материал о театральном наследии России и других стран, представителями которых являются иностранные студенты. Для студентов указанного факультета более интересной работой на занятиях является театрализация прочитанных текстов и произведений, изучаемых диалогов. Театрализация в нравственно-эстетическом аспекте воспитания влияет на формирование эстетического вкуса, чувства красоты художественного слова, выражение собственного отношения к общечеловеческим ценностям. В условиях межкультурного взаимодействия российских и иностранных студентов театрализация способствует обретению опыта межкультурного сотрудничества, воспитанию толерантности.

Студенты-режиссеры работают над темами: «Праздники в Великобритании, США», «Культурные события», «Люди искусства», «Традиции и обычаи Великобритании и Америки», «Фестивали и конкурсы», «Эдинбургский фестиваль» и др. В процессе работы студенты знакомятся с национальными социокультурными нормами, сформированными под воздействием национального культурного достояния. Это в свою очередь способствует формированию и укреплению толерантного отношения к иностранной культуре.

В ходе работы со студентами факультета музыкального творчества затрагиваются такие темы как «Музыка XX века на Западе», «История развития музыкальной культуры в Великобритании и США», «Музыка в нашей жизни», «Музыкальные инструменты», «Композиторы», «Музыкальные произведения», «Музыкальные жанры», «Национальные музыкальные инструменты разных стран». Студенты готовят сообщения об известных музыкантах, композиторах, исполнителях. Интересным по содержанию является занятия в форме «Музыкального ринга». В ходе проведения занятия студенты задают вопросы ведущим о современных исполнителях, их творческой деятельности, высказывают свое мнение. Каждому студенту заранее поручается подготовить сообщение по данной теме, продумать вопросы. В течение занятия студентами исполняются инструментальные и вокальные композиции, что доставляет большое эстетическое наслаждение, способствует формированию художественного вкуса, развитию образного мышления. Музыка при этом выступает фактором, «стирающим» все границы между странами, государствами и их представителями, способствующим более быстрой интеграции иностранных студентов в российское социально-культурное пространство.

Так как студенты вышеперечисленных факультетов отличаются творческим мышлением, нестандартностью взглядов, то и занятия по английскому языку следует строить с использованием таких форм как урок-спектакль, урок творчества, урок-конкурс, урок-концерт, урок-выставка. В процессе их проведения решаются важные воспитательные задачи: воспитание уважения к чужой стране, ее культуре и искусству; воспитание чувства сопричастности к мировой истории, памятникам литературы, живописи, музыкальному наследию.

Задачи нравственно-эстетического воспитания российских и иностранных студентов могут успешно решаться не только на аудиторных занятиях, но и в рамках учебно-исследовательской работы студентов. Учебно-исследовательская деятельность организует творческий поиск и применение знаний, обеспечивает овладение методами научного познания в процессе поиска информации. Такая деятельность является условием формирования интереса, потребности в творчестве. В процессе учебно-исследовательской работы у студентов формируются такие элементы творческой деятельности как самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию, творческий подход к поиску решения проблем. Студенческая поисковая деятельность является одной из форм реализации студента как личности. Она способствует приобретению навыков самостоятельного изучения и применения дополнительного объема знаний, что способствует повышению общей эрудиции студентов.

В рамках учебно-исследовательской деятельности личность студента формируется наиболее полно и разносторонне. Работа кафедры иностранных языков БГИИК в плане организации и руководства учебно-исследовательской деятельностью российских и иностранных студентов строится на тесном взаимодействии между студентом, преподавателем, студенческим самоуправлением и администрацией института. Особенностью данного вида деятельности является непрерывный, системный характер. В качестве задач учебно-исследовательской деятельности студентов кафедра иностранных языков выделяет следующее: создание условий для максимального раскрытия потенциальных возможностей наиболее способных студентов в учебно-исследовательской деятельности; формирование творческого подхода к любому делу или мероприятию; создание условий для самоподготовки студентов к жизни и трудовой деятельности в современных условиях. При этом организация учебно-исследовательской работы студентов предполагает

  • учет их интересов в той или иной области культуры и искусства;

  • обучение студентов работе с научной, документальной, справочной и художественной литературой, изданиями на иностранных языках, формирование информационной культуры научного исследования;

  • знакомство и сотрудничество с представителями науки в интересующей области знаний, оказание практической помощи студентам в проведении исследовательской работы;

  • организация индивидуальных консультаций промежуточного и итогового контроля;

  • рецензирование научно-исследовательских работ студентов при подготовке их к конкурсам и конференциям;

  • подготовка, организация и проведение научно-практических конференций, творческих отчетов, смотров-конкурсов;

  • редактирование и издание студенческих сборников.

Так, ежегодно кафедра иностранных языков БГИИК проводит межвузовские студенческие научно-практические конференции «Иностранный язык и межкультурные коммуникации». Студенты, принимающие участие, имеют возможность обсудить вопросы культуры и искусства стран изучаемого языка (Великобритании, США, Германии, Франции). Проведение конференции подразумевает работу трех секций: английского, немецкого, французского языков. В рамках секции английского языка затрагиваются такие проблемы как «Современный взгляд на творчество Томаса Гейнсборо — величайшего живописца Великобритании», «Культура Шотландии в преданиях и легендах», «Праздники в США» и др.

Подобные мероприятия, бесспорно, способствуют приобщению студентов к научно-исследовательской деятельности. Кроме этого, они имеют своей целью формирование потребности и способности понимать чужие точки зрения на проблемы культуры и искусства, достигать согласия и сотрудничать в условиях культурного и национального различия.

Таким образом, познание культуры и искусства стран изучаемого языка является эффективным средством в процессе нравственно-эстетического воспитания российских и иностранных студентов. Приобщение молодого поколения к общечеловеческим ценностям через познание разнообразных этнических и социальных культур является одним из приоритетных направлений воспитательной работы в процессе преподавания английского языка в студенческих группах смешанного национального состава.


Литература:

  1. Бондаревская, Е. В. Воспитание как встреча с личностью (Избранные педагогические труды в двух томах) / Е. В. Бондаревская. — Т.2. — Р н/Д: Изд-во РГПУ, 2006. — 504 с.


Основные термины (генерируются автоматически): студент, английский язык, нравственно-эстетическое воспитание, учебно-исследовательская деятельность, США, Великобритания, Иностранный язык, образовательное пространство, поликультурное образовательное пространство, смешанный национальный состав.


Похожие статьи

Педагогический потенциал духовно-нравственного воспитания студентов на основе гуманистических традиций (на примере православия) как фактор преемственности в русской национальной педагогике

Применение исследовательского подхода к обучению как неотъемлемое условие формирования культуры учебно-исследовательской деятельности студентов младших курсов

Педагогическое обеспечение формирования этнокультурных ценностей среди иностранных студентов

Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы как основа формирования общечеловеческих ценностей

Развитие художественно-эстетической культуры студента в системе высшего педагогического образования

Формирование гуманистически направленной физической культуры студентов экономических специальностей в условиях спортизации занятий по физическому воспитанию

Система организации исследовательской и проектной деятельности как инструмент развития познавательной и творческой активности учащихся начальных классов

Формирование коммуникативных компетенций у младших школьников посредством использования различных видов творческой деятельности на уроках русского языка и литературного чтения

Духовно-нравственное развитие младших школьников как предмет педагогического исследования

Проблема организации и осуществления самообразовательной деятельности студентов в философской, психолого-педагогической и научно-методической литературе

Похожие статьи

Педагогический потенциал духовно-нравственного воспитания студентов на основе гуманистических традиций (на примере православия) как фактор преемственности в русской национальной педагогике

Применение исследовательского подхода к обучению как неотъемлемое условие формирования культуры учебно-исследовательской деятельности студентов младших курсов

Педагогическое обеспечение формирования этнокультурных ценностей среди иностранных студентов

Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы как основа формирования общечеловеческих ценностей

Развитие художественно-эстетической культуры студента в системе высшего педагогического образования

Формирование гуманистически направленной физической культуры студентов экономических специальностей в условиях спортизации занятий по физическому воспитанию

Система организации исследовательской и проектной деятельности как инструмент развития познавательной и творческой активности учащихся начальных классов

Формирование коммуникативных компетенций у младших школьников посредством использования различных видов творческой деятельности на уроках русского языка и литературного чтения

Духовно-нравственное развитие младших школьников как предмет педагогического исследования

Проблема организации и осуществления самообразовательной деятельности студентов в философской, психолого-педагогической и научно-методической литературе

Задать вопрос