Сегодня направление «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов» определено как одно из приоритетных направлений развития образования, предусматривающее совершенствование условий организации дистанционного обучения детей-инвалидов в каждом субъекте РФ.
Совершенно очевидно, что обучение детей с ОВЗ должно организовываться по-особому, с учетом специфических трудностей таких обучающихся, обусловленными их заболеваниями и теми социальными ситуациями, в которых вследствие этих заболеваний дети оказываются. Не менее важными являются психологические трудности развития школы как системы и проблемы эффективной образовательной среды, поскольку решение именно указанных проблем определяет преодоление психологических трудностей каждого конкретного ученика и его личностное развитие.
Вместе с тем, реализация инновационных образовательных программ обучения для учащихся-инвалидов позволит не только решить проблему их социальной адаптации, но и откроет возможности их включения в образовательную среду либо в специально созданных условиях в школе, либо посредством обучения в виртуальном пространстве электронных классов наравне со здоровыми сверстниками. На сегодняшний день ВУЗы страны начинают активно внедрять практику дистанционного обучения инвалидов. Среди них — Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана, который обучает молодых людей с нарушением слуха. Московский государственный социально-гуманитарный институт, который осуществляет свою деятельность для инвалидов с нарушением опорно-двигательной системы. Пройдет совсем немного времени и ребенок-инвалид не будет вынужден поступать в специальный вуз, а сможет выбирать место учебы без учета специфики заведения. Но для того чтобы ребенок мог полноценно учиться, приобретая профессию, он должен получить базовые знания в объеме школьной программы. Совсем недавно это было совершенно невозможно для детей, которые по состоянию здоровья не могли посещать школу и даже просто выходить из дома. Дистанционное обучение позволит существенно расширить информационные рамки учебного содержания, повысить качество образовательных услуг при минимальных затратах.
Характерные особенности дистанционного образования:
гибкость, когда учащийся работает в свободном темпе и удобном для себя месте;
модульность, где каждый отдельный курс создаёт целостное представление об определённой области знаний;
экономичность, за счёт использования более концентрированного представления и унификации содержания;
личностно-ориентированный подход;
технологичность, когда используются различные методы, формы и средства взаимодействия в процессе самостоятельного, но контролируемого освоения знаний;
интерактивность, полностью соответствуют необходимым и достаточным средствам для обучения детей-инвалидов.
Кроме того, данная методика обучения может быть использована при обучении школьников, временно не посещающих учебное заведение по медицинским и другим показаниям.
Литература:
Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА», утвержденная Президентом Российской Федерации от 04.02.2010 № Пр-271;.
Федеральная целевая программа развития образования 2011–2015 г.г. утверждена постановлением Правительства РФ от 07 февраля 2011 г. № 61