Туризм — это популярный вид коммерческой деятельности предприятий. Важной спецификой туристических фирм является высокая доля расходов на оплату труда персонала, что чревато значительной нагрузкой в части обязательных страховых взносов во внебюджетные фонды. Однако переход туристических агентств на упрощенную систему налогообложения позволяет таким предприятиям получить значительную экономию средств.
Ключевые слова: туристические фирмы, обязательные взносы во внебюджетные фонды, упрощенная система налогообложения, резерв на оплату отпускных, экономия средств.
Туризм является одной из значимых сфер общественной жизни, поскольку представляет собой определенный сегмент системы социальной инфраструктуры. В условиях рыночной экономики бухгалтерский учет в туристических фирмах (как и в остальных хозяйствующих субъектах) используется как важнейший инструмент управления финансово-хозяйственной деятельностью. Так, в рамках финансового и налогового учета можно влиять на доходы, расходы и финансовые результаты предприятий сферы туризма.
Одна из острейших проблем, как отмечает Кузнецова О. Н., с которой столкнулись в последние годы российские туроператоры и турагенты, связана с повышением нагрузки в части отчислений во внебюджетные фонды (после замены ЕСН так называемыми «зарплатными» взносами). Ведь среди характерных особенностей предприятий сферы туризма можно выделить достаточно высокий удельный вес живого труда. В итоге, их расходы на оплату труда составляют значительную долю в структуре совокупных издержек [3, с. 47].
Кроме того, заработная плата работников туристических фирм, как правило, отличается относительно высоким уровнем, поскольку принципиальной особенностью данной отрасли является потребность в квалифицированном труде, который требует от работников специальной подготовки. В результате, в сфере туризма каждый третий работник имеет высшее образование, что значительно выше, чем, например, на промышленных предприятиях. Данный фактор, соответственно, тоже увеличивает нагрузку на туристические фирмы в части уплаты обязательных страховых взносов.
Чтобы решить обозначенную проблему, следует в полной мере пользоваться всеми возможными льготами, которые предоставляются в настоящее время отечественным законодательством. В частности, необходимо помнить, что хозяйствующие субъекты, функционирующие на упрощенной системе налогообложения (УСН) и относящиеся к определенным сферам деятельности, имеют право использовать пониженный страховой тариф по обязательным взносам во внебюджетные фонды.
Так, для некоторых категорий экономических субъектов, применяющих УСН, еще с 2011 года утвержден пониженный тариф страховых взносов. В 2012 году данные ставки немного пересматривались, однако большинство плательщиков страховых взносов сохранили право на пониженные тарифы. При этом важно учитывать, что деятельность на УСН, по которой установлен льготный тариф, должна являться для предприятия основной.
В соответствии со ст. 58 Федерального закона от 24.07.2012 № 212-ФЗ, вид экономической деятельности считается основным, если доля доходов от реализации продукции (работ, услуг) по такой деятельности составляет не менее 70 % в общем объеме доходов [2]. Причем сумма доходов определяется в соответствии со ст. 346.15 Налогового кодекса РФ (НК РФ) [1]. В частности, при определении общего объема доходов суммируются все доходы плательщика, включающие доходы от реализации продукции (работ, услуг) по всем видам деятельности и внереализационные доходы.
К числу предприятий, претендующих на пониженный страховой тариф по обязательным страховым взносам, относятся экономические субъекты, осуществляющих деятельность в производственной и социальной сфере. На период 2012–2013 гг. для них утвержден тариф страховых взносов в размере 20 %, что в 1,5 раза меньше общеустановленного тарифа (в размере 30 %).
При этом для работников с датой рождения в 1966 году и раньше страховые взносы идут на страховую часть в полном объеме (а именно: 4 % — солидарная часть, 16 % — индивидуальная часть). Для работников с датой рождения в 1967 году и позже страховые взносы разделяются на две части:
накопительная часть пенсии — 6 %;
страховая часть пенсии — 14 процентов (в т. ч.: 4 % — солидарная часть, 10 % — индивидуальная часть).
Перечень основных видов экономической деятельности для целей использования пониженного страхового тарифа по обязательным взносам во внебюджетные фонды определен п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ в соответствии с ОКВЭД. И здесь для предприятий сферы туризма следует учитывать, что в соответствии с указанным нормативно-правовым актом, в перечень данных видов экономической деятельности, претендующих на применение пониженных тарифов страховых взносов, включена деятельность «Транспорт и связь» (код ОКВЭД 60–64). К этой деятельности, в свою очередь, относится дополнительная транспортная деятельность (код ОКВЭД 63), которая включает деятельность туристических агентств (код ОКВЭД 63.3).
Следовательно, туристические агентства, которые, как правило, являются субъектами малого бизнеса, а значит, могут претендовать на использование УСН, имеют возможность сэкономить на обязательных страховых взносах во внебюджетные фонды. В таблице 1 представлена подтверждающая информация (условные данные с учетом уровня заработной платы работников сферы туризма в г. Ростов-на-Дону).
Таблица 1
Ежемесячная экономия на обязательных страховых взносах для туристических агентств, применяющих УСН
Показатели |
Общая система налогообложения |
УСН |
1. Фонд оплаты труда руководителя фирмы за месяц, руб. |
20000 |
20000 |
2. Фонд оплаты труда менеджеров по бронированию и продажам (2 человека) за месяц, руб. |
15000 х 2 = 30000 |
15000 х 2 = 30000 |
3. Фонд оплаты труда агентов по бронированию и продажам (2 человека) за месяц, руб. |
12000 х 2 = 24000 |
12000 х 2 = 24000 |
4. Фонд оплаты труда бухгалтера за месяц, руб. |
15000 |
15000 |
5. Фонд оплаты труда персонала за месяц — всего, руб. |
89000 |
89000 |
6. Тариф страховых взносов, % |
30 |
20 |
7. Сумма обязательных страховых взносов за месяц, руб. |
26700 |
17800 |
8. Экономия средств за месяц, руб. |
- |
8900 (26700 – 17800) |
9. Экономия средств за год (при условии постоянного уровня оплаты труда), руб. |
|
106800 |
Так, ежемесячная экономия средств для микропредприятия в сфере туризма (с численностью персонала — только 5 человек) приблизительно может составить 17800 руб. Экономия же средств за год (при условии постоянного уровня оплаты труда работников) может достигнуть 106800 руб.
Соответственно, при большей численности персонала и повышении оплаты труда в течение финансового года, экономия средств может быть значительно больше. Кстати, чтобы еще более сэкономить на взносах во внебюджетные фонды, руководители туристических фирм (и туроператоров тоже) должны повышать заработную плату своим работникам отдельными локальными документами (по каждому работнику, а не по всем работникам сразу). В таком случае при расчете отпускных не придется осуществлять индексацию заработной платы, поэтому размер отпускных будет ниже. Автоматически будут ниже и обязательные страховые взносы.
При этом также следует учитывать, что в сфере туризме обычно применяют три вида систем оплаты труда:
Система оплаты труда, основанная на чаевых и других добровольных вознаграждениях, выплачиваемых клиентами обслуживающему персоналу. Они, как правило, составляют до 10 % от суммы счета.
Система оплаты труда, основанная на долевом участии в продажах и оказании услуг.
Система оплаты труда с фиксированным окладом. Применяется для тех работников, которые не вступают в прямой контакт с клиентами.
Основной системой оплаты труда в сфере туризма, естественно, является вторая. И в России, и в зарубежных странах наряду с минимальной заработной платой работнику выплачивается определенный процент от прибыли, зависящий от доли участия. Следовательно, при росте объемов продаж в туристических фирмах прямо пропорционально будет расти и фонд оплаты труда их работников. Поэтому применение УСН туристическими агентами является чрезвычайно актуальным способом минимизации обязательных страховых взносов во внебюджетные фонды.
Фирмам только следует помнить те критерии, которые позволяют применять УСН в настоящее время. Так, перейти на данный льготный налоговый режим возможно при одновременном соблюдении следующих условий:
средняя численность работников за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом Росстатом, не превышает 100 человек;
остаточная стоимость основных средств, определяемая в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете, не превышает 100 млн. рублей;
по итогам девяти месяцев года, в котором подается заявление о переходе на УСН, доход от реализации, определяемый в соответствии со ст. 248 НК РФ, не превышает 45 млн. руб.
В то же время, если по итогам налогового (отчетного) периода выручка от продаж превысит 60 млн. рублей, туристическая фирма будет обязана снова вернуться на общий режим налогообложения.
Туристическим агентам также следует иметь в виду, что:
если объектом, с которого уплачивается единый налог по УСН, выбраны доходы, то сумму обязательных страховых взносов можно вычесть из исчисленного налога; при этом максимально допустимая величина вычета составляет 50 % от величины единого налога;
если объектом, с которого уплачивается единый налог по УСН, является разница между доходами и расходами, то взносы также уменьшают налоговую базу, так как учитываются в составе расходов.
Кроме того, налоговый режим в виде УСН изначально позволяет получить ощутимую экономию средств за счет замены трех крупных налогов (НДС, налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций) одним единым налогом.
Для тех туристических фирм, которые не вправе применять УСН, можно порекомендовать создавать в финансовом и налоговом учете резерв на оплату отпускных. Ведь указанный механизм учета расходов на оплату отпусков персонала является обязательным, в соответствии с МСФО и проектом ПБУ «Учет вознаграждений работникам». Ежемесячное создание такого резерва (с учетом обязательных страховых взносов) позволит в течение финансового года получать бесплатную отсрочку по уплате налога на прибыль организаций.
Следовательно, туристическим фирмам следует постоянно следить за всеми изменениями в нормативно-правовой базе, регламентирующей порядок учета и налогообложения, чтобы избежать излишних фискальных платежей и, прежде всего, при возникновении обязательств по оплате труда.
Литература:
- Налоговый кодек Российской Федерации (ч. II) // http://base.garant.ru/10900200/.
- Федеральный закон. О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования от 24.07.2012 № 212-ФЗ // http://www.klerk.ru/doc/156137/.
- Кузнецова О. Н. Направления минимизации взносов во внебюджетные фонды для предприятий сферы сервиса и туризма // Сервис в России и за рубежом. 2011. № 3. С. 47–53.