Роль и место полевых магистральных трубопроводов в системе обеспечения войск горючим определяются их функциональным предназначением, высокой эффективностью, надёжностью, а также ограниченными в условиях военного времени возможностями других видов транспорта.
Развёртывание полевого магистрального трубопровода (ПМТ) наиболее сложный и напряжённый этап работы трубопроводной системы, требующий от всего личного состава приложения максимума усилий. Командиры всех степеней должны уметь принимать решения на основе точных инженерных и организационных расчётов, на фоне быстро изменяющейся оперативно-тыловой обстановки.
Рассмотрим вопрос особенностей развертывания и эксплуатации полевых трубопроводов в сложных условиях, с выбором способов, методов и средств силами трубопроводных частей и подразделений.
В зимних условиях.
Зима усложняет работы как по развертыванию, так и по эксплуатации полевых трубопроводов. Снежные заносы затрудняют движение трубовозов и других машин. Требуется периодически проводить расчистку дорог, пропуская по ним бульдозеры, грейдеры или трактора с угольниками. Как правило, в этих случаях дороги прокладываются узкие, позволяющие только одностороннее движение. Для разъезда встречных машин через 3–5 км на путях подвоза расчищаются площадки. Сложные дорожные условия требуют усиленного регулирования. На труднопроходимых участках необходимо иметь дежурные тракторы или тягачи для продвижения застрявших трубовозов. Для поддержания дорог в проезжем состоянии на весь период развертывания необходимо выделять соответствующие силы и средства. Кроме того, необходимо расчищать полосу шириной 2,5–3 м для трассы трубопровода. Эта полоса отделяется от проезжей части дороги снежным валиком, который будет защищать трубопровод от наезда транспортом.
Пикетные знаки должны иметь длинные подставки и устанавливаться на снежном валике, чтобы их не заносило снегом.
Группы раскладчиков и монтажные группы работают на сокращенной дистанции. Заблаговременная раскладка труб нецелесообразна из-за возможности заноса их снегом. Трубы раскладываются на расчищенной полосе за снежным валиком. На трудных участках, где параллельную полосу расчистить невозможно, трубопровод укладывается на гребне снежного вала.
Темп сборки при низкой температуре снижается на 25–30 %. Одной из причин этого является уменьшение эластичности резиновых уплотнительных колец. Для разогрева колец на каждом монтажном участке создаются обогревательные пункты.
При глубоком снеге неизбежно попадание снега в трубы. Для удаления его из труб при опрессовке обязательно пропускается разделитель и увеличивается период продувки трубопровода воздухом. Однако и эти меры не обеспечивают полного удаления снега, особенно из внутренней полости резиновых колец в местах соединения труб. Этот снег вымывается горючим при заполнении трубопровода, что приводит к образованию снежных пробок большой длины. Для их удаления и улавливания в обвязках насосных станций монтируются байпасные линии длиной 18–24 м. В этих линиях и в основном трубопроводе устанавливаются вставки с сетками. При засорении снегом одной из сеток, горючее направляется по второй линии, а засоренная сетка вынимается и очищается от снега.
В зимних условиях должны быть приняты меры против обморожения личного состава. С этой целью личный состав обеспечивается теплым обмундированием и обувью, средствами против обморожения. Для личного состава готовятся палатки и блиндажи со средствами обогрева. Пункты обогрева необходимо иметь не только в гарнизонах насосных станций, но и между ними на трассе. Усиливается медицинский надзор за счет привлечения специально подготовленных внештатных санитарных инструкторов.
Работа ночью.
Основными затруднениями в развертывании и эксплуатации полевых трубопроводов ночью является ограниченная видимость. Темп сборки в ночное время сокращается на 25–30 %.
Трассу необходимо изучить в светлое время, отметить места поворотов на ней и наметить пути движения трубовозов.
Чтобы ночью можно было различать пикеты и указательные знаки, в них необходимо вставлять катафоты. Трубовозы оборудуются опознавательными самосветящимися бортовыми знаками. Под кузовом устанавливаются лампочки подсвечивания дороги водителю сзади идущего автомобиля.
Монтажные группы снабжаются средствами подсвечивания.
Раскладка труб производится парными трубовозами: трубы раскладываются спереди идущего трубовоза, а задний трубовоз освещает фарами трассу.
При эксплуатации усиливаются аварийные и патрульные команды. Хорошо зарекомендовал способ осмотра линии трубопровода ночью с автомобиля типа УАЗ—469 с поворотной фарой. Фара направляется на линию так, чтобы луч скользил по трубопроводу при движении машины. При таком осмотре достигается скорость 10–15 км/час и хорошо выявляются места утечек из трубопровода.
В горных условиях на развертывание и эксплуатацию трубопроводов оказывают влияние сложный рельеф местности, горные реки и ущелья, ограниченное количество дорог, особенности климатических условий в высокогорных районах и возможность образования горных обвалов и снежных лавин.
При выборе трассы по карте, а впоследствии при рекогносцировке на местности, внимательно изучают все ручьи (даже пересохшие), ущелья и овраги вблизи трассы. Эти впадины в период дождей могут превращаться в мощные потоки воды. По намеченной трассе необходимо просмотреть и определить крутизну подъемов и спусков, радиусы поворотов дорог на серпантинах.
Выбор направления трассы ограничивается величием существующих дорог в горах.
При выполнении гидравлического расчета необходимо определить коэффициент удлинения трассы отдельно для участков с различным характером рельефа. Для защиты трубопровода от повышенных гидростатических давлений перекачиваемой жидкости при гидравлическом расчете определяют места установки обратных клапанов на подъемах и регуляторов давления на скатах трассы.
Увеличение высоты трассы над уровнем моря приводит к снижению мощности двигателей внутреннего сгорания. Так на высоте 2000 м над уровнем моря мощность двигателей уменьшается на 20 %. Это необходимо учитывать при определении рабочего режима насосных станций и их количества.
Расстановка пикетных знаков производится на сокращенных дистанциях — через 200 м.
Доставка труб на трассу производится небольшими автомобильными колоннами. Дистанции в автоколоннах увеличиваются. Все трубовозы оборудуются горными упорами. Перевозка труб на автомобилях КамАЗ-6550 и КРАЗ-257 может осуществляться на затяжных подъемах крутизной до 10–12о с радиусом поворота дорог не менее 12–15 м. На участках трассы, подъем которых превышает 12о, а в гололед и при меньшем подъеме, должны работать дежурные тракторы и тягачи.
Скорость движения автотранспорта в горах снижается до 10–12 км/час, что приводит к уменьшению суточного пробега машин примерно в 2 раза по сравнению с равниной местностью. Это уменьшает возможность трубовозов и влияет на суточные темпы развертывания ПМТ.
Трубопровод, проложенный по склону, воизбежании самопроизвольного сползания и наезда на него автомобилями необходимо крепить камнями и другими подручными средствами. При пересечении трубопроводом горных рек для подвешивания труб используются подвесные конструкции или стальные тросы.
Для прокладки трубопровода в горных условиях используется горный комплект, в который включается дополнительное количество насосных установок и некоторого оборудования.
Запуск насосных станций, расположенных на подъем трассы, после остановки перекачки, производится сверху вниз, т. е. в обратной последовательности, чем на равнинной местности. При этом необходимо стремится, чтобы последующие станции включались вслед за впереди расположенной станцией. При такой последовательности пуск насосных станций облегчается, т. к. не требуется станциям преодолевать большое гидростатическое давление столба жидкости в вышерасположенном участке трубопровода.
Резко пересеченный рельеф местности представляет большую возможность проводить опорожнение трубопровода самотеком в низких точках.
При опорожнении трубопровода компрессором длина опорожняемого участка ограничивается разностью отметок его концов, которая не должна превышать 50–60 м. Это вызывает необходимость разбивать участок между соседними насосными станциями на ряд участков, на границах которых в период опорожнения устанавливаются «кочующие «станции». На отдельных участках горной трассы будет наблюдаться различные климатические условия: тепло в низинах и холодно на вершинах и перевалах с резким понижением температуры с наступлением ночи. Ввиду этого необходимо предусматривать теплое обмундирование для личного состава, утепленные палатки с печками, запас дров.
Сложность трассы и ограниченная видимость вызывает необходимость усиления охраны и патрульно-аварийной службы на трассе. Использование вертолетов для этих целей на высокогорных участках трассы ограничивается.
В пустынно-степной местности трасса, обычно, проходит по безлюдным и бездорожным районам с сыпучими песками. Ограниченность ориентиров и однообразие местности затрудняют выполнение рекогносцировки и пикетирования трассы. Пикеты и дорожные знаки необходимо устанавливать на укороченных дистанциях, на гребнях барханов и дюн. Чтобы их не заносило песком, подставки следует делать удлиненные.
Барханы и дюны затрудняют раскладку труб на трассе. Группа раскладчиков не должна удаляться более чем на 500 м от монтажников, т. к. трубы могут быть засыпаны песком до подхода монтажников.
Значительные трудности в работе создают необычные сложные климатические условия. Летом температура воздуха в тени достигает + 50оС при относительной влажности 6–10 %, а зимой до –35о С. Пески в пустынях нагреваются до + 70о С. Большие помехи создают почти непрерывные сухие ветры и песчаные бураны. В таких условиях затрудняется монтаж трубопровода в дневное время. Рекомендуется вести монтаж рано утром, вечером и ночью. Запыленность воздуха составляет 4 г/м3. Пыль забивает двигатели, высокая температура приводит к их перегреву.
Проходимость машин в песках значительно сокращается. По проходимости для автомобильного транспорта пески можно подразделить на две категории: закрепленные редкой пустынной растительностью ровные пески: незакрепленные барханы и грядовые сыпучие пески с высотой гряд и барханов до 12–14 м. По пескам первого типа движение автомобильного транспорта возможно в любое время года. Дорога в них накатывается быстро и при отсутствии песчаных буранов сохраняется долго. По барханным пескам могут передвигаться только вездеходы.
Машины для пустынно-степных районов должны быть оборудованы устройством по блокировке ведущих мостов, фильтрами по очистке воздуха, радиаторами с повышенной площадью охлаждения и с возвратом конденсата, агрегатами для вентиляции и кондиционирования воздуха.
Трубы, уложенные на песок, в летнее время нагреваются до 60о-70оС. При заполнении трубопровода и в период перекачки горючее нагревается. Для предупреждения образования паровых пробок и срыва работы насосов передвижных установок необходимо создавать повышенный подпор на входе 5–6 кг/см2, вместо 1.5–2 кг/см2 в обычных условиях.
Остановка перекачки даже на непродолжительное время приводит к быстрому нагреванию горючего в трубопроводе.
В пустынных районах водятся змеи и довитые насекомые (фаланги, скорпионы, каракурты и т. д.). Это требует от личного состава предосторожности при работе и размещении на отдых. Личному составу выдавать отпугивающие жидкости и мази, а в медпунктах иметь сыворотку на случай укусов ядовитых змей. Личный состав должен быть обучен оказанию первой помощи пострадавшим от укусов и от воздействия солнечных лучей.
Литература:
Полевые магистральные трубопроводы повышенной производительности: Ру-ководство по эксплуатации. М.: Воениздат, 1982. 362 с.
Горчаков А. Г. Трубопроводный транспорт в операциях. — Л.:ВАТТ,1973. — 324с.