Эффективность культурологического подхода в процессе обучения студентов высших образовательных учреждений русскому языку | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Уразова, М. Б. Эффективность культурологического подхода в процессе обучения студентов высших образовательных учреждений русскому языку / М. Б. Уразова, С. Д. Турланова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 4 (51). — С. 613-614. — URL: https://moluch.ru/archive/51/6565/ (дата обращения: 16.11.2024).

В данной статье рассматривается тезис об эффективности использования культурологического подхода в процессе обучения студентов высших образовательных учреждений русскому языку, позволяющий рассматривать культуру не только в качестве источника содержания образования, но и метода его исследования и проектирования

Ключевые слова: культурологический подход, культура, метод, русский язык, студенты


На пороге нового века существенно изменился социокультурный контекст изучения иностранных языков, в том числе и русского языка, в Узбекистане. Значительно возросли их образовательная и самообразовательная функции в школе и высших образовательных учреждениях, профессиональная значимость на рынке труда в целом, что повлекло за собой усиление мотивации в изучении языков международного общения. Соответственно возросли и потребности в использовании русского языка. Новые задачи предполагают изменения в требованиях к уровню владения языком, определение новых подходов к отбору содержания и организации материала. Содержание современного образования в школах, в высших образовательных учреждениях определяется коммуникативными целями и задачами на всех этапах обучения, где обучение направлено на развитие коммуникативной культуры и социокультурной образованности, позволяющей им быть равными партнерами межкультурного общения на русском языке в бытовой, культурной и учебно-профессиональной сферах.

Русский язык, таким образом, как инструмент познания в условиях коммуникативно-ориентированного обучения становится также средством социокультурного образования. Коммуникативно-ориентированное обучение русскому языку, означает формирование у обучающихся коммуникативной компетенции языковой, разговорной, практической, социально лингвистической и мыслительной, когда обучающийся готов использовать русский язык как орудие речемыслительной деятельности. Культурологический подход к концептуализации содержания образования подчеркивает позицию, в соответствии с которой культура, выступая основным его источником, рассматривается как некая целостность, развивающаяся и функционирующая по особым законам.

Понятие «культурология», применяемое к изучению педагогической действительности, включает два своих основных значения (знание о культуре и теория культуры). Это позволяет обозначить главные основания культурологического подхода, рассматривать культуру не только в качестве источника содержания образования, но и метода его исследования и проектирования [1; c. 3].

Таким образом, основные обобщения относительно культурологического подхода сводятся к следующему: видение образования как феномена культуры; культуросообразность становится важнейшим условием развития образования и средством реализации идеи его гуманизации; цель высшего образования — интеллигент — человек культуры; обращенность образования к человеку через культуру; признание ее решающим фактором развития профессионально-личностных качеств; единство аксиологии и культурной антропологии для обеспечения комплексности научного подхода и т. д. [2]

Методика занятий, первой и главной целью, которых становится формирование культуроведческой компетенции, пока только складывается, поэтому чаще бывает представлена в виде отдельных занятий или их фрагментов. В частности, преподавателями Ташкентского педагогического университета имени Низами, в процессе обучения студентов русскому языку, введен метод «этимологические этюды» о словах Русь, Россия, город, деревня, улица, врач и доктор, архитектор и зодчий, школа, гимназия и колледж и др. Эффективность подобных, на первый взгляд, достаточно традиционных упражнений не всеми словесниками оценена по достоинству, а между тем обращение на занятии к этимологическому анализу — неизменно вызывает интерес студентов, поскольку позволяет посмотреть на привычные слова с непривычной стороны, «подогревает» интерес к слову, к изучению языка, расширяет лингвистический кругозор и способствует формированию культуроведческой компетенции. Другой «действенный» метод — межъязыковые сопоставления. Действенность данного метода заключается на русско-узбекских сопоставлениях: фонетических, лексических, грамматических, в частности отсутствие форм падежа, окончаний в узбекском языке.

Задачи социо- и этнокультурного образования и воспитания могут быть решены за счет широкого и многоаспектного использования на разных этапах обучения русскому языку, в первую очередь, — лексических, лексикографических, этимологических данных, в том числе краеведческого характера, анализа текстов, отражающих особенности национального мышления, общественного и речевого поведения и русского менталитета в целом. Этот аспект изучения русского языка активно разрабатывается в настоящее время этнофилологией и этнокультурологией.

Содержание многих текстов пособий по практическому курсу русского языка позволяет формировать такие нравственные качества студента, как чувство любви к природе, чувство ответственности за то, что тебя окружает, чувство сопричастности к историческому прошлому края. Студенты, родным языком, которых является узбекский, получают представления об исторических ценностях, созданных русским народом, замечательных памятниках России: церковь Покрова на Нерли, Царь-колокол, Царь-пушка. [3]

Рассмотрим некоторые упражнения, способствующие формированию чувства сопричастности к историческому прошлому русского народа. Студентам предлагается прочитать текст и задуматься над его содержанием.

Ни в одной стране мира нет столько берёз, как у нас. Мила она русскому человеку. Берёза и в песнях, и в загадках, и в сказках. А сколько рек, деревень названо в честь нашей зелёной красавицы! Любит наш народ берёзку и за красоту её, и за пользу, которую она приносит [4].

Вместе с преподавателем студенты пытаются ответить на вопросы и определить тему и главную мысль текста. Вопрос преподавателя: «О чем самом главном хотел сказать автор в этих строках!» заставляет студента задуматься над образом березы и ее значением в жизни русского человека.

Есть и еще одно средство в работе преподавателей кафедры методики преподавания русского языка и литературы ТГПИ имени Низами, позволяющее вводить информацию культуроведческого характера, — обращение к проблематике русского речевого этикета. Все чаще мы встречаем (и в живой практике, и в описывающей эту практику методической литературе) удачные опыты включения на занятиях по практическому курсу русского языка сведений по истории и практике речевого этикета, представления и лингвистического обоснования стереотипов русского речевого поведения, в частности с помощью пословиц, поговорок, устойчивых выражений, фразеологизмов. Этнокультурную направленность занятиях по практическому курсу русского языка придают также упражнения, основанные на толковании русских слов-реалий, называющих характерные детали национального быта, фольклора, истории, введении хотя бы в минимальном объеме сведений по топонимике и ономастике — кстати, этот материал в учебниках и учебных пособиях — даже нового поколения — практически не представлен, несмотря на общепризнанный факт особого интереса студентов любого возраста к ономастическому материалу, в особенности к регионимам, — и бесспорной воспитательной его ценности [5].

В условиях межкультурной коммуникации важно учитывать, что высокий уровень владения языком предполагает не только большой запас знаний по лексике, в том числе и по терминологии, грамматике, стилистике, но и культурологии, а также и творческое применение этих знаний в соответствующих ситуациях с учётом национально-культурных особенностей коммуникантов. Адекватность понимания предполагает умение обучающимися интерпретировать систему терминологических звеньев, воплощающих содержание обучаемого текста. Отсюда основной задачей обучения понимания речевого текста является соотнесение лингвистических средств с определёнными смысловыми блоками: логико-когнитивными, экспрессивно-квалификативными, содержательно-прагматическими.


Литература:

  1. Доманский В. А. Литература и культура. Культурологический подход к изучению словесности в школе. М.,1999. С.50.

  2. Карпенко М. А. Культурологическая направленность содержания образования//Педагогика 2000, № 11. С. 25

  3. Левицкий В. В. Приобщение к русской культуре посредством родного языка//Русский язык в школе 1998, № 6. С.23.

  4. Руденко В. Н. Образование в контексте культуры // Славянская педагогическая культура. Тирасполь, 2002. № 1. С.15.

  5. Сомова Т. А. Русский язык и культура// Русский язык в школе, 2001. № 5. С. 8–10.



Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, культурологический подход, практический курс, имя Низами, качество источника содержания образования, коммуникативно-ориентированное обучение, процесс обучения студентов, русский народ, русский человек, этап обучения.


Похожие статьи

Методологические основы развития межкультурной коммуникации в процессе обучения иностранному языку

В данной статье охарактеризованы методологические основы развития межкультурной коммуникации. Автор рассматривает возможность применения методов обучения межкультурной коммуникации на уроках иностранного языка в школе.

Лингвострановедческий аспект в изучении английского языка на среднем и старшем этапах обучения в школе

В данной статье рассматриваются роль лингвострановедческого аспекта в преподавании английского языка в школе, а также продуктивность использования лингвострановедческого материала на уроках в школе.

Использование лингвосоциокультурного метода в обучении иностранному языку в техническом вузе

В статье рассматривается особенности лингвосоциокультурного метода в обучении иностранному языку и обосновывается его эффективность в формировании языковой и социокультурной компетенции у будущего специалиста технического профиля.

Изучение русского языка в иностранных группах

В данной статье рассматриваются мотивационные и стратегические аспекты личностно-ориентировочного подхода к изучению русского языка на первом курсе и создание на этой основе технологии обучения, решающей его принципиальные задачи.

От межкультурной коммуникации к межкультурному обучению

Начиная с уточнения понятия межкультурной коммуникации, данная статья определяет связанную с ней терминологию и представляет исследования некоторых авторов, которые с теоретической точки зрения разработали необходимость включить межкультурное обучени...

Применение антропологического подхода в практике современного образования

В статье выявлена роль и значение антропологического подхода в педагогике. Указывается на то, что антропологический подход является одним из ключевых направлений в современной педагогике, который основывается на изучении человека в его целостности и ...

К вопросу о социокультурной компетентности в изучении и преподавании иностранных языков

В статье обозначены ключевые этапы развития методики преподавания французского языка как иностранного. Освещаются вопросы обучения межкультурной коммуникации и формирования социокультурной компетенции студентов. Особое внимание уделено критериям подб...

Понимание исторического источника учащимися как педагогическая задача

Учебная работа с историческими источниками рассматривается как педагогическая задача в контексте системно-деятельностного подхода в обучении. Раскрыты подходы философов, психологов и педагогов к пониманию текста, связь понимания, смысла, объяснения и...

Современные методологии в изучении иностранного языка

В данной статье рассматриваются особенности развития современных методов в обучении иностранному языку. Проведен перекрестный и сравнительный анализ влияния методик и различных факторов на развитие лингвистики и образования.

Педагогическая модель обучения научному дискурсу в высшей школе

В статье проанализирована эволюция академического дискурса как социокультурного явления. Автор приходит к выводу, что педагогическая модель научного дискурса носит междисциплинарный характер и включает лингвориторический, социокультурный и этический ...

Похожие статьи

Методологические основы развития межкультурной коммуникации в процессе обучения иностранному языку

В данной статье охарактеризованы методологические основы развития межкультурной коммуникации. Автор рассматривает возможность применения методов обучения межкультурной коммуникации на уроках иностранного языка в школе.

Лингвострановедческий аспект в изучении английского языка на среднем и старшем этапах обучения в школе

В данной статье рассматриваются роль лингвострановедческого аспекта в преподавании английского языка в школе, а также продуктивность использования лингвострановедческого материала на уроках в школе.

Использование лингвосоциокультурного метода в обучении иностранному языку в техническом вузе

В статье рассматривается особенности лингвосоциокультурного метода в обучении иностранному языку и обосновывается его эффективность в формировании языковой и социокультурной компетенции у будущего специалиста технического профиля.

Изучение русского языка в иностранных группах

В данной статье рассматриваются мотивационные и стратегические аспекты личностно-ориентировочного подхода к изучению русского языка на первом курсе и создание на этой основе технологии обучения, решающей его принципиальные задачи.

От межкультурной коммуникации к межкультурному обучению

Начиная с уточнения понятия межкультурной коммуникации, данная статья определяет связанную с ней терминологию и представляет исследования некоторых авторов, которые с теоретической точки зрения разработали необходимость включить межкультурное обучени...

Применение антропологического подхода в практике современного образования

В статье выявлена роль и значение антропологического подхода в педагогике. Указывается на то, что антропологический подход является одним из ключевых направлений в современной педагогике, который основывается на изучении человека в его целостности и ...

К вопросу о социокультурной компетентности в изучении и преподавании иностранных языков

В статье обозначены ключевые этапы развития методики преподавания французского языка как иностранного. Освещаются вопросы обучения межкультурной коммуникации и формирования социокультурной компетенции студентов. Особое внимание уделено критериям подб...

Понимание исторического источника учащимися как педагогическая задача

Учебная работа с историческими источниками рассматривается как педагогическая задача в контексте системно-деятельностного подхода в обучении. Раскрыты подходы философов, психологов и педагогов к пониманию текста, связь понимания, смысла, объяснения и...

Современные методологии в изучении иностранного языка

В данной статье рассматриваются особенности развития современных методов в обучении иностранному языку. Проведен перекрестный и сравнительный анализ влияния методик и различных факторов на развитие лингвистики и образования.

Педагогическая модель обучения научному дискурсу в высшей школе

В статье проанализирована эволюция академического дискурса как социокультурного явления. Автор приходит к выводу, что педагогическая модель научного дискурса носит междисциплинарный характер и включает лингвориторический, социокультурный и этический ...

Задать вопрос