Программное содержание:
– Закрепить умение детей давать полную характеристику звука.
– Продолжать различать звуки по твердости-мягкости, звонкости-глухости.
– Продолжать учить звукобуквенному анализу и синтезу.
– Продолжать работать над предложением: определять количество и порядок слов
– в предложении, составлять схемы предложений.
– Познакомить детей с буквой Ф.
– Развивать внимание, логическое мышление детей.
Методические приёмы : объяснение педагога, вопросы к детям, рассматривание иллюстраций, чтение стихов, загадывание загадок, прописывание буквы в воздухе, чтение слогов, дидактические игры.
Оборудование: 2 мягкие игрушки (кот и пес); у детей — предметные картинки с изображением предметов, в названиях которых есть звуки ф, ф`, лоточки с буквами из разрезной азбуки и фишки для составления схем звукового состава слова, мяч, карандаши.
Здоровьесберегающие технологии: пальчиковая гимнастика, физкультминутка, изменение статического положения во время образовательной ситуации.
Планируемые результаты : дети умеют определять позицию звука в слове, подбирать слова на заданный звук, знают, что такое звук, а, что такое буква.
Ход ООД
- Мотивационно-ориентировочный этап.
Организационный момент. Учитель-логопед: Здравствуйте, ребята.
Ребята, вспомните правило, как мы с вами говорим:
Говорим всегда красиво
Смело и неторопливо,
Ясно, четко говорим,
Потому что не спешим.
Молодцы!
Учитель-логопед: Раз, два, три, четыре, пять — становитесь в круг играть!
(Дети встают вместе с логопедом в круг. Звучит лирическая музыка.)
Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через ротик все обиды, злобу и огорчения. (Дети делают вдох и выдох три раза.)
Учитель-логопед: А сейчас давайте пожелаем друг другу доброго утра, обращаясь по имени и желая доброго утра. Доброе утро, Саша. Доброе утро, Соня и т. д.
Учитель-логопед: Доброе утро, дети. Занимайте свои места за партами.
(Дети садятся на свои места.)
Учитель-логопед: Упражнение на развитие мимических мышц.
—съешьте кислый лимон (дети морщатся);
—рассердитесь на драчуна (дети сдвигают брови);
—встретьте друга (дети улыбаются);
—испугайтесь забияку (дети приподнимают брови, широко раскрывают глаза, приоткрывают рот).
Учитель-логопед: Дыхательная гимнастика.
—упражнение «Снежинки» (дети дуют на снежинок, чтобы они летали);
—выдыхаем лечебные звуки: звук Ж, З, М.
Учитель-логопед: А теперь поиграем пальчиками. «Ладошки», «Очень холодно зимой»
— пальчики здороваются (каждый пальчик соединять с большим):
Вот проснулся, встал гусенок,
Пальцы щиплет он спросонок,
—Дай, хозяйка, корма мне
Раньше, чем моей родне!
Учитель-логопед: А сейчас давайте разомнем губки и язычок. Артикуляционная гимнастика.
Учитель-логопед: Ребята, сегодня на занятии мы продолжим с вами путешествие в волшебную страну Грамоты. А хотите узнать с каким звуком мы сегодня познакомимся?
Дети: Да.
- Поисковый этап.
Изучение нового материала.
Учитель-логопед: Дети отгадайте загадку.
Днём молчит,
Ночью кричит.(Филин)
На какой звук начинается отгадка? (Ф).
Учитель-логопед: Вот с этим звуком сегодня мы с вами и познакомимся. Но сначала давайте составим план нашего занятия, что мы умеем и что вы хотите об этом звуке узнать?
Дети: Хотим узнать, как правильно произносить этот звук,
— отгадывать загадки
— поиграть в игры с этим звуком
— хотим узнать, как пишется буква Ф.
- Практический этап.
Учитель-логопед: Давайте его произнесем перед зеркалом.(Объясняю артикуляцию звуков Ф и Фь. Вместе с детьми даем характеристику этого звука (согласный, звонкий, твердый и мягкий))
Учитель-логопед: (Фонетическое упражнение на различение в звуковом ряду звуков Ф и Фь). На звук Ф-хлопаем, на звук Фь-топаем.
Учитель-логопед: Игра «Где звук?». С помощью картинок определить место звука в названиях картинок, твердость и мягкость звука.
Учитель-логопед: Сегодня к нам на занятие пожаловали гости: пес Филя и кот Фунтик. Как вы думаете, ребята, почему Филя и Фунтик с радостью пришли к нам на занятие? (Дети вслушиваются в клички животных, объясняют, почему Филе и Фунтику нравятся звуки ф и ф`).
Учитель-логопед: Давайте сделаем Филе и Фунтику сюрприз: подарим им картинки с их любимыми звуками. Картинки с каким звуком мы подарим Фунтику? (с твердым звуком ф.) А Филе? (с мягким звуком ф`).
Дети по очереди «дарят» картинки животным, сопровождая свой выбор словесным объяснением: «Я дарю свою картинку Фунтику, потому что в слове «телефон» живет твердый звук ф».
Физкультминутка
«Сердитые коты». Дети располагаются на ковре парами, друг против друга, и изображают сердитых, фыркающих друг на друга котов.
Упражнения с движениями.
Раз, два, три, четыре, пять,
Отправляемся гулять (врассыпную)
По извилистым дорожкам
Мы пройдем совсем немножко (змейкой за ведущим)
Вправо, влево посмотрели (повороты головы)
И на корточки присели,
Встали дружно, потянулись (на носочках, вверх руки, потянулись)
И, как кошечки прогнулись.(выпрямить спину)
А теперь прыжки на месте
И похлопаем все вместе.
Учитель-логопед: Посмотрите внимательно на букву ф! На что она похожа?
(Логопед, демонстрируя картинку, читает четверостишие):
Всем известно из подсказки:
Буква ф — как ключ от сказки.
Никогда его у нас не отнимет Карабас.
Учитель-логопед: Каждый из вас тоже может превратиться в букву ф.
(Дети встают, по просьбе логопеда ставят руки на пояс. Один ребенок стоит впереди перед всеми.) Ну вот. Теперь каждый из вас стал буквой ф.
Учитель-логопед: «Прописывание» буквы ф в воздухе. Игра «Раскрась, изучаемую букву».
Учитель-логопед: Вы знаете, ребята, Филя и Фунтик — большие сладкоежки. А название их любимой сладости спряталось от нас вот в этих картинках: на доске помещены пять картинок, начинающихся со звуков в, а, ф, л`, и.
Учитель-логопед: Игровое упражнение « Зашифрованное слово »: выделяя из каждого слова первый звук и соединяя звуки вместе, дети получают новое слово.
— Что же любят Филя и Фунтик? (вафли).
Деление на слоги слова «ваф-ли».
Учитель-логопед: Филя очень любит комнатные растения. Дома у него есть большое растение, с крупными, темно-зелеными, кожистыми листьями. Его название начинается со звука ф`. Угадайте, что это за растение? (фикус).
Учитель-логопед: Послушайте предложение: «У Фили фикус». Сколько в нём слов? Назовите первое, второе, третье.
Учитель-логопед: А теперь покажем Филе и Фунтику, как мы научились читать. Чтение слогов, слов.
Рефлексивно-оценочный .
Учитель-логопед: Ребята, пройдите к доске. Давайте посмотрим, выполнили ли мы план. Что узнали?
Вспомните все прозвучавшие ранее слова, в которых есть звук Ф, произнесите их четко, громко, выделяя голосом звук Ф.
Если вам понравилось на занятии, у вас всё получилось — подойдите к весёлому смайлику, а если было неинтересно, ничего не получилось — подойдите к грустному.
Последующая работа.
Учитель-логопед: Предлагаю вам дома поиграть с буквой Ф и выполнить все задания в тетради.
Литература:
- https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-od-v-starshei-logopedicheskoi-grupe-zvuki-n-n-oboznachaemye-bukvoi-n.html
- https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-od-v-starshei-logopedicheskoi-grupe-na-temu-zvuki-t-t-oboznachaemye-bukvoi-t.html