Цель: формировать у детей основы экологической культуры с использованием метода проблемного изучения.
Задачи:
Образовательные:
– Расширят и систематизировать знания детей о природе, формировать интерес к проблеме охраны природы, закрепить знания детей о правилах поведения в природе.
Развивающие:
– Развивать кругозор, мышление, связную речь.
– Воспитательные:
– Воспитывать заботливое отношение в природе.
Ход занятия.
(Детей встречает Лесовичок. В группе стоят декорации, на экране лес)
- Воспитатель в образе Старичка Лесовичка:
— Я — Старичок — Лесовичок. Я долго за вами наблюдал, вы очень сильные, смелые, умные ребята. Хотите стать защитниками леса, вы узнаете много нового и интересного, но для этого нам с вами нужно обучиться лесным правилам.
(Лесовичок с детьми проходят на пенёчки).
- Дети садятся на пенёчки.
— Лес нуждается в охране. Что, нужно знать приходя в лес? Как нужно вести себя в лесу?
(ответы детей)
— Правильно ребята, в лесу нужно сохранять тишину. Если мы будем шуметь, кричать, то не услышим звуки леса, как он говорит с нами. Я предлагаю послушать музыку леса (звучат звуки леса).
Итак, ребята первое правило леса? (ответы детей «Сохраняйте в лесу тишину» (Лесовичок прикрепляет правило на доску «Сохраняйте в лесу тишину»)
- — А сейчас, ребята, мы поиграем в игру «Узнай лесного жителя по голосу», но не забывайте о первом правиле леса и соблюдайте тишину!
(подхожу к экрану, звучат звуки животных, дети отвечают, затем включаются изображение животных, после включается звук вместе с изображением).
— Какие молодцы. Я знал, что вы справитесь. Идём, ребята, дальше по лесной дорожке.
- Логоритмика «Мы идём лесной дорогой» звучит фонограмма «звуки леса», дети идут по круг, говорят слова и выполняют движения:
Мы идём лесной дорогой, (обычная ходьба)
Интересного тут много,
По дорожке в лес пойдём,
Чудеса в лесу кругом: (ладони приложить к щекам, покачать головой)
Вот растёт под ёлкой гриб, руки сложить над головой «шляпкой»)
Рябинка пламенем горит, (фонарики»)
Белка скачет скок, поскок (пряжки)
И орешки щёлк, да щёлк. (хлопки в ладоши)
Чудеса в лесу кругом: (ладони приложить к щекам, покачать головой)
Вот растёт под ёлкой гриб, (руки сложить над головой «шляпкой»)
Рябинка пламенем горит («фонарики»)
Белка скачет скок поскок (прыжки)
И орешки щёлк, да щёлк. (хлопки в ладоши)
Тихо, тихо, не шумите (палец приложить к губам)
По дорожке в лес идите; ходьба на носочках)
Мы для леса все друзья, обижать друзей нельзя!
- Ой ребята, посмотрите на дорожке лежит ёжик.
Но трогать ежа и брать его в руки нельзя. Мы можем ему навредить, да и об иголки ежа мы можем себе поранить руки.
А вы знаете где живут лесные жители?
Сейчас мы это и проверим:
Игра — Кто, где живёт?
(на доске картинки животных и картинки, где живут животные. Дети должны правильно расставить картинки и назвать дом животного)
Белка — дупло медведь — берлога
птица — гнездо ёж — нора
— Ребята, чем питается ёж? (Ответы детей)
Многие думают, что ёж питается грибами и яблоками и делает запасы на зиму. Но это не так, ёжики питаются насекомыми жучками, червячками. Он зимой впадает в спячку в свой норке и спит до весны.
— Как вы думаете, можно ли увидев ежа в лесу брать его домой? (ответы детей)
— А почему нельзя?
— Итак, запомните! Для ежа и для других лесных обитателей родной дом — это лес! Назовите ещё раз правило
Правило «Лес-дом диких животных» (прикрепляю на доску правило «Лес — дом для диких животных»)
- — Ребята, осмотритесь вокруг, а вы видите ещё кого-нибудь из лесных жителей, а может вы их слышите? ( включается звук насекомых).
—Вы догадались ребята, кто это? (ответы детей)
— Как можно назвать маленьких обитателей леса одним словом?
(ответы детей) (насекомые)
— Правильно, ребята, это — насекомые. (на экране изображение насекомых)
— Насекомые хотят поиграть с нами в прятки. Вы очень быстрые и ловкие и мы обязательно кого-нибудь найдём. Посмотрите ребята на тропинке лежат листочки, скажите сколько всего листочков на тропинке? (ответы детей)
Игра — прятки (перед детьми лежат листочки, под каждым листочком лежит картинка с изображением насекомого, дети находят насекомого и называют его. Под последним листочком дети находят муравья).
— Ребята, кого насекомого мы нашли под третьим листочком?
(ответы детей — муравья)
— Ребята, а вы знаете, что муравей — санитар леса. Муравьи — это помощники и спасатели леса, они уничтожают вредных насекомых, которые обгрызают листву и кору с деревьев. Муравейник нельзя разрушать, разрывать их палкой — ведь так можно разрушить большой муравьиный дом.
(изображение разрушенного муравейника)
— Ой, ребята, беда, беда
На муравейник кто-то наступил,
И его разворошил.
Давайте поможем муравьям построить муравейник!
(муравейник строится детьми из Лего)
Проводится игра «Построй домик»
— Молодцы, красивый муравейник получился.
(на экране муравейник)
— Видите — это многоэтажный дом для муравьёв с множеством квартир, он тёплый и уютный. Ребята, чтобы больше такая беда не произошла, какое правило мы поставим? (Ответы детей. «Берегите муравейники»)
- — Ребята, вы слышите? Что это за звук? Это нас на помощь зовёт ручеёк. (Изображение лесного ручейка). Посмотрите внимательно, что с ним случилось?
Люди на природе отдыхали,
веселились загорали.
И не думая, бросали
И обёртки от конфет,
И разорванный пакет,
И коробочки от сока,
От банан кожуру,
От орехов скорлупу.
— Здесь были туристы, которые не умеют себя вести в природе. Чем мы можем помочь ручейку, чтобы вода была чистой? Очистить воду от мусора. Как мы можем очистить воду?
(ответы детей)
— Опыт «Очистка воды » (в стакан вставляем воронку, кладём вату, салфетку. Через трубочку пропускаем воду. Вода в стакане очистилась).
— Ребята, нам осталось убрать мусор. (дети сортируют мусор по пакетам)
Давайте поставим здесь табличку с правилом «Забери мусор с собой!»
— Ребята, а что может произойти с мусором если его не убрать?
(ответы детей).
— Он будет скапливаться разрушать природу! Может загореться на солнце! И произойдёт пожар, который опасен для леса.
(Изображение пожара в лесу)
— Какая печальна картина.
Огонь уничтожил листву на деревьях. Давайте лесу поможем? Вы согласны? Листочки вы возьмите и на деревья их прикрепите.
(Дети выполняют коллективно задание, приклеивают листочки на деревьях)
(на экране изображение леса, играет спокойная музыка)
— Посмотрите, наше дерево снова зазеленело! Как красиво стало в лесу. Давайте и здесь оставим знак. А какой мы здесь поставим (ответы детей).
Итог:
— Ребята, вы хорошо постарались, помогли лесным жителям, а сейчас давайте повторим правила поведения в лесу.
- Нельзя в лесу шуметь, кричать,
Зверей из леса забирать!
- Муравейник не трогай,
проходи своей дорогой!
- В лесу порядок такой:
Посидел — убери за собой
- Огонь — враг леса, он хитёр,
Не разводи в лесу костёр!
— Молодцы, знаете правила поведения в лесу, только не забывайте их выполнять! Ребята большое вам спасибо. Вы очень помогли мне и лесу! Вы настоящие защитники и друзья природы. На память о нашей встрече я хочу угостить вас вкусными, ароматными, лесными яблочками. Но прежде чем я вас посвящу в защитники леса, давайте ещё раз вспомним его правила. Присядем на пенёчки.