Цель: Определение состояния фразовой речи, грамматического строя, активного словаря воспитанников средней группы
Задачи:
– Проанализировать способность образовывать слова с противоположным значением.
– Проанализировать слухопроизносительный навык.
– Проанализировать словарный запас по лексической теме дикие и домашние животные, умение классифицировать животных на диких и домашних.
– Проанализировать умения образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
– Проанализировать зону ближайшего развития, определить точки одаренности детей в словообразовании.
Оборудование: интерактивная доска, стол, конструктор «Великан», видео-письмо (мультфильм), солнышко со съемными лучиками из фетра,конструктор Lego (дикие и домашние животные), макеты леса и фермы.
Структура |
Ход организованной игровой деятельности |
Примечание |
Организационный момент |
Психогимнастика: «Собрались все дети в круг» |
|
Создание игровой ситуации. |
ПЕДАГОГ: Ребята, к нам группу сегодня пришло видео-письмо. Вам интересно от кого оно? Посмотрим? Педагог предлагает детям посмотреть мультфильм, созданный в детской мультстудии ДОУ «Срочно приходите, Срочно помогите! ЛЕСОВИК нас напугал, Все в лесу заколдовал Выручайте, приходите Помогите, помогите! Жители леса». |
|
Совместная с педагогом игровая деятельность. |
ПЕДАГОГ: Поможем лесным жителям? Тогда нам придется отправиться в путешествие в заколдованный лес. Но чтобы попасть в лес, надо пройти через волшебные ворота и при этом назвать слово наоборот. Педагог предлагает детям построить волшебные ворота из деталей конструктора «Великан». Ребенок называет антоним и устанавливает деталь конструктора. большой — маленький; громко — тихо; грустный — радостный; высокий — низкий; открыть закрыть; пустой — полный; вежливый — грубый; легко — трудно; тепло — холодно; сильный — слабый; солнечный — пасмурный; чистый — грязный. |
Педагог отмечает детей, которые испытывают затруднения в подборе слов антонимов. |
ПЕДАГОГ: Вот мы и попали в лес. Педагог с детьми подходит, рассматривает иллюстрацию леса на интерактивной доске. Какой-то он странный, давайте его рассмотрим: ПЕДАГОГ: Что здесь изображено? Какой он? Ответы детей: темный лес, какое солнышко невеселое, птички не поют и зверей не видно. ПЕДАГОГ: Как же нам расколдовать этот лес? Педагог предлагает продолжить просмотр видео-письма (мультфильма): «Чтобы расколдовать лес, вам нужно выполнить все задания, которые приготовил Лесовик. За каждое выполненное задание вы получите солнечный лучик, в лесу станет светло, тепло, и все вокруг оживет!» |
Педагог обращает внимание на умение детей использовать в речи слова -признаки |
|
ПЕДАГОГ: Лесовик загадал нам с вами загадку, давайте попробуем её отгадать: На зов ответит зовом, На слово тем же словом На смех ответит смехом Нам отвечает … эхо ПЕДАГОГ: Поиграем в лесу с ним? Я буду говорить слово, а выбудете моим эхо. Педагог произносит слова в микрофон, выделяя интонационно последний слог. Лиса –са, береза-за, липы-пы, грибы-бы, сова-ва, трава-ва, птица –ца. |
Педагог отмечает детей испытывающих затруднения в выделении и воспроизведении последнего слога в словах. |
|
ПЕДАГОГ: Молодцы ребята, мы справились с заданием и получаем солнечный лучик. Педагог вместе с детьми крепит лучик к солнцу на мольберте. ПЕДАГОГ: Ребята, а почему в лесу так тихо. Никого не видно в этом лесу, наверно, и правда, Лесовик всех заколдовал. Слышите звуки, это животные зовут нас на помощь. Где же они? Педагог обращает внимание детей на стол, где стоят фигурки диких и домашних животных . ПЕДАГОГ: Так вот же они. Лесовик рассердился и перепутал диких и домашних животных. Давайте поможем лесным жителям. Нам нужно на лесную полянку поселить только диких животных, а домашних животных отправить на ферму. Педагог предлагает каждому ребенку собрать фигурку животного из деталей Lego по схеме. Готовую фигурку дикого или домашнего животного назвать и поставить на макет «Лес» или «Ферма» в зависимости от среды обитания. |
Педагог анализирует объем активного словаря по лексической теме, умение классифицировать животных на диких и домашних |
|
ПЕДАГОГ: Давайте назовем тех животных, которых мы поселили на нашей лесной полянке. Никого не забыли? Как мы назовем этих животных одним словом? А почему мы называем их дикими? ПЕДАГОГ: Молодцы ребята, теперь мы сможем добавить еще один лучик к нашему солнышку. Педагог с детьми прикрепляет луч к солнцу на мольберте. ПЕДАГОГ: Ребята, а кого не слышно в лесу? Правильно, птиц. Для того чтобы птицы вернулись в лес, Лесовик предлагает нам поиграть в игру «Скажи одним словом». У соловья звонкий голос , значит он звонкоголосый . У аиста длинные ноги, значит он длинноногий. У сороки белый бок , значит она... У ласточки хвост длинный , значит она … У вороны черные крылья , значит она … ПЕДАГОГ: Мы вернули птиц в лес и получили еще один лучик. Педагог с детьми прикрепляет лучик к солнцу на мольберт |
Педагог обращает внимание на включение детей в словотворчество. Отмечает детей, которые с легкостью предлагают варианты слов. |
|
ПЕДАГОГ: Ребята, для того чтобы Лесовик стал добрым соберем ему ласковые слова, а он подарит за это подарит нам лучики. Педагог предлагает детям поиграть в игру «Назови ласково» с использованием интерактивного стола. Лес-лесок Поляна-полянка Ягода-ягодка Гриб –грибок Солнце-солнышко Дождь –дождик Лист-листочек Пень-пенечек Ветка-веточка Елка-елочка Лиса-лисичка Заяц-зайчик Белка-белочка Малина-малинка Дуб-дубочек Трава-травка Сова-совушка Птица-птичка Орех-орешек. |
Педагог обращает внимание на детей, испытывающих затруднения в словообразовании. |
|
Рефлексия |
ПЕДАГОГ: Молодцы ребята, все получили лучики? Давайте подарим их нашему солнышку. Дети вместе с педагогом крепят лучики к солнцу. Происходит смена кадра, иллюстрация «солнечный лес» Ой, ребята, посмотрите, а наше солнышко засияло. Значит, и лес мы расколдовали! Красиво в лесу? А теперь нам пора возвращаться. Давайте все закроем глаза и произнесем волшебные слова «Покружусь-покружусь, в нашей группе окажусь!» Педагог предлагает сесть на ковер. Ребята, вам понравилось наша игра в заколдованный лес? Что понравилось больше всего? Что было самым сложным? А что было самым интересным. Вы большие молодцы! |
Педагог обращает внимание на построение предложений детьми. |