Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»
Программные задачи:
Образовательные : учить детей выстраивать целевой диалог (интервью). Расширять у них знания о событиях Великой Отечественной войны 1941–1945 года.
Развивающие : развивать у детей чувство уважения к традициям нашей страны, бережное отношение к памяти прошлого.
Воспитательные : воспитывать у детей патриотизм и гражданственную ответственность.
Оборудование и материалы: фотоаппараты и микрофоны или их модели, шаблон «Лесенки успеха» с приложенными к ней фотографиями детей, дерево с листочками для рефлексии, наборы опорных схем для ведения диалога, ватман, ножницы, клей, салфетки, цветные карандаши, эмблемы корреспондентов и фотографов, принтер, компьютер, проектор, экран.
Ход ООД:
- Приветствие: «Станем дружно мы по кругу,
Скажем: «Здравствуйте» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем — привет! И добрый день!
Здравствуйте, дорогие наши гости».
Дети проговаривают приветствие хором, здороваются с гостями.
- Мотивационно-ориентированный этап: создание проблемы
Стук в дверь. В группу заходит взрослый, одетый в официальную одежду и с микрофоном в руках, говорит, что он главный редактор газеты «Огонек», у которого возникла проблема: приближается великий праздник нашей страны — День Победы. По традиции, к этому дню готовятся парады, концерты, а в редакции необходимо срочно выпустить поздравительную газету. Но, для сбора информации в редакции не хватает специалистов. Редактор просит детей ему в этом помочь, стать сотрудниками газеты.
3. Поисковый этап : пути решения проблемы
Воспитатель : Ребята, поможем нашему гостю? (да) А вы знаете, что необходимо делать для того, чтобы подобрать нужную информацию для газеты для дальнейшего опубликования ее в номере? (нет) Тогда, чтобы это понять, предлагаю спросить у нашего гостя.
Гость группы — главный редактор проводит беседу с детьми, сопровождая ее презентацией о работе журналистов:
— Посмотрите, это главный редактор. Он распределяет задание корреспондентам, а они уже начинают добывать информацию, задают вопросы прохожим или людям, работающим в каких-либо организациях. В редакции работают еще и фотографы. Они делают снимки намеченных объектов, тем самым собирая наглядный материал. И уже после всей проделанной работы технический редактор начинает обрабатывать собранный материал и на свое усмотрение выпускать газету.
После беседы главный редактор предлагает детям распределиться на корреспондентов и фотографов и раздает им соответствующие опознавательные эмблемы, а техническим редактором назначает воспитателя группы. Воспитатель еще раз обсуждает с детьми намеченный план и выставляет на доске опорные схемы фотоаппарата и микрофона.
Воспитатель: Унас в группе имеются журналы, открытки, альбомы и дети-фотографы должны будут их пересмотреть, из них выбрать и сфотографировать подходящие для газеты поздравительные картинки, рисунки или другие элементы, относящиеся Дню Победы. Затем, принести фотоаппарат техническому редактору, то есть мне и я распечатаю фотографии, чтобы потом их разместить на газете.
Воспитатель заранее распечатывает предполагаемые фотографии, чтобы их потом предоставить детям.
Те, кому досталась роль корреспондентов, должны будут взять интервью у гостей, присутствующих у нас на занятии ( гости заранее предупреждены подыграть ребятам ). Как вы понимаете выражение «брать интервью»? Правильно, это значит задавать нужные вопросы по заданной теме. А помогут вам в этом вот такие карточки-схемы, на которых последовательно нарисован ряд вопросов. Скажите, с чего вы начнете свое интервью? (со слов приветствия). Правильно, и вот первая карточка. Затем, необходимо представиться и задать еще несколько вопросов, выслушать собеседника и поблагодарить. Каждому достанется по одной карточке, которой можно будет в процессе интервью поменяться друг с другом.
Воспитатель знакомит детей с опорными картинками и перечень подготовленных вопросов таких, как:
- Какой праздник отмечает наша страна 9 мая?
- Что значит для вас дата 9 мая?
- Кто из ваших родных воевал и сражался за Родину?
- Какие вы испытываете чувства в этот праздник?
- Сколько в этом году исполняется лет со дня Победы?
- Чтобы Вы хотели пожелать всем людям нашей страны?
После проделанной вашей работы мы соберемся все вместе вокруг круглого стола и сделаем наброски нашего материала на ватмане, запишем интервью. С помощью фломастеров и цветных карандашей нарисуем праздничный салют. Я вам в это буду помогать и, думаю, главный редактор будет нами доволен.
Ну, вот мы с вами и наметили свой план действий по предстоящему оформлению поздравительной газеты. Но прежде чем приступить к сбору информации, предлагаю вам посмотреть исторические факты о Великой Отечественной войне.
Презентация «Помним, уважаем, чтим» с кратким описанием к ней:
1 слайд: 22 июня, ровно в 4 часа, 1941 года нашему народу по радио объявили о внезапном нападении на нашу Родину войск фашистской Германии и начале Отечественной войны.
2 слайд : На защиту своей Родины встал весь народ. Те люди, которые остались в деревнях, стояли у станков, для солдат шили теплые вещи, работали на полях.
3 слайд : Женщины разных возрастов тоже помогали воевать. Они так же, как и мужчины, с оружием шли в бой с криками «Ура!»
4 слайд : Даже раненые бойцы из последних сил сражались с врагом, ни шагу не отступая назад. Из последних сил девушки-медсестры перетаскивали на себе раненых солдат из поля боя.
5 слайд : Когда бои затихали, солдаты начинали писать домой письма на обычном листе прямоугольной формы. Потом, не заклеивая, чтобы доступно было его проверить и прочитать, сворачивали письмо в треугольник. Вот такие солдатские треугольники приходили с фронта. Они были большой радостью для всех жителей сел и деревень. Их перечитывали по несколько раз и прижимали к груди с надеждой, что их солдат вернется домой. Но, не все письма приносили радость в дом. Во многих сообщалась и грустная новость о том, что солдат погиб.
6 слайд : Было очень тяжело пережить все военные годы. Но, вот и долгожданная победа! Советские войска добрались до Германии и разгромили вражеские силы. Свое знамя победы они повесили над немецким штабом, который назывался Рейхстаг. Так, 9 мая 1945 года, закончилась ужасная война.
7 слайд : Теперь этот день называется Днем Победы над фашистской Германией. Сейчас во всех городах горит Вечный огонь — символ того, что советский народ не забыл войну и тех, кто погиб, чтобы мы с вами жили в мире. Каждый год в День Великой Победы гремит и сверкает праздничный салют. В этом году наша страна празднует 76 лет Победы.
8 слайд: Солдат, которые пришли с войны, за проявленный героизм и мужество награждали орденами и медалями.
9 слайд: Давай те же беречь этот чудесный мир, в котором мы живем! С того победного дня и всегда символами Победы в Великой Отечественной войне являются: георгиевская лента, красная звезда, Вечный огонь, праздничный салют. А также, знаком памяти является поздравительный плакат, который мы с вами сейчас будем оформлять.
— Ребята, чтобы приступить к нашей основной работе, давайте немножко отдохнем и физкультурную минутку проведем.
Физкультурная минутка:
«Мы устали, засиделись, нам размяться захотелось.
Сначала влево посмотрели, затем вправо поглядели.
Теперь, дружочек, наклонись, вокруг себя ты повернись.
Приседания начнем, ноги до конца согнем.
На носочках потянись, подрасти не поленись!»
Вопросы к детям по просмотренной презентации:
— В каком году началась и закончилась Великая Отечественная война?
— Кто встал на защиту Родины?
— Какое участие на войне оказывали женщины?
— Как назывались письма, которые солдаты писали домой?
— Чем награждали пришедших с войны солдат?
— Какие символы Победы вы запомнили?
— Сколько лет Победы празднует наша страна в этом году?
— Какое мы сегодня выполним задание? (подготовим праздничную газету)
4. Практический этап: самостоятельная деятельность детей
Воспитатель и гость группы раздают ребятам фотоаппараты и микрофоны и предлагают приступить к выполнению задания. Педагог дает установку детям, что работать надо будет закончить по звону колокольчика. Дети берут интервью у пришедших гостей, делают снимки, отдают материал воспитателю. В завершении все собираются за круглым столом для размещения на ватмане фотографий, подобранных картинок и открыток с символами Победы. Дети рисуют салют. Все вместе обсуждают, какие слова с интервью напишут на поздравительной газете.
- Рефлексивно-оценочный этап: анализ
— Вот мы и справились со всеми заданиями. Скажите, что мы сегодня с вами оформляли? Какие задания выполняли? Какую роль вы исполняли? А сейчас оцените свою проделанную работу по «Лесенке успеха», где первая ступенька означает — было интересно и не сложно, справился самостоятельно; вторая означает, что нуждался в помощи взрослого и третью ступеньку выбирает тот ребенок, которому было не интересно выполнять данное задание.
Дети прикрепляют свои фотографии на нужную им ступеньку шаблона «Лестницы успеха».
6. Последующая работа: воспитатель поясняет детям, чтопосле занятия они могут продолжить игру и поменяться ролями. Можно пойти и взять интервью у наших сотрудников детского сада. А затем, всем вместе закончить оформление поздравительной газеты и отправить в редакцию.
А наших зрителей мы попросим оценить значимость данного мероприятия с помощью разноцветных листочков и определить, с какими знаниями и настроением вы остались после нашего занятия.
Если вам было неинтересно и у вас не очень хорошее настроение, нужно прикрепить к дереву листик красного цвета. Если вам знакомы методы и приемы, которые мы продемонстрировали, но вы захотели их применить в своей работе с детьми, то прикрепите к дереву желтый листик. Ну, а если вам использование данных технологий являются новыми, и вы желаете их использовать в своей работе с детьми, прикрепите к дереву листик зеленого цвета.
( гости развешивают на дереве листочки)