Налоги, являясь основным источником финансирования государственных расходов, выступают также довольно мощным рычагом государственного регулирования экономических процессов, протекающих в стране. Величина налоговых ставок, их виды, налоговая база и другие элементы налога, а также налоговые льготы и преференции оказывают влияние на величину чистого дохода, остающегося в распоряжении плательщика, тем самым стимулируя либо сдерживая предпринимательскую инициативу, инвестиционную активность, проявление которых в наибольшей степени находит отражение в прямых налогах. Среди прямых налогов важное место занимает подоходный налог, значимость которого определяется не только его достаточно высоким удельным весом в доходах бюджета, но и интересами всей трудоспособной части населения государства. Действующая в стране система подоходного налогообложения, оказывая влияние на заинтересованность в трудовой деятельности, обладает большими возможностями воздействия на уровень реальных доходов населения, что отражается на уровне социально-экономического развития страны в целом. Поэтому при оценке подоходного налогообложения, целесообразно оценить соблюдение ставших постулатом принципов налогообложения, предложенных А. Смитом в его знаменитом труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) — принципа эффективности и справедливости.
А. Смит, являясь приверженцем пропорционального налогообложения писал: «Подданные государства должны делать взносы с целью поддержания деятельности правительства, которые как можно точнее пропорциональны экономическим возможностям налогоплательщиков, т. е. пропорциональны доходам, которые они получают благодаря государственному устройству общества [6].
К достоинствам пропорциональной ставки подоходного налога можно отнести следующее: простота в применении; существенное снижение административных и судебных издержек (в развитых странах они составляют около 5 % от налоговых сборов), выход доходов из тени. Учитывая перечисленные положительные стороны пропорциональной ставки подоходного налога, Республика Беларусь в 2009 году перешла при исчислении подоходного налога с физических лиц с прогрессивной на пропорциональную ставку.
Результатом данных изменений явилась положительная динамика роста доли подоходного налога в доходах консолидированного бюджета Республики Беларусь (Таблица 1), что соответствует задачам, поставленным перед налоговой политикой — увеличение доли прямого налогообложение в доходах государственного бюджета.
Таблица 1
Сведения о подоходном налоге и его доле в доходах бюджета консолидированного бюджета Республики Беларусь
Показатель |
2005г. |
2006г. |
2007г. |
2008г. |
2009г. |
2010г. |
2011г. |
2012г. |
1.Подоходный налог, млрд. руб. |
1882 |
2480 |
3081 |
4183 |
4305 |
5381 |
9317 |
19034 |
2.Налоговые доходы консолидированного бюджета Республики Беларусь, млрд. руб. |
17063 |
23 800 |
26 500 |
34 628 |
32 700 |
34 799 |
53817 |
101400 |
3.Удельный вес подоходного налога в налоговых доходах консолидированного бюджета Республики Беларусь (стр.1/стр.2*100), % |
11,1 |
10,4 |
11,6 |
12 |
13,2 |
15,5 |
17,3 |
18,8 |
Так, удельный вес подоходного налога в налоговых доходах консолидированного бюджета Республики Беларусь увеличился с 12 % в 2008 году при применении прогрессивной ставки рассматриваемого налога до 13,2 % в 2009 году, в котором перешли на пропорциональную ставку. В дальнейшем тенденция к увеличению данного показателя сохраняется: 15,5 %, 17,3 % и 18,8 %, соответственно, в 2010 году, 2011 году и 2012 году. Одной из причин положительной тенденции такого явления можно назвать расширение налоговой базы за счет вывода значительной части доходов, получаемых физическими лицами, из «тени», а также рост доходов населения, результативности принятых мер по борьбе с зарплатами в «конверте» и другие.
Кроме повышения эффективности подоходного налога, с введением пропорциональной ставки налоговое бремя подоходного налога на доходы физического лица снизилось с 5,6 % в 2008 году до 4,9 % в 2009 году. (Таблица 2).
Таблица 2
Величина налоговой нагрузки подоходного налога, возлагаемая на физическое лицо в Республике Беларусь
Показатель |
2006г. |
2007г. |
2008г. |
2009г. |
2010г. |
2011г. |
1.Доходы населения, млрд. руб. |
48685 |
58670 |
75305 |
87401 |
108468 |
164980 |
2. Подоходный налог, млрд. руб. |
2480,4 |
3080,9 |
4182,9 |
4305,3 |
5380,9 |
9316,5 |
3. Налоговая нагрузка подоходного налога, возлагаемая на физическое лицо (стр.2/стр.1*100), % |
5,1 |
5,3 |
5,6 |
4,9 |
5 |
5,6 |
Дальнейшее увеличение анализируемого показателя (до 5,6 % в 2011 году) вызвано ростом начисленной заработной платы и невозможностью применения стандартных налоговых вычетов. Так, например, в 2011 г. среднемесячная заработная плата составила 1899,8 тыс. бел.руб. [7], а стандартный налоговый вычет в размере 292 тыс. бел.руб. применяли физические лица, при получении дохода в сумме, не превышающей 1766 тыс. бел.руб. в месяц. Следовательно, определенная часть населения не могла воспользоваться данным вычетом. Этот негативный момент, касающийся низкого уровня необлагаемого налогового минимума, характерен и для 2012 года: при среднемесячной заработной плате в размере 3740,87 тыс. бел.руб. (определено расчетным путем на основании среднемесячных заработных план за каждый месяц 2012 года) право на стандартный налоговый вычет в размере 440 тыс. бел.руб. имели физические лица, получавшие доходы, не превышающие 2680 тыс. бел.руб. в месяц.
За последнее десятилетие число стран с плоской шкалой подоходного налога резко увеличилось, на сегодняшний день плоскую шкалу подоходного налогообложения используют более 30 стран, сведения о периоде введения и ставке подоходного налога которых, представлены в таблице 3.
Таблица 3
Страны, применяющие плоскую шкалу подоходного налогообложения
Год введения |
Страна (территория) |
Ставка подоходного налога, % |
до 1990 |
Джерси |
20 |
|
Гонконг |
16 |
|
Гернси |
20 |
|
Ямайка |
25 |
1994–1995 |
Эстония |
26 |
|
Латвия |
25 |
|
Литва |
33 |
2001 |
Россия |
13 |
2003–2004 |
Сербия |
14 |
|
Ирак |
15 |
|
Словакия |
19 |
|
Украина |
15 |
2005–2006 |
Грузия |
12 |
|
Киргизия |
10 |
|
Румыния |
16 |
|
Туркменистан |
10 |
|
Тринидад и Тобаго |
25 |
2007 |
Албания |
10 |
|
Казахстан |
10 |
|
Монголия |
10 |
|
Черногория |
15 (9 в 2010 г.) |
|
Македония |
12 (10 в 2008 г.) |
|
Исландия |
35,7* |
2008–2009 |
Мавритания |
15 |
|
Босния и Герцеговина |
10 |
|
Болгария |
10 |
|
Беларусь |
12 |
|
Чехия |
15 |
|
Белиз |
25 |
2010 |
Венгрия |
16 |
*Прогрессивная шкала восстановлена в 2010 г. |
Доля подоходного налога в доходах бюджета стран, использующих плоскую шкалу, составляет около 10–20 %.
Однако при применении подоходного налога, кроме экономической эффективности с позиций максимизации налоговых поступлений в бюджет и минимизации расходов на налоговое администрирование, которая максимально достигается при пропорциональном налогообложении, соблюдение принципа справедливости отходит на второй план. Сторонниками прогрессивной шкалы налогообложения, к которым относятся Э. Линдаль, Ж. Б. Сэй-Сисмонди [2], А. Маршалл [3], А. Исаев [1], Э. Селигмен, Р. Струм [5] и другие исследователи теории налогообложения убеждены, что соблюдение принципа социальной справедливости возможно лишь при применении прогрессивной шкалы подоходного налогообложения. Так, например, исходя из положения о том, что налогоплательщики имеют разный уровень благосостояния, шведский экономист Э. Линдаль делал вывод, что разные ставки налогов обеспечивают равновесие в обществе. А. Вагнер, являясь идеологом социально-политического направления, в прогрессивном налогообложении видел средство нивелировки имущественного неравенства. А. Маршалл писал, что “счастье, которое приносит шиллинг бедняку, несравненно больше, чем то, что дает тот же шиллинг богачу” [3]. Кроме того, прогрессивные ставки подоходного налога являются встроенным механизмом стабилизации экономических процессов, происходящих в государстве. В периоды экономического подъема более высокие ставки налога сдерживают рост доходов населения, что предотвращает в какой-то степени «перегрев» экономики. И, наоборот, в периоды кризисных явлений более низкие налоговые ставки позволяют оставить в распоряжении плательщиков больше денежных средств, тем самым стимулируя рост совокупного спроса.
Действующий в Республике Беларусь механизм подоходного налогообложения, не смотря на применяемую единую ставку налога, предусматривает определенную прогрессию, что подтверждает проделанный нами ниже расчет.
С 01.01.2013 года, согласно Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь, плательщики, получающие доход, не превышающий 3350 тыс. бел.руб. в месяц, подоходный налог не исчисляют с суммы 550 тыс. бел.руб. [4]. Для определения суммы подоходного налога, ежемесячно перечисляемой в бюджет по ставке налога 12 %, представим соответствующие формулы (1) и (2):
где, Тconst — сумма ежемесячного подоходного налога, бел.руб.;
X — ежемесячный доход налогоплательщика, бел.руб.;
Pconst –ставка подоходного налога, %.
где, Vp — стандартный налоговый вычет, бел.руб.
Для определения реальной ставки походного налога, воспользуемся формулой (3):
где, P — реальная ставка походного налога, уплачиваемая налогоплательщиком с ежемесячного дохода, %.
Исходя из того, что средняя заработная плата в Республике Беларусь в январе 2013 года составила около 4368 тыс. бел.руб., а минимальна заработная плата с 1 января 2013 года — 1395 тыс. бел.руб., рассчитаем реальную налоговую нагрузку, приходящуюся на ежемесячный доход физического лица, в данных интервалах.
Из таблицы 4 следует, что если ежемесячный доход налогоплательщика превышает 3350 тыс. бел.руб., т. е. налогоплательщик не имеет право на стандартный налоговый вычет на работника, реальная ставка подоходного налога, уплачиваемая налогоплательщиком с ежемесячного дохода равна 12 % (без учета налоговых вычетов на иждивенцев).
Таблица 4
Величина реальной ставки подоходного налога в Республике Беларусь, в зависимости от суммы ежемесячного дохода физического лица
X, бел.руб. |
X-Vp, бел.руб. |
Tconst, бел.руб. |
P*, % |
4368000 |
4368000 |
524160 |
12 |
3350000 |
2800000 |
336000 |
10,1 |
2500000 |
1950000 |
234000 |
9,4 |
2000000 |
1450000 |
174000 |
8,7 |
1395000 |
845000 |
101400 |
7,3 |
Итого: 13613000 |
11413000 |
1369560 |
Среднее значение: 10,1 |
*– рассчитана без учета налоговых вычетов при наличии иждивенцев
В случае, если ежемесячный доход налогоплательщика не превышает 3350 тыс. бел.руб., за счет применения стандартного налогового вычета реальная ставка подоходного налога сокращается с 10,1 % до 7,3 %, а средняя налоговая нагрузка на ежемесячный доход равна 10,1 %.
Следовательно, действующая в Республике Беларусь система подоходного налогообложения является условно-прогрессивной, что обусловлено наличием налогового вычета. По мере роста дохода физического лица реальная налоговая ставка подоходного налога увеличивается с 7,3 % до 12 %, что позволяет судить о соблюдении не только принципа эффективности, но и социальной справедливости (наименее обеспеченные слои населения уплачивают наименьшие суммы налога в относительном измерении).
Однако в настоящее время все же нерешенной остается проблема налогового вычета, так действующая его величина, не решает в полной мере своей задачи — не затрагивать налогообложением доход, минимально необходимый для поддержания жизни работника и его семьи.
Несмотря на то, что действующая система налогообложения при минимальной установленной заработной плате в стране и стандартного налогового вычета оставляет в распоряжении плательщика после уплаты налогов сумму, превышающую бюджет прожиточного минимума (БПМ), в Республике Беларусь по итогам 2011 года 7,3 % населения проживает за чертой бедности [7].
Кроме того, в 2011 году 20 % наименее обеспеченной группы населения располагало всего лишь 9,2 % ресурсов (показатель даже уменьшился по сравнению с предыдущим годом), при снижении налогового давления на данную группу населения после введения плоской шкалы и установления соответствующих вычетов (Таблица 5).
Таблица 5
Распределение общего объема располагаемых ресурсов по квинтильным (20-процентным) группам домашних хозяйств Республики Беларусь
Показатель |
2000г. |
2005г. |
2006г. |
2007г. |
2008г. |
2009г. |
2010г. |
2011г. |
Располагаемые ресурсы — всего |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
в том числе по квинтильным (20 %-ным) группам: |
|
|
|
|
|
|
|
|
низшая (с наименьшими ресурсами) |
9,3 |
9,6 |
9,5 |
9,3 |
9,2 |
9,6 |
9,4 |
9,2 |
вторая |
13,7 |
14,3 |
14 |
13,6 |
13,9 |
13,9 |
13,9 |
13,8 |
третья |
17,5 |
17,7 |
17,7 |
17,4 |
17,6 |
17,1 |
17,5 |
17,4 |
четвертая |
22,5 |
22,4 |
22,3 |
22,2 |
22,6 |
22,1 |
22,5 |
22,6 |
высшая (с наибольшими ресурсами) |
37 |
36 |
36,5 |
37,5 |
36,7 |
37,3 |
36,7 |
37 |
Несмотря на то, что данный показатель увеличивался за период 2008–2010гг. с 9,2 % до 9,4 %, его значение остается на довольно низком уровне.
Поэтому, на наш взгляд, целесообразно увеличить величину стандартного налогового вычета до БПМ, как это применяется в большинстве европейских стран, что придаст подоходному налогу еще большую социальную направленность и позволит повысить уровень жизни населения.
Расчет суммы дополнительного ежемесячного дохода налогоплательщика при увеличении стандартного налогового вычета до БПМ произведем по формуле (4):
где, S1 — сумма дополнительного ежемесячного дохода налогоплательщика, бел.руб.;
Vp1 — стандартный налоговый вычет в размере бюджета прожиточного минимума (с 01.02.2013 года БПМ в Республике Беларусь составляет 924150 бел.руб.).
С учетом округления сумма дополнительного ежемесячного дохода налогоплательщика составит:
Что соответствует 538560 высвободившихся за год вычетов денежных средств физического лица — плательщика подоходного налога в результате изменения величины налогового вычета, которые он вправе использовать по своему усмотрению.
Учитывая возрастающую значимость подоходного налога как эффективного источника формирования доходов государственной казны, проведем расчет потерь бюджета в связи с предлагаемыми изменениями, рассмотрев два варианта использования физическим лицом дополнительного дохода: при направлении денежных средств на текущее потребление и при вложении во вклады.
Расчет дополнительно поступившей в бюджет суммы НДС за счет расширения налоговой базы по НДС в результате использования высвободившихся денежных средств на приобретение плательщиком товаров, работ или услуг, произведем по формуле (5):
где, N — сумма НДС, перечисляемая в бюджет с дополнительного дохода налогоплательщика, бел.руб.;
P1 — ставка НДС в размере 20 %.
Таким образом, потери бюджета за счет уменьшения поступления подоходного налога при увеличении налогового вычета частично будут компенсироваться суммой дополнительно поступившего в бюджет НДС в размере:
где, Y — потери бюджета в результате изменения стандартного налогового вычета и направления дополнительного дохода налогоплательщика на потребление.
Следовательно, 1 рубль, недополученный бюджетом в результате увеличения стандартного налогового вычета до БПМ, принесет налогоплательщику дополнительных 1,2 рублей, что видно из расчета, проведенного по формуле (7):
где, K– эффективность от увеличения стандартного налогового вычета до БПМ и направления дополнительного дохода налогоплательщика на потребление.
При направлении суммы дополнительного дохода налогоплательщика во вклад сроком на 1 год при ставке 40,2 % годовых (средняя процентная ставка в белорусских рублях по депозитам для физических лиц на срок до 1 года) c ежемесячным начислением процентов без учета инфляции сумма вклада (538560 бел.руб.) увеличится на сумму 261200 бел.руб.
При направлении суммы дохода налогоплательщика с процентами, полученными по вкладу, на текущее потребление в бюджет поступит дополнительно НДС в размере 133293 бел.руб. (N1).
Таким образом, потери бюджета в данном случае составят:
где, Y2 — потери бюджета в результате увеличения стандартного налогового вычета до БПМ и направления дохода налогоплательщика с процентами, полученными по вкладу, на текущее потребление.
В результате увеличения стандартного налогового вычета до предлагаемых пределов каждый рубль, дополнительно остающийся в распоряжении физического лица, при его направлении во вклады, а в дальнейшем на текущее потребление принесет налогоплательщику дополнительных 1,48 рублей:
где, K2 — эффективность от увеличения стандартного налогового вычета до БПМ и направления дохода налогоплательщика c процентами, полученными по вкладу, на потребление.
Следовательно, социальный эффект данного предложения, заключается в том, что увеличение стандартного вычета по подоходному налогу до БПМ, позволит увеличить располагаемые финансовые ресурсы населения, сократить долю населения, проживающего за чертой бедности, а также снизить налоговую нагрузку на группу налогоплательщиков с наименьшими доходами.
Таким образом, поставленные при реализации мероприятий по реформированию системы подоходного налога цели достигнуты — произошло снижение налогового давления на физические лица при одновременном увеличении доли подоходного налога в доходах консолидированного бюджета Республики Беларусь. Для минимизации степени неравенства физических лиц по доходам при расчете подоходного налога применяется налоговый вычет, что позволяет в какой-то степени приблизится к соблюдению принципа справедливости в налогообложении. Однако ключевой проблемой при исчислении подоходного налога является незначительная величина налогового вычета, решение которой видится в его увеличении до БПМ, что в свою очередь приведет к повышению уровня жизни населения, к дальнейшему сокращению неравенства в доходах, стимулированию потребления и улучшению экономического климата в стране.
Литература:
Исаев, А. Очерк теории и политики налогов / А. Исаев. — Ярославль: Типография Г. В. Фальк, 1887. — 175 с.
Майбуров, И. А. Теория и история налогообложения: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Налоги и налогообложение» / И. А. Майбуров — М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2007. — 495 с.
- Маршалл, А. Принципы экономической науки. В 3-х т. / А Маршалл. — М.: Прогресс, 1993.,т.1. — 415 с.
Налоговый Кодекс Республики Беларусь (Особенная часть): принят Палатой представителей 11 декабря 2009 г.: одобрен Советом Респ. 18 декабря 2009г.: текст Кодекса по состоянию на 26 окт. 2012г. — Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Режим доступа: http://www.pravo.by. — Дата доступа: 02.03.2013.
Селигмен, Э., Струм, Р. Этюды по теории обложения / Э. Селигмен, Р. Струм. — С.-Перетбург: Типография «Правда», 1908.
Смит, А. Исследование о природе и причинах богатства народов / А. Смит. — М.: СОЦЭКГИЗ, 1962, кн. 5. — 617 с.
http://www.belstat.gov.by — официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь