Рассмотрено особенности понятия психологической готовности в психологи, и специфику психологической готовности к появлению ребёнка в молодой супружеской паре.
Ключевые слова: молодая семья, психологическая готовность, родительство.
Consider the features of the concept of psychological readiness in psychology, and the specificity of psychological readiness for a baby to a young couple.
Key words: a young family, psychological readiness, parenting.
Родительство (материнство и отцовство) является базовым жизненным назначением, важным состоянием и значимой социально-психологической функцией практически каждого человека. Качество этих проявлений, и их социально-психологические и педагогические последствия имеют большое значение. То, от чего они зависят, и как можно вмешиваться в процесс формирования отцовства, на наш взгляд, представляет собой, прежде всего, социально-психологическую проблему. [5; 270]
Актуальность исследования. Практически каждый мужчина и женщина, достигшие половой зрелости, имеют потенциальную возможность стать родителями. Переход мужчины к состоянию отцовства, а женщины к материнству, т. е. рождения у них первого ребенка — значимое событие в их жизни, прежде всего семейной жизни. Важность этого события часто недооценивается. [12; 144–149] Биологическая способность быть родителями не всегда совпадает с психологической готовностью к выполнению этой роли.
Проблема целенаправленного развития психологической готовности к появлению ребёнка, членов молодой семьи в научном плане, до сих пор остается открытой. При этом большинство авторов подчеркивают, что родительство является важным условием развития ребенка и личности одного из родителей: по данным исследований, родители влияют на полоролевую идентификацию ребёнка (3. Фрейд, Н. Левальд, Ш. Барт и др.) [10; 455–458]; интеллектуальное развитие (интерес к учебе) (В. Фтенакис, Р. Берне, Б. И. Кочубей) [9; 10–16]; усвоение нравственных норм (О. Б. Чиркова) эмоционально-личностную сферу ребенка (Е. О. Смирнова, BC Собакин, и др.) [14; 284–290], а также его характерологические особенности (Е. П. Ильин, А. Биллер, 3. Матейчек и др.). [7, 34]. Родительство, в целом, выступает как источник жизненного опыта, необходимого ребенку как потенциальному родителю. Кроме того, переход к родительству предполагает преодоление личностного кризиса мужчиной и женщиной, связанного с проблемой осознания себя отцом или матерью, принятия своих чувств и их самоконтроля (Э. Эриксон, Э. Фромм, Д. С. Акивис, Р. В., Е. И. Захарова, Ю. В. Евсеенкова и др.) [11; 526–529], [15].
Современное состояние родительства характеризуется следующей тенденцией: прежде всего, отмечается ослабление родительского начала и происходит переориентация жизненных ролей мужчины и женщины, уже в роли отца и матери.
Во многом развитие личности будущих родителей обуславливает развитие общества (А. Адлер, Ю. Хямяляйнен) [3; 447–448]. По мнению Р. В. Овчаровой, будущее общества — это сегодняшнее состояние отцовства [12; 319–324]. По результатам исследования Е. А. Нестеровой (за 2005 год) только 50 % матерей и 23,6 % отцов отвечают требованиям эффективного родительства. Именно эти данные должны повышаться и в дальнейшем. В настоящее время остается актуальным вопрос о природе, структуре родительства, ведущих факторов, влияющих на формирование готовности к этому феномену.
Анализ работ, посвященных проблеме родительства, показал, что современный этап этих исследований характеризуется следующими тенденциями:
Преобладание исследований материнства и психологической готовности к материнству;
Отсутствием системного подхода к трактовке родительства, то есть, его связи с системой семьи и процессам её становления;
Неразработанность исследований, описывающих критерии и уровни психологической готовности к появлению ребёнка;
Отсутствием моделей и технологий формирования психологической готовности молодежи к отцовству.
Исходя из этого, возникают противоречия, связанные с потребностью в изучении родительства как системы отношений отца и матери с ребенком, возникновение педагогических и психологических факторов, определяющих его формирование, — с одной стороны, и недостаточная разработанность этой проблемы — с другой;
Проблема исследования состоит в выявлении и исследовании компонентов, уровней психологической готовности членов молодой семьи к родительству; определении педагогических и психологических факторов его формирования.
Объектом нашего исследования является психологическая готовность к родительству у мужчин и женщин, а предметом — особенности психологической готовности к родительству в молодой семье.
Цель нашего исследования состоит в обосновании сущности психологической готовности членов молодой семьи к родительству, как системы отношений к появлению ребенка.
Теоретические гипотезы исследования:
Психологическая готовность к родительству — это внутренняя позиция личности, компонентом которой является целостная система отношений будущего отца и матери к появлению ребёнка в семье.
Уровень психологической готовности к отцовству определяется степенью сформированности компонентов системы отношений будущих родителей.
Родительство является интегральным психологическим образованием личности, содержит ряд компонентов, каждый из которых включает когнитивный, эмоциональный и поведенческий составляющие.
Задачи исследования:
Изучение основных теоретических подходов к расскрытию феномена родительства и его составляющих.
Исследование структуры родительства как интегрального психологического образования личности.
Эмпирическое исследование компонентов, составляющих психологическую готовность членов молодой семьи к появлению ребёнка.
Обоснование сущности психологической готовности к родительству как системы отношений к появлению ребенка в семье.
Теоретическую основу исследования составили:
концепция Р. В. Овчаровой (2003г.) o родительстве как психологическом феномене [13; 320];
концепция родительства И.С Кона (2000г.) как социокультурного феномена [11; 26–33];
теоретическое моделирование отцовства как интегрального психологического образования личности А. Г. Филипповой [12; 193].
Методологической основой исследования являются основополагающие принципы психологии: системности, единства сознания и деятельности, развития и психического детерминизма (Б. Г. Ананьев, 1996, Л. С. Выготский, 1984, А. Н. Леонтьев, 1975, Б. Ф. Ломов, 1996, С. Л. Рубинштейн 1989) [14; 56]. [2; 34–39].
Проективная методика «Родительское произведение» в модификации В.Столина [10; 65–69];
Методика выявления ценностных ориентаций М.Рокича [11; 208–211];
Качественный сравнительный анализ полученных результатов.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что современная картина родительства весьма разнообразна, и в нашем исследовании описана в нескольких категориях. С одной стороны наблюдается ситуация кризиса семьи, уменьшение общего вклада, прежде всего отца в процесс воспитания ребенка. С другой стороны, мы обратили внимание на то, что фактически за очень короткое время, картина родительства, в целом, значительно изменилась, также изменения коснулись и социальных представлений о том, как проходит становление и функционирование отношений в семье. Меняются научные и теоретические представления о функциях, которые должен выполнять отец и мать.
Поэтому социальные функции семьи становятся все более актуальными и значимыми в современном мире. Поэтому, лично для нас, станут интересными дальнейшие исследования именно в этой области психологического знания, знания об особенностях и аспектах формирования не только семьи, но и ее непосредственного развития в условиях появления в ней нового члена общества, т. е. ребёнка.
Развитая форма родительства характеризуется относительной надежностью и стабильностью, и реализуется в согласованности представлений супругов o родительстве и комплементарности динамических проявлений этого процесса.
В развитой форме родительство включает [14; 208–219]
ценностные ориентации супругов (семейные ценности);
родительские установки и ожидания;
родительское отношение;
родительские чувства;
родительские позиции;
родительскую ответственность;
стиль семейного воспитания.
Родительские установки и ожидания имеют три уровня презентации [5; 26–33]:
«мы — родители» (репродуктивные установки супругов в аспекте их отношений);
«мы — родители нашего ребенка» (установки в детско-родительских отношениях);
«это — наш ребенок» (установки и ожидания относительно ребенка / детей).
Таким образом, рождение ребенка, принятие родительской роли — это возложение родителями на себя ответственности за судьбу ребенка перед собой, ребёнком и перед обществом.
В литературе сущность родительства, как многогранного явления толкуется в нескольких аспектах, а именно рассматривается [11; 219–222]:
Как биологический, социокультурный и психологический феномен; интегральное психологическое образование личности (отца и / или матери); надындивидуальным целым («мы-родители»);
Социальный институт, который объединяет два других института — материнство и отцовство (в узком смысле);
Деятельность родителей по уходу, материальному обеспечению, воспитанию, обучению ребенка;
Этап в жизни человека, который начинается с момента зачатия ребенка и не прекращается даже после смерти ребенка;
Как бытие, состояние, пребывание человека в положении отца / матери;
Субъективное ощущение человека себя отцом / матерью;
Кровное родство между родителями и ребенком;
Осознание родителями родственной связи с детьми.
Итак, родительство является сложной динамической структурой, в развитой форме включает родительские ценности, установки и ожидания, родительское отношение, родительские чувства, родительские позиции, родительскую ответственность, стиль семейного воспитания. Связь компонентов между собой осуществляется через пересечение элементов их составляющих: когнитивного, эмоционального и поведенческого аспектов, которые являются критериями реализации этих компонентов.
Организация эмпирического исследования. Проблема исследования состоит в выявлении и исследовании компонентов, уровней, составляющих структуру психологической готовности молодых пар к родительству; и определении психологических факторов ее формирования.
Экспериментальная работа с молодыми парами осуществлялась в Днепропетровске. Для определения уровня сформированности родительской сферы в период взрослости до рождения ребенка, выборку составили 30 молодых пар, в возрасте 19–27 лет, которые еще не имеют детей(т. е. 30 женщин и 30 мужчин).
Знание степени готовности женщины и мужчины к отцовству, на данном этапе позволили бы своевременно диагностировать нарушения родительского поведения, и возможность в будущем спроектировать способы его коррекции и профилактики.
Исследование проводилось в несколько этапов. На первом этапе были проанализированы результаты исследования «Родительское произведение». На втором этапе были выделены ценности, которые являются основными для будущих матери и отца, с помощью методики ценностных ориентаций М.Рокича.
Во время непосредственного контакта с респондентами, которые принимали участие в нашем исследовании, было установлено, что все респонденты хотят иметь детей. Что касается предполагаемого количества детей, то 65 % опрошенных хотят иметь двоих детей, 35 % — одного ребенка. При этом 75 % респондентов считают для себя возможным родить троих детей, только при благоприятных материально-бытовых условиях. При этом 15 % опрошенных, потенциально готовы к рождению троих детей, и указывают на то, что окружающие относятся безразлично к женщинам, которые имеют трех детей. 20 % из них полагают, что такие женщины вызывают у окружающих удивление и недоумение. Эти данные позволяют сделать вывод, что материально-бытовые условия и отношение общества к многодетным семьям являются значимыми факторами, которые отвечают за психологическую готовность к отцовству.
Хотя с другой стороны, 75 % респондентов указали, что им трудно понять родителей, оставляющих своих детей. 60 % из испытуемых считают, что ребенок будучи объектом заботы и любви, принесет им счастье, укрепит семью. Другие (40 %) респондентов содержание появления ребенка в своей жизни осознают не полностью.
По методике «Родительское произведение» В. Столина, были получены вербальные описания молодыми парами, которые характеризовали их как будущих родителей и их отношение к будущему ребенку. У 5 % произведений исследуемых отсутствовали данные образы, или содержали обособленные характеристики представлений o родительстве. На основе проведенного контент-анализа вербальных текстов каждый индикатор был оценен по 10-балльной шкале в соответствии с возможностью его отнесения к определенной категории (подкатегории). Определены основные категории отношений мужчин / женщин к будущему родительству и их количественные показатели: «Положительное отношение к себе как будущему отцу / матери "(78 %),
«Отношение к будущему ребенку как к субъекту деятельности и общения»(44 %)»,Инфантильное отношение к родительству»(19 %),
«Отрицательное отношение к будущему отцовству»(11 %), «Ориентация на объектное отношение к ребенку» (19 %).
При проведении методики «Ценностные ориентации» М.Рокича, с помощью процедуры ранжирования списка ценностей, мы обнаружили ценности, которые являются для иерархии мотивационной сферы мужчин и женщин главными, то есть играют чрезвычайно важную роль, поскольку выполняют не только побудительную, но и направляющую функции.
Результаты исследования дают основания утверждать, что у мужчин первые позиции занимают следующие ценности:
Терминальные ценности:
(Материально обеспеченная жизнь + Интересная работа; Свобода; Щасливая семейная жизнь).
Инструментальные ценности:
(Самоконтроль; Жизнерадостность; Эффективность в делах; Ответственность).
Следующие результаты исследования дают основания утверждать, что у женщин первые позиции занимают следующие ценности:
Терминальные ценности:
(Любовь; счастливая семейная жизнь; материально обеспеченная жизнь
Инструментальные ценности:
(Самоконтроль; Жизнерадостность; Эффективность в делах; Рационализм)
С помощью этой классификации ценностей у мужчин и женщин, можно сделать вывод, что одной из основных ценностей, преобладающих у респондентов, и объединяющих их, является ценность семейного счастья, если дословно семейная счастливая жизнь. Это позволяет сделать вывод о том, что семейная жизнь является одной из значимых основ, компонентов психологической готовности к появлению ребенка. Ведь за уточнениями самих респондентов, все они видят условием счастливой семейной жизни появление ребенка в семье, что, также несет функцию укрепления брака в целом.
Таким образом, можно предположить, что в структуру родительства должны входить следующие компоненты:
потребностно-эмоциональный компонент, который включает биологические, социальные аспекты мотивации, а также потребность в контакте, эмоциональные реакции и переживания;
операциональный компонент, который включает осведомленность и умения, а также операции по уходу за ребенком и общения с ним;
ценностно-смысловой компонент, который включает отношение родителей к своему ребенку, включающий также экзистенциальные переживания.
Выводы. В данной статье было проведено теоретическое обоснование и эмпирическое исследование психологической готовности к появлению ребёнка в молодой семье. Важной составляющей процесса подготовки молодых пар к будущему родительству является формирование адекватных представлений о будущей семье, как сложного, системно организованного и относительно устойчивого образования, направленного на оптимальную адаптацию к браку и эффективное функционирование в семейной жизни.
Ведущим механизмом формирования представлений о будущем родительстве у мужчин и женщин, является процесс полоролевой идентификации в семье, который проявляется в желании воспроизводить модель родительской семьи в своей будущей семье, при этом формы родительских взаимоотношений становятся эталонными, хотя далеко не всегда такими.
Представление o родительстве характеризуется специфическим содержанием, структурой и уровнем развития. Структура представлений о будущем отцовстве включает: когнитивный (система знаний о семейной жизни), эмоционально — оценочный (отношение к будущей семьи, рождения в семье ребенка и их оценка) и поведенческий (динамика поведения в семье и модели поведения в конфликтных ситуациях в семье) компоненты [3; 544].
Литература:
Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. — Ростов н/Д.: Феникс, 1998.-447–448 с.
Алешина Ю. Е., Волович A. C. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии. 1991. — № 4. — С. 74–82.
Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Изд-во МГУ, 1978–270с.
Бодалев, A.A., Столин В. В. Семья в психологической консультации-М.: Педагогика, 1989. -65–69 с.
Варга А. Я. Структура и типы родительского отношения: Дисс.канд. психол. наук. М., 1986. 206–207с.
Гурко Т. А. Родительство в изменяющихся социокультурных условиях. //Социс.- 1997.-№ 1.
Дружинин В. Н. Психология семьи. Екатеринбург: Деловая книга, 2000.-208–219с.
Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. — СПб.: Питер, 2001. -320–321с.
Захарова Е. И. Особенности эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия // Психолог в детском саду. — 2002. № 1 — С.3–29.
Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб.: Питер, 2002. — 544с.
Кон И. С. Материнство и отцовство в историко-этнографической перспективе // Советская этнография. 1987. — № 6. — С. 26–33.
Мещерякова С. Ю. Психологическая готовность к материнству // Вопросы психологии. 2000. — № 5. — С. 18–27.
Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. — 319–324с.
Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. М.: Апрель-Пресс, изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — 512с.
Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи. -СПб.: Питер, 1999. -34–36с.