В статье рассматриваются некоторые актуальные вопросы на основе анализа законодательства и нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды, официальных и научных данных, характеризующие элементы структуры криминологической характеристики экологической преступности, а также обращается внимание на повышение эффективности и результативности мер по предупреждению преступлений данной категории.
Ключевые слова: анализ, законодательство и нормативные правовые акты в области охраны окружающей среды, официальные и научные данные, криминологическая характеристика экологической преступности.
В современных условиях охрана природной среды, окружающей человека — это одна из актуальных и глобальных проблем всего мирового сообщества. Влияние человеческой деятельности на природную среду настолько возросло и продолжает стремительно нарастать, что в ряде случаев оно достигает глобального измерения и сопоставимо с общепланетарными масштабами многих естественных процессов, или даже превосходит их. Поэтому мировое сообщество в качестве важнейших составляющих международной (всеобщей) и национальной безопасности отводит и экологической безопасности, которая предусматривает состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и окружающей природной среды от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, угроз возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий [16].
Естественно, в таких условиях охрана окружающей среды в Российской Федерации (далее — РФ, Россия) и в соответствии с принятыми на себя международными обязательствами является самостоятельным видом государственной и общественной природоохранной деятельности.
Так, согласно ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон об охране окружающей среды) охрана окружающей среды определяется как «деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий» [15].
В развитие государственной природоохранной деятельности Указом Президента РФ от 10 августа 2012 г. № 1157 «О проведении в Российской Федерации Года охраны окружающей среды» [14] 2013 год объявлен годом охраны окружающей среды, что, безусловно, должно благоприятно сказаться на среде обитания и экологии жизнедеятельности граждан России.
В тоже время, с 90-х годов XX века, происходящие в России политические и рыночные реформы, привели к развитию новых экономических отношений, предусматривающих свободу предпринимательства и иной экономической деятельности в условиях равенства всех форм собственности. Этот процесс оказался достаточно болезненным, повлекшим наряду с другими негативными последствиями большой рост не только экономической и организованной, но и экологической преступности, в том числе появление и новых видов преступлений этой категории.
Согласно ст. 75 Закона об охране окружающей среды определяется, что за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность [15].
Вопросам анализа законодательных (правовых) аспектов охраны окружающей среды в литературе посвящено немало публикаций [8]. В не меньшей степени изучены криминологическая и юридическая характеристика правонарушений и преступлений в области охраны окружающей среды [9], что ни в коей мере не лишает нас продолжить рассмотрение актуальных вопросов и проблем охраны окружающей среды. Предметом нашего исследования будут некоторые актуальные вопросы криминологической характеристики экологической преступности, так как во многих случаях нарушения предписаний законодательства в области охраны окружающей среды могут содержать признаки уголовно наказуемых деяний (экологических преступлений).
Среди всех видов правонарушений, влияющих на криминогенную ситуацию в России, и в тоже время востребованных в правоприменительной практике являются экологические правонарушения и преступления. При этом экологические правонарушения и преступления являются существенным фактором, представляющим опасность для национальной безопасности РФ.
Закономерны вопросы: какие общественно опасные деяния образуют экологические преступления и их юридическая характеристика, что понимается под экологической преступностью, какова структура криминологической характеристики отдельных видов преступлений, как характеризуются отдельные элементы криминологической характеристики экологической преступности? На многие из вышеуказанных вопросов в законодательстве и других нормативных правовых актах в области охраны окружающей среды РФ даются ответы в виде понятий, соответствующей юридической характеристики, комментарий и рекомендаций. В литературе по многим из указанных вопросов также имеются научные публикации, чего не скажешь в части исследования современных подходов к криминологической характеристики экологической преступности.
Прежде всего, мы должны определиться, а какие общественно опасные деяния подпадают под признаки экологических преступлений?
В Уголовном кодексе РФ [13] (далее — УК) предусматривается специальная глава об ответственности за эти преступные деяния — глава 26 «Экологические преступления». Данная глава включает 17 статей (ст. 246–262 УК), которые предусматривают свыше 30 составов преступлений. К числу экологических преступлений относятся такие общественно опасные деяния, которые посягают на общественную экологическую безопасность, экологический правопорядок и здоровье население, а именно: нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246 УК); нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247 УК); загрязнение вод (ст. 250 УК); загрязнение атмосферы (ст. 251 УК); загрязнение морской среды (ст. 252 УК); порча земли (ст. 254 УК); незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов (ст. 256 УК); незаконная охота (ст. 258 УК); незаконная рубка лесных насаждений (ст. 260 УК); уничтожение или повреждение лесных насаждений (ст. 261 УК) и др. [13].
В тоже время, как отмечается в юридической литературе общественно опасные деяния, сопряженные с возможностью причинения вреда окружающей среде и здоровью человека содержатся не только в указанной главе, но и в других главах УК — 24 «Преступления против общественной безопасности» (ст. 215 УК — нарушение правил безопасности на объектах атомной энергии; ст. 220 УК — нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах); 25 «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности» (ст. 237 УК — сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей; ст. 243 УК — уничтожение или повреждение памятников истории и культуры; ст. 245 УК — жестокое обращение с животными); 34 «Преступления против мира и безопасности человечества» (ст. 358 УК — экоцид) и т. д.
Таким образом, к преступлениям в области охраны окружающей среды следует относить достаточно широкий круг общественно опасных деяний, квалифицируемых по различным статьям Особенной части УК, а уголовно-правой анализ экологических преступлений требует самостоятельного исследования.
Как известно, криминология изучает не только закономерности отдельных преступлений, индивидуального преступного поведения, но и преступности как массового преступного поведения. Экологические преступления не являются исключением.
Одним из дискуссионных вопросов в криминологической литературе является определение понятия «экологическая преступность». В литературе в отношение преступлений, предусмотренных главой 26 УК используется термин «экологические преступления», а к массовому социально-правовому явлению — «экологическая преступность». Что касается совокупности с иными преступными деяниями, которые предусматриваются в других главах УК (например, в главах 24, 25 и 34, указанных нами выше), то используются термины «преступность в области охраны окружающей среды», «преступность в сфере экологии» и др. Не вдаваясь в научную дискуссию о содержании указанных терминов и понятий преступлений данной категории, а будем исходить из плюрализма в научных подходах.
В юридической литературе дается достаточно много определений понятия «экологическая преступность». Мы предлагаем следующее понятие преступлений данной категории. Экологическая преступность — это совокупность общественно опасных деяний (действий или бездействий), предусмотренных уголовным законом, посягающих на установленные в России природоохранные отношения, экологическую безопасность общества и причиняющие либо способные причинить вред окружающей среде, человеку, другим правоохраняемым интересам и благам.
Криминологическая характеристика отдельных видов преступлений, в том числе и экологических преступлений, включает в себя следующие элементы: 1) причины (детерминанты) и условия, способствующие совершению преступлений; 2) состояние рассматриваемого вида преступлений, динамику, удельный вес, структуру, уровень латентности, тенденции динамики и прогнозирования и т. д.; 3) криминологическую характеристику личности преступника; 4) меры по предупреждению преступности. Рассмотрим указанные элементы криминологической характеристики экологической преступности.
Криминологическая характеристика экологической преступности представляет комплекс взаимодействующих и взаимосвязанных причин, детерминирующих как отдельные экологические преступления, так и в совокупности с другими преступлениями корыстного, организованного и коррупционного характера, и состоит из разноплановых и многочисленных факторов. Наиболее общие и постоянно действующие причины вытекают из социально-экономических противоречий, присущих общественным отношениям, определяющим современную сущность, характер и динамические особенности взаимодействия человека и природы.
К причинам экологической преступности в России принято относить: неблагоприятную социально-экономическую ситуацию в стране (предусматривающая антиобщественную жизненную установку личности, руководствующаяся принципом — для достижения поставленной личной цели хороши все средства, в том числе и противозаконные; достаточно низкий технический уровень производства во всех сферах (промышленности, сельском хозяйстве, транспорте и т. д.) и высокая изношенность основных фондов; несправедливый характер распределения материальных благ среди населения; высокая степень коррупционности органов государственной и муниципальной власти и др.); несовершенство и непоследовательность в реализации законодательства в области охраны окружающей среды, а в отдельных случаях и противоречия с другим российским законодательством; недостаточно эффективное взаимодействие правоохранительных органов с природоохранными по совместному предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений и других экологических правонарушений; слабое информационное обеспечение деятельности правоохранительных и природоохранных органов по организации борьбы с экологическими правонарушениями; достаточно низкую экологическую культуру значительной части населения, многих должностных лиц и руководителей коммерческих и некоммерческих организаций, зачастую невысокий уровень их правосознания; недостаточную материально-финансовую обеспеченность государственной и общественной природоохранной деятельности по предупреждению и пресечению экологических правонарушений; отсутствие эффективного механизма участия общественности в борьбе с экологической преступностью и др. [1, 18–20].
Таким образом, способствующие совершению экологических преступлений причины — это система негативных социальных явлений и процессов, сложившихся в социально-экономическом развитии России и детерминирующих экологическую преступность.
Следующий вопрос, который требует уяснения (как элемент, характеризующий криминологическую характеристику), является состояние, динамика, удельный вес, структура, уровень латентности, тенденции динамики и прогнозирования экологической преступности.
Состояние, динамику, удельный вес, уровень латентности и др. количественные и качественные показатели экологической преступности проанализируем по официальным и научным источникам. Так, в России число зарегистрированных экологических преступлений за 1991 год составляло 3097 преступлений, а за 2003 год — 26097 преступлений. При этом удельный вес экологических преступлений в общем количестве зарегистрированных преступлений вырос с 0,3 % в 1990 году до 0,9 % в 2003 году [2]. В другом источнике указывается, что по сравнению с 1990 годом прирост экологической преступности в России составил в 2006 году 1061,94 %. Анализ ее показателей позволяет прогнозировать рост количества экологических преступлений к 2015 году по сравнению с 1990 годом в 25,8 раза, т. е. 88050 преступлений [4].
Согласно официальной статистике в России за 2012 год всего зарегистрировано 2302,2 тыс. преступлений, в том числе 27,58 тыс. экологических преступлений, удельный вес этих преступлений, в общем числе зарегистрированных составил 1,2 % [6]. В тоже время за 2010 год было зарегистрировано 2628,8 тыс. преступлений, из них — 39,16 тыс. экологических преступлений, удельный вес преступлений данной категории — 1,5 % [10]. Из этих данных следует, что за 2012 год в сравнение с 2010 годом зарегистрировано почти на 12 тыс. меньше экологических преступлений. При этом в последние 5 лет наблюдается тенденция снижения регистрируемых преступлений, как в целом, так и экологических преступлений.
Указанный выше научный прогноз в части возможного увеличения числа экологических преступлений как следует из официальной статистики не подтвердился. Более того данные цифры ни в коей мере не снижают общественную опасность преступлений этой категории и их влияние на экологическую безопасность, и социально-экономическое развитие России.
Общеизвестно, что многие виды преступности, в том числе и экологические преступления, характеризуется высокой латентностью, а поэтому в официальной статистике по экспертным оценкам отражается только одна вторая (или третья) часть совершаемых преступлений данной категории. При этом для экологических преступлений характерна не только высокая скрытая, но и скрываемая часть преступлений этой категории, а общее количество ежегодно возбуждаемых уголовных дел по фактам выявленных преступных деяний в сфере охраны окружающей среды явно не соответствует числу сообщений о них, известных природоохранным и правоохранительным органам.
В настоящее время полная и достоверная информация о совершаемых экологических правонарушениях и преступлениях отсутствует. Что касается официальных данных, имеющихся в природоохранных и правоохранительных органах, то они свидетельствуют о значительном количестве нарушений законодательства в области охраны окружающей среды. Удельный вес экологических преступлений в общей структуре преступности с учетом латентности по экспертным оценкам может составлять не менее 3–5 %.
Анализ правоприменительной практики по экологическим преступлениям, как на федеральном, так и на региональном уровнях свидетельствует, что из всех регистрируемых преступлений данной категории по их количеству от наиболее распространенных к менее выявляемым может быть представлен следующими видами уголовно наказуемых деяний — незаконная рубка лесных насаждений (ст. 260 УК), незаконная охота (ст. 258 УК) и незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов(ст. 256 УК); уничтожение или повреждение лесных насаждений (ст. 261 УК); загрязнение вод (ст. 250 УК); порча земли (ст. 254 УК); нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 262 УК) и т. д. Безусловно, указанные экологические преступления и другие ее виды, а также их количественные и качественные показатели зависят от регионального фактора.
Как было указано нами выше, одним из наиболее распространенных в России экологических преступлений является незаконная рубка лесных насаждений (лесное браконьерство), которое с 90-х годов XX века как преступное посягательство изменилось качественно. При этом незаконные рубки лесных насаждений в значительно большем объеме стали осуществляться организованно, профессионально, как правило, на коррупционной основе с чиновниками региональной власти и с использованием современных заготовительно-транспортных средств.
Незаконная заготовка и нелегальный вывоз лесной древесины из России приняли огромные масштабы, что и предопределило возникновение транснациональных экономических компаний с элементами криминального бизнеса. В свою очередь государства пограничные с Россией, такие как Финляндия, Эстония, Латвия и Китай значительно сократили заготовку собственной лесной древесины, рассчитывая на более дешевое российское сырье, невзирая на его зачастую нелегальное происхождение.
Анализ состояния и динамики нарушений лесного законодательства с начала ХХI века по экспертным оценкам показывает, что объемы незаконной рубки лесных насаждений в России составляют более 30 %, а в некоторых регионах — до 50–70 % от общего количества всей вырубаемой древесины. При этом в отдельных, «лесных» регионах России (например, Северные регионы Европейской части, Сибири, Дальнего Востока и др.) доля незаконной рубки лесных насаждений составляет свыше 50 % в структуре всех экологических преступлений.
Представляют значительную общественную опасность и такие преступные деяния как незаконная охота (браконьерство на зверей и птиц). Браконьерство прямо угрожает существованию краснокнижных зверей и птиц. В это число входят такие звери, как амурский (уссурийский) тигр, леопард, барс, все виды медведей, кабарга, зубр, джейран, тур, марал, архар, снежный баран и др., а также птицы — дальневосточный и черный аист, черный журавль, тундровый лебедь, черный гусь, мраморный чирок, белая куропатка, кавказский тетерев, белая чайка, беркут, степной орел и др. Так, по экспертным оценкам в России браконьерами добывается около 300 белых и свыше 400 бурых медведей, около 30–50 амурских тигров, из которых половина шкур каждый год реализуется через Интернет. Неутешительные цифры по фактам браконьерства имеются и в отношении других редких зверей и птиц, а также диких копытных животных, пушных зверей и пернатой дичи.
Следующим видом браконьерства является незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов (водное браконьерство). К водному браконьерству относятся такие преступные деяния: незаконная добыча (вылов) рыбы с причинением крупного ущерба, с применением самоходного транспортного плавающего средства, взрывчатых и химических веществ, электротока либо иных способов массового истребления водных животных и растений; рыбы в местах нереста или на миграционных путях к ним, на особо охраняемых природных территориях (природных заповедниках и заказниках, национальных и природных парках, экологических коридорах, памятниках природы и т. д.); незаконная добыча котиков, морских бобров или иных морских млекопитающих в открытом море или в закрытых зонах и др. Так, по экспертным оценкам рыбное браконьерство соизмеримо с добычей рыбы в промышленных масштабах.
Что касается уничтожения или повреждения лесных насаждений, то по экспертным оценкам ежегодно в России возникает до 20–30 тыс. лесных пожаров, а согласно официальной статистики ежегодно в России огнем охватывается до 2 млн. гектаров лесов в год, а по неофициальной — до 14 млн. гектаров [11]. При этом по данным официальной статистики пожары в год могут уничтожить до 70 млн. кубометров древесины и до 700 тыс. гектаров лесных насаждений. По оценкам, основанным на данных дистанционного зондирования в 2010 г. погибло более 1 млн. гектаров лесов. Реальный ущерб, наносимый лесными пожарами значительно выше [7].
В тоже время по экспертным оценкам определяется, что до 70–80 % из всех лесных пожаров возникает по вине человека. При этом исследованиями установлено, что за нарушение лесного законодательства к уголовной ответственности привлекаются примерно 1 из 400 нарушителей, к административной ответственности — 1 из 40 [3, с. 35].
Эти и другие экологические преступления представляют угрозу национальной безопасности России, как в экологическом, так и в социально-экономическом плане.
Не менее актуальным является вопрос о криминологической характеристике личности преступника. Общепризнано, что личность преступника включает совокупность индивидуальных свойств и качеств, обуславливающих совершение преступления, в котором проявляется антиобщественная направленность его поведения. Характер преступного поведения складывается из совокупности факторов объективного и субъективного уровня, формируя у лица определенные реакции на конкретные жизненные ситуации. В качестве социально-экономических факторов, влияющих на формирование лиц, участвующих в преступных посягательствах в области охраны окружающей среды является падение нравственно-культурного уровня, углубление материально-финансовой дифференциации и достаточно низкого душевого дохода большинства населения, безработица и другие негативные условия, которые создают благоприятную почву для криминализации населения. Так, для экологических преступлений в форме браконьерства наличие значительной армии безработных, появившейся в конце XX века, привела к росту объемов незаконной рубки лесов, незаконной охоты и незаконной добычи (вылова) водных биологических ресурсов (прежде всего нелегальной ловли рыбы). Многие лица, потерявшие законные источники заработка в результате экономических затруднений, идут на совершение этих преступлений как основной источник существования. Более того с ростом безработицы у криминальных организаторов появилась возможность вербовать в свои ряды тех, кто лишился постоянных средств к существованию.
Как свидетельствуют статистические данные около 60 % всех зарегистрированных экологических преступлений совершается группами лиц [12, с. 138]. При этом абсолютное большинство этих преступлений совершается группами лиц по предварительному сговору или организованными группами. Лица, занимающиеся браконьерством, как правило, оснащены современной заготовительной и рыболовецкой техникой, охотничьем оружием, быстроходным транспортом, средствами связи и оповещения, вооружены, имеют коррумпированные связи в исполнительных, правоохранительных и природоохранных органах. Их преступная деятельность носит масштабный характер и связана с нанесением колоссального вреда природе.
По вине лиц, совершающих экологические преступления, погибает или заболевает значительное количество людей (например, в результате ядовитых выбросов на производстве, взрывов боеприпасов, разлива ядовитых и химических веществ, загрязнения атмосферы, водных источников, сельскохозяйственных земель и т. д.), они приводят к резкому ухудшению качества среды обитания; истощению невозобновляемых природных ресурсов: создают риск возникновения крупных техногенных катастроф; делают опасными для потребления продукты питания и т. д.
Нравственно-психологический портрет лиц, совершающих преступления данной категории может быть представлен: 1) злостные преступники, имеющие ярко выраженную корыстно-потребительскую ориентацию; 2) лица с неустойчивой ориентацией и уступают давлению неблагоприятных жизненных ситуаций, например, занимаются браконьерством вследствие материальных затруднений и т. д.; 3) лица, совершающие преступления по неосторожности, характеризуются беспечностью, безответственностью и т. д.
Представляет актуальное и практическое значение вопрос о предупреждении экологических преступлений. В науке криминологии под предупреждением преступности понимается узаконенная деятельность государственных и правоохранительных органов, должностных лиц, общественных организаций, граждан и иных лиц, прямо или косвенно, выполняющих предупредительные функции. При этом предупреждение преступности предполагает осуществление следующих возможных мероприятий — выявление, пресечение и предотвращение преступлений, изобличение и наказание виновных, их ресоциализацию как на общесоциальном, так и на специально-криминологическим уровнях.
К общесоциальным мерам предупреждения экологических преступлений относятся, прежде всего, общие меры предупреждения всех видов преступности, которые с одной стороны направлены на развитие и укрепление высокоорганизованной экономики России, создание и поддержание в обществе атмосферы стабильности, сохранение и создание новых рабочих мест, сокращение безработицы и расширение возможности трудоустройства, в том числе выпускников образовательных учреждений, повышение уровня благосостояния населения, стимулирование доверия населения к власти и готовности поддержать ее усилия по охране законности и правопорядка; с другой стороны, они рассчитаны на поддержку развития образования и культуры в обществе, правового воспитания и культуры населения, сохранение и развитие духовно-нравственного наследия и т. д. К общесоциальным мерам предупреждения экологической преступности относятся: разработка и осуществление государственной экологической политики в экономике, образовании и других сферах; соблюдение международных договоров и соглашений, касающихся вопросов охраны окружающей среды; развитие и совершенствование законодательства и нормативных правовых актов, направленных на обеспечение экологического благополучия граждан России, гарантии которого предусмотрены в ст. 42 Конституции РФ «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением» [5]. В части совершенствования экологического законодательства требуется принятие ряда законов — о государственной экологической политике, об экологической безопасности и др., внесения необходимых изменений в действующее законодательство, в том числе в Водный, Земельный, Лесной и др. кодексы, а также принятие иных нормативных правовых актов — Указов Президента РФ (примером является Указ от 10 августа 2012 г. № 1157 «О проведении в Российской Федерации Года охраны окружающей среды»), постановлений Правительства РФ, нормативных актов иных федеральных и региональных органов власти, органов местного самоуправления в пределах своих компетенций. Достаточно значимыми нормативными актами в области охраны окружающей среды являются утверждаемые федеральными министерствами и ведомствами (например, Ростехнадзором, Госгортехнадзором России, МЧС России, Минобороны России и др.) необходимые инструкции, положения, регламенты и другие нормативные акты по обеспечению экологической безопасности.
К специально-криминологическим мерам предупреждения преступности относится совокупность мер, специально направленных на устранение причин и условий преступности и конкретных средств по предупреждению как общих, так и экологических преступлений. В отличие от общесоциальных мер, они имеют меньший масштаб применения и предусматривают узконаправленную деятельность по предупреждению экологических преступлений в конкретном предприятии (учреждении), в какой-то определенной группе людей или индивидуально.
Для более действенного предупреждения экологических преступлений целесообразно создание новых организационно-методологических форм предупреждения преступлений этой категории (например, выделение экологической криминологии, которая будет специализироваться на исследовании общественных отношений в области охраны окружающей среды; создание специализированных подразделений полиции и экологических судов и т. д.).
В заключение считаем необходимым отметить, что повышение эффективности и результативности общесоциальных и специально-криминологических мер по предупреждению экологических преступлений должно предусматривать комплексный характер взаимодействия и координации деятельности правоохранительных, природоохранных, контрольных органов и общественных организаций, органов исполнительной власти и местного самоуправления, граждан и иных лиц, выполняющих предупредительные функции.
Таким образом, настоящее исследование на основе анализа действующего законодательства и нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды, официальных и научных данных об экологических преступлениях, позволяет более системно подойти к криминологической характеристике экологической преступности, а также обращает внимание на повышение эффективности и результативности общесоциальных и специально-криминологических мер по предупреждению преступлений данной категории.
Литература:
Винокуров А. Ю., Винокуров Ю. Е. Проблемы предупреждения экологических правонарушений. Монография. — М.: Изд-во Московского гуманитарного университета, 2008. — 86 с.
Герасимов И. В. Криминологическая и уголовно-правовая характеристика экологической преступности: автореф. дисс…. канд. юрид. наук. — СПб., 2004. — 18 с.;
Гордиенков А. Д., Колодина Н. В. Незаконная порубка деревьев и кустарников: причины и проблемы привлечения к уголовной ответственности // Экологическое право. — М.: Юрист, 2006. — № 1. — С. 33–36.
Клетнева Е. Г. Экологическая преступность в Российской Федерации: понятие, причины, условия и предупреждение: дисс…. канд. юрид. наук. — Казань, 2007. — 260 с.
Конституция Российской Федерации. — М.: Издательство Юрайт, 2011. — 48 с.
Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь-декабрь 2012 года [Электронный ресурс]. URL: http://clubs.ya.ru/4611686018427433392/replies.xml?item_no=128843 (дата обращения: 25.03.2013).
Ситуация с лесными пожарами в России [Электронный ресурс]. URL: http://apocalypse-2012.com/miscellaneous/p-blokov.html (дата обращения: 25.03.2013).
См.: Бурмистрова Т. В. Охрана окружающей природной среды: правовые основы и экологические нормы [Электронный ресурс]. URL: http://www.lawmix.ru/comm/7003 (дата обращения: 25.03.2013); Некоторые проблемы современного законодательства и экологической политики государства в области охраны окружающей среды [Электронный ресурс]. URL: http://www.budgetrf.ru/ (дата обращения: 25.03.2013); Правовые проблемы охраны окружающей среды [Электронный ресурс]. URL: http://www.izak.ru/node/1132 (дата обращения: 25.03.2013); Проблемы природопользования и охраны окружающей среды в современной России (законодательные аспекты) [Электронный ресурс]. URL: http://www.council.gov.ru/inf_sl/bulletin/item/221/ (дата обращения: 25.03.2013); Скобелева Л. А. Законодательство Российской Федерации и ее субъектов об охране окружающей среды: конституционно-правовой аспект: дисс.... канд. юрид. наук. — Казань, 2005. — 220 с. и др.
См.: Винокуров Ю. Е., Винокуров А. Ю. Обстоятельства, способствующие совершению экологических правонарушений, и основные пути их устранения. — М.: Астра, 2006. — 257 с.; Дубовик О. Л., Жевлаков Э. Н. Экологические правонарушения и ответственность. — М.: ЗАО «Бизнес-школа. Интел-Синтез», 2006. — 384 с.; Жалинский А. Э. Причины экологической преступности. — М., 2008. — 240 с.; Еремкин П. В. Борьба с загрязнением окружающей среды: Криминологические и уголовно-правовые аспекты: автореф. дисс…. канд. юрид. наук. — М., 2006. — 26 с.; Клетнева Е. Г. Экологическая преступность на рубеже ХХ-ХХI веков. — Казань: КЮИ МВД России, 2005. — 72 с. и др.
Справка о состоянии преступности в России за 2010 год [Электронный ресурс]. URL: http://www.globalitv.ru/show/2542 (дата обращения: 25.03.2013).
Статистика лесных пожаров в России [Электронный ресурс]. URL: http://www.rusintec.ru/fire-statistics/58-forest-fires (дата обращения: 25.03.2013).
Сулейманов А. Л. Предупреждение организованной экологической преступности // Преступность в разных ее проявлениях и организованная преступность: Сборник. — М., 2004. — С. 138–142.
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (в ред. от 30.12.2012 № 312-ФЗ) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
Указ Президента Российской Федерации от 10.08.2012 № 1157 «О проведении в Российской Федерации Года охраны окружающей среды» [Электронный ресурс]. URL: http://президент.рф/acts/16219 (дата обращения: 25.03.2013).
Федеральный закон Российской Федерации от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 21.11.2011 г.№ 331-ФЗ) [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2002/01/12/oxranasredy-dok.html (дата обращения: 25.03.2013).
Экологическая безопасность [Электронный ресурс]. URL: http://slovari.yandex.ru/; http://official.academic.ru/29885/ (дата обращения: 25.03.2013).