Современный этап развития образования характеризуется постоянным увеличением требований к его качеству, к соответствию образовательных результатов запросам современного общества. Основным критерием оценки качества образования становится формирование мобильной, разносторонне развитой личности, способной адаптироваться к социально — экономическим изменениям и успешно реализовываться в условиях информатизации общества.
В условиях высокой динамичности российской системы образования, ее включения в мировое образовательное пространство качество профессиональной деятельности учителя зависит от уровня сформированности его информационной компетентности, обеспечивающей достижение стратегических задач в профессиональной деятельности.
В психолого-педагогической литературе массовое использование термина «компетентность», заменившего понятия «квалификация» и «профессионализм», началось сравнительно недавно. Так в конце 1960 — начале 1970-х гг. в западной, а в конце 1980-х гг. и в отечественной литературе зародилось специальное направление — компетентностный подход в образовании. В 60–80-е годы в отечественной педагогической мысли разрабатывались научно-педагогические основы подготовки учителя (В. К. Розов, В. А. Сластенин, Б. Г. Ананьев, А. Г. Ковалев, Н. В. Кузьмина, Ю. К. Бабанский, М. И. Махмутов). К инфоромационной компетентности специалиста как педагогической проблеме исследователи в основном стали обращаться в 80–90-х годах XX столетия.
Трактовка понятия «информационная компетентность учителя» стала объектом спора и разногласий между психологами, педагогами, физиологами, специалистами-практиками и т. д., и до сих пор нет однозначного ее определения.
Так, по мнению О. И. Кочуровой, «информационная компетентность — система компьютерных знаний и умений, обеспечивающая необходимый в конкретной профессии уровень получения, передачи, хранения и представления профессионально значимой информации». [1]
Т. Б. Захарова характеризует информационную компетентность через эффективность, конструктивность информационной деятельности (внешней и внутренней) на основе компьютерной грамотности, что означает эффективное применение знаний, умений для решения стоящих/поставленных перед человеком задач. [2]Ђ$
Информационная компетентность состоит из двух основных блоков, включающих общие и профессионально-ориентированные знания и умения в области компьютерных технологий:
базовые компьютерные знания и умения — едины для всех категорий пользователей, это комплекс знаний и умений в области базовых технических и программных средств вычислительной техники, образующих своеобразный «компьютерный минимум», необходимый для успешного освоения и практического использования любого прикладного программного обеспечения;
профессионально ориентированные компьютерные знания и умения — специфический для каждой профессиональной категории пользователей комплекс знаний и умений, соответствующий уровню и содержанию компьютеризации конкретной профессиональной среды.
Изучение динамики информационной компетентности педагога показало, что ее структура и содержание непрерывно развиваются и совершенствуются как в историческом, так и в индивидуально-личностном плане.
В индивидуальном плане информационная компетентность развивается поэтапно, в процессе непрерывного образования человека (обучения, самообразования, повышения квалификации), осуществляемого в предметной области новых информационных технологий.
Специалисты (Ершов А. П. [3], Извозчиков В. А. [4], Каймин В. А., Машбиц Е. И.) выделяют три уровня приобщенности человека к миру информатики и вычислительной техники: компьютерную осведомленность (первоначальное знакомство с ЭВМ), компьютерную грамотность и информационную культуру.
Информационную компетентность специалиста исследователи М. А. Винницкая, С. К. Баймухамедова, М. Ж. Дюсемалиева и др. [5] разбили на четыре составляющие: функциональную компетентность, компетентность взаимодействия, компетентность исследования и компетентность открытости. Функциональная компетентность заключается в использовании информации для управления и принятия решений.
Под компетентностью взаимодействия понимается обмен информацией между различными специалистами для совершенствования процессов и роста эффективности. Прямой обмен информацией обо всех видах деятельности производства необходим для устранения проблем и адаптации к изменениям.
Компетентность исследования включает в себя сбор информации о тенденциях развития информационных технологий и услуг, выпуске новых интеллектуальных продуктов и разработку программного обеспечения для эффективного анализа этой информации.
Компетентность открытости позволяет специалисту своевременно приобретать знания для поиска инновационных перспектив и идей, обещающих создание новых продуктов и услуг, которые могли бы изменить условия конкуренции поверх рынков и отраслей.
Таким образом, осмысление содержания термина «информационная компетентность» в эпоху развития информационных и коммуникационных технологий строится на целом спектре современных педагогических парадигм и подходов: от сциентистских до личностно-ориентированных (Е. В. Иванова, А. О. Ивонин, В. Ф. Кочуров, О. И. Кочурова, Н. Х. Насырова, Э. П. Семенюк, М. А. Холодная, Е. К. Юсеф).
Информационная компетентность рассматривается и как «система компьютерных знаний и умений, обеспечивающая профессиональный уровень получения, хранения и представления профессионально значимой информации», и как вид деятельности (Л. Д. Васильева, A. B. Вишнякова, Н. В. Кисель); и как совокупность возможностей (Т. Б. Захарова); и как определённый уровень знаний и степень совершенствования специалиста (С. Д. Каракозов, Н. В. Кузьмина и др.).
Уточнив и дополнив обоснование В. Ф. Кочуровым и О. И. Кочуровой, мы сформулировали в качестве рабочего следующее определение «информационная компетентность педагога — есть система компьютерных знаний и умений, обеспечивающая необходимый в педагогической профессии уровень получения, передачи, хранения и представления профессионально значимой информации».
Таким образом, в нашем исследовании в состав информационной компетентности выделяются такие структурообразующие элементы, как:
мотивация, потребность и интерес к получению знаний, умений и навыков в области технических, программных средств и информации;
совокупность общественно-гуманитарных и естественно-технических знаний, составляющих информативную основу поисково-познавательной деятельности;
способы, операционные действия и позитивный опыт поисково-познавательной деятельности в сфере программного обеспечения и технических ресурсов;
умения вести полноценный диалог в системе «человек-компьютер».
Для полноценной подготовки учителя информатики к работе в современном информационно-технологическом обществе, необходимо, чтобы процесс обучения в вузе также проходил в новой информационно — коммуникационной образовательной среде, способствующей активации познавательной деятельности и развитию творческих способностей студентов, готовности и стремлению к саморазвитию. Таким образом, система подготовки будущего учителя информатики, как компетентного специалиста, должна быть спроектирована и реализована как открытая система, готовая к дальнейшему совершенствованию.
Основой такой системы должна стать ориентация ее на динамично меняющуюся действительность, на постоянное и непрерывное развитие. На каком бы высоком уровне ни была теоретическая и практическая подготовка учителя, современный педагог обязан постоянно и непрерывно повышать свою профессиональную и информационную компетентность. Подготовка учителя информатики к работе в условиях современной информационной среды должна быть ориентирована не только на решение тех задач, которые сегодня возникают перед педагогом, но и на готовность решать задачи, которые пока ему не знакомы, но могут появиться в будущем. Поэтому цели, задачи, средства, формы, механизмы и способы взаимодействия педагога вуза со студентами надо определять таким образом, чтобы рассмотренное понятие профессиональной компетентности стало важным и ценным, если не для всех, то хотя бы для большинства будущих специалистов.
Литература:
Винницкая М. А. Основные составляющие информационной компетентности будущих специалистов / М. А. Винницкая, С. К. Баймухамедова, М. Ж. Дюсемалиева и др.// Материалы международной научно-практической конференции. — Алматы, 2005. — 467 с.
Ершов А. П. Программирование — вторая грамотность. — Новосибирск, 2001.-293 с.
Захарова Т. Б.,Филатова Л. О. Дифференциация содержания обучения в старшей школе как условие эффективной преемственности общего и профессионального образования / Стандарты и мониторинг в образовании. 2003. — № 5. — С. 26–29.
Извозчиков В. А., Слуцкий A. M. Межпредметные связи и информатика. — СПб., 2002.-51 с.
Кочуров В. Ф. Информационная компетентность взрослых: содержание, структура, уровни / В. Ф. Кочуров, О. И. Кочурова // Новые знания. — 2003. — № 3. — С. 33–35.