Формирование массивов социокультурной информации в процессе мониторинга интернет-ресурсов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №4 (51) апрель 2013 г.

Статья просмотрена: 724 раза

Библиографическое описание:

Григорян, В. Д. Формирование массивов социокультурной информации в процессе мониторинга интернет-ресурсов / В. Д. Григорян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 4 (51). — С. 663-665. — URL: https://moluch.ru/archive/51/6626/ (дата обращения: 16.11.2024).

В статье раскрываются основные подходы к процессу формирования массивов социокультурной информации с развитием технологий мониторинга информации в сети Интернет в результате «цифровой революции» начала XXI века.

Ключевые слова: социокультурная информация, мониторинг, интернет, цифровая революция


Непрерывность процесса развития индустрии портативных цифровых устройств или так называемых «мобильных гаджетов», а также все возрастающая глубина проникновения сети Интернет среди рядовых потребителей культурной информации, приводит к возникновению условий для накопления, обработки и хранения данных посредством новых форм организации медиа-контента и его перераспределения между пользователями.

Существенную роль в таком процессе играет не столько сам факт появления новых инструментов и средств работы с информацией в Интернете, не совершенствование мобильных платформ на которых работают устройства, а сам революционный характер новейших решений для работы с информацией, которые в последствии становятся инновационными. В этом смысле не так важно становится и появление каких-либо новых устройств, главным остается как пользователь будет обращаться с информацией и как будет ее воспринимать, при этом использовать он может уже существующие возможности и решения для мобильных устройств.

Например, появление «облачный сервисов» для хранения данных было не столько открытием, сколько следствием революционного изменения в представлениях миллионов пользователей о том, что огромные массивы личных данных можно хранить на внешних интернет-ресурсах. Для того, чтобы спрос породил предложение, как может показаться из примера приведенного выше, необходимо, чтобы потребитель знал и понимал «что спрашивать?». Но в случае с «облачными сервисами», никто и не предполагал, что вскоре появится возможность удаленного доступа к хранилищу своих персональных данных на пространстве арендованного для этих потребностей сервера. Многие пользователи хранили (и продолжают хранить) персональный цифровой контент на бесплатных видео-, аудио- и фотохостингах. Появление «облачных сервисов» стало революцией в области технологии хранения данных, прежде всего потому, что произошел революционный скачок в этом направлении — появилось организационное (т. е. упорядоченное) решение для хранения цифровых данных, была обнаружена новая точка роста, что впоследствие стало называться «облачными технологиями», с которыми стало возможно работать в отдельном направлении, на уровне понятийного аппарата были перезаложены прежние смыслы и взгляды на хранение данных в сети Интернет. Такие революционные скачки в развитии происходят постоянно, при этом теряются в череде непрекращающихся нововведений, прежде всего потому, что малозаметны на первоначальном этапе своего образования. При этом становятся актуальны только по мере последующего совершенствования, сегодня мало кто вспомнит: какая социальная сеть или какой сервис электронной почты возникли первыми, какая блог-платформа появилась на свет раньше остальных и поменяла представление пользователей о том, кто и как может производить, эксплуатировать и утилизировать контент в сети Интернет. Итак, микро-революция случается каждый раз, когда происходит перезаложение позиций по тем вопросам, в которых новые решения как минимум создают объективные условия для перестраивания существующих инструментов работы и как максимум вызовают ситуацию для совершенствования текущего инструментария, придания ему «стройного» и технологичного вида.

Интернет, как глобальная сети хранения и передачи данных, представляет огромный массив информации, которую можно разделить, характеризуя каждую ее часть по самым разным признакам. Социокультурная информация — это информация содержательно описывающая текущую социокультурную ситуацию, объективную или виртуальную, т. е. в значении «возможную». В статье Мурылева В. А., посвященной вопросам городской социокультурной среды, утверждается следующее: «В условиях города быстрая смена социокультурной информации, преодоление сложившихся установок и формирование новых, соответствующих данной ситуации, возможно при гибкости и подвижности нервных процессов мышления. Молодежь, свободная от устоявшихся ценностей, легко и без проблем осваивает данную социокультурную ситуацию. Значительно труднее это удается старшему поколению, у которого сформированы знания, ценности, нормы и образцы общества». [1]. Таким образом, можно сделать вывод о том, что социокультурная информация — это данные, которые позволяют нам охарактеризовать социокультурную ситуацию, а динамика городской социокультурной среды является одним из факторов обеспечения свободы, преодолевающей любые массивы социокультурной информации отражающей фиксируемые знания, ценности, нормы и образцы общества.

Под, собственно, «массивом информации» в информатике понимается совокупность взаимосвязанных сведений, данных, подлежащих совместной обработке. При чем массивы информации классифицируются: по содержанию, носителям информации, функциям в процессе обработки информации [2]. Отсюда следует, что совокупность данных характеризующих социокультурную ситуацию, может использоваться и обрабатываться в соответстветствии с приведенной выше классификацией, при этом обозначаться как «массив социокультурной информации», отмечая содержательную часть обозначения. В остальном интернет-ресурс как возобновляемый источник информации в сети Интернет, является соответствующим носителем информации, а его технические средства позволяют обеспечить функциональные возможности массива социокультурной информации в процессе его обработки.

Технический инструментарий большинства интернет-ресурсов достаточно широкий и гибкий по своим возможностям, для применения в целях формирования любых массивов информации по содержанию и элементам составляющих его структуру. Главная задача заключается в обеспечении соответствующей технологии, позволяющей организовать необходимую информационную повестку с интуитивно понятной системой навигации. Поэтому необходимо сразу определиться с тем, что существует внешний массив информации, в котором существует и функционирует интернет-ресурс и, собственно, внутренний массив, который формируется и воспроизводится в заданных параметрах.

Работа с внешними массивами информации невозможна без технологии мониторинга интернет-пространства с применением программного обеспечения, позволяющего вычленить актуальную информацию по содержанию и обладающую необходимым режимом доступа к ней, для того, чтобы она могла быть включена во внутренний информационный массив интернет-ресурса и соответствующим образом представлена в общей картине информационной повестки, формируемой автором.

Отметим, что в данном случае речь идет исключительно о возможностях интернет-мониторинга, к которому применительны общие методологические подходы, разрабатываемые в этом направлении. Также не следует сравнивать процесс формирования информационных массивов со все более набирающей популярность в последние годы «интернет-журналистикой», которая как вид деятельности существует по своим канонам. Информация представленная как массив — по сути является информационной средой обитания, которая за счет контроля за ее состоянием оказывает формирующее воздействие на субъекта, в этом понимании многие моменты связанные с нормами и правилами подачи текста, принятых в Интернет-СМИ могут быть опущены, поскольку главное здесь не соблюдение заданного аналитического стиля изложения материала или иного другого пришедшего через процессы дивергенции из традиционных СМИ, а создание максимально широкой информационной повестки — массива, который может быть ограничен только техническими возможностями интернет-ресурса и с которым может работать и журналист, и студент, и эксперт, и простой читатель.

В своей статье «Количественные методы в изучении социокультурного пространства» Сладкова О. Б. обращает внимание на основные качества мониторинга, позволяющие расширить возможности познания социокультурной среды, при этом факты, полученные в ходе мониторинговых исследований, в большей степени соответствуют общим требованиям к информации (достоверность, объективность, актуальность, своевременность, точность, непротиворечивость и т. д.) [3]. Также интересен взгляд автора на мониторинг, как технологию выявления объективных данных, обеспечивающую подготовительный этап манипулирования, подразумевающий изучение желаний, ожиданий, интересов, потребностей различных социальных групп, а, следовательно, открывающую манипулятору приоритет в доступе к информации. Важным моментом на наш взгляд является возможность рассмотрения знания о наличии такого приоритета, как психологического приема манипуляции, положенного в основу множества теорий заговоров и т. д.

Важной особенностью мониторинга в сети Интернет является необходимость автоматизации процесса сбора и обработки информации, а также ее последующего размещения во внутреннем информационном массиве интернет-ресурса, что возможно с применением соответствующего программного обеспечения, алгоритмов поиска, обработки и размещения информации, а также разработки семантических запросов для поисковых систем через, которые осуществляется сбор информации. Автоматизация процесса начинается с определения постоянных источников информации, источников их замещающих, т. е. в процессе развития потенциально обладающих возможностью стать постоянными, а также временных источников. Разница между первыми и последними заключается в том, что временные источники в силу своего непостоянства не могут использоваться при планировании информационной повестки прежде всего с позиции количественного состава единиц информации массива.

Непосредственно средствами формирующими массив социокультурной информации на примерах конкретных интернет-ресурсов могут быть различные компоненты, используемые при сайтостроительстве: таймеры размещения материалов, позволяющие обеспечить график наполнения массива, плагины вывода информации, отобранной по параметрам на сторонних ресурсах (например, из социальных сетей, блог-платформ и новостных лент, ранее также новостные RSS-ленты), виджеты отображающие актуальную информацию соответствующей тематики из источников, используемых как постоянные или их замещающие и другие компоненты, образующие целостный набор различных элементов информации содержательно максимально широко и объективно характеризующих социокультурную ситуацию.


Литература:

  1. Мурылев В. А. Социокультурная среда города // Аналитика культурологии. 2008. вып. 1. URL: http://analiculturolog.ru/archive/item/553-article_35.html (дата обращения: 24.03.2013)

  2. Термины и определения, используемые в селекции, генетике и воспроизводстве сельскохозяйственных животных // Словари и энциклопедии на Академике. 2010. URL: http://agricultural_terms.academic.ru/1779/ (дата обращения: 24.03.2013)

  3. Сладкова О. Б. Количественные методы в исследовании социокультурного пространства [Электронный ресурс]: научная лаборатория «Социально-информационные технологии» // URL: http://misit.ucoz.ru/load/14–1-0–26 (дата обращения: 24.03.2013)

Основные термины (генерируются автоматически): социокультурная информация, социокультурная ситуация, Интернет, хранение данных, актуальная информация, внешний массив информации, внутренний информационный массив, городская социокультурная среда, информационная повестка, цифровая революция.


Ключевые слова

Интернет, мониторинг, социокультурная информация, цифровая революция

Похожие статьи

Цифровая трансформация в современной практике управленческой деятельности организаций

Целью научной статьи выступает исследование характеристики концепции цифровой трансформации в современной практике управленческой деятельности организаций. Рассмотрены основные направления цифровой трансформации в будущем периоде. Проанализировано, к...

Цифровая трансформация компаний как фактор ускоренного развития

В современных условиях трансформации экономики и общества цифровые технологии становятся фактором ускоренного развития. В этой связи исследование возможностей внедрения цифровых продуктов в целостность бизнес-процессов современной компании является а...

Анализ современных тенденций цифровой трансформации промышленности

В статье анализируются стратегии и инициативы ведущих стран в области развития цифрового производства и конвергенции информационных и промышленных технологий. Выявляются основные технологические тренды в сфере цифровой трансформации промышленности. П...

К вопросу о категории «цифровая логистика»

Трансформация экономических отношений и цифровизация бизнеса оказывают влияние и на логистику как сферу деятельности, интегрирующую протекание потоковых процессов между субъектами экономических отношений. В связи с этим становится актуальным рассмотр...

Управление образовательной организацией в условиях цифровизации и глобализации экономики

В статье освещены вопросы влияния процессов цифровизации на процесс управления образовательным учреждением, приведены критерии эффективности управления образованием при переходе к цифровой экономике в России.

Процесс интеграции бизнес-стратегии в структуру цифрового маркетинга

В статье описывается процесс интеграции современной бизнес-стратегии компании в структуру цифрового маркетинга — единого информационного поля, эффективность освоения которого равна эффективности бизнеса в целом.

Социальные сети как новые СМИ

В статье анализируется сущность социальных сетей как потенциальных средств массовой информации и как площадки развития СМИ. Делается вывод, что социальные сети могут стать новым видом полноценных СМИ, однако сегодня они выступают как своего рода площ...

Анализ влияния цифровой трансформации на бизнес

В статье рассматриваются изменения в стратегиях бизнеса, в конкурентоспособности фирм, приводятся новые возможности продвижения и набор клиентской базы, выявление новых источников дохода. Анализируются внедрения новых методов ведения бизнеса в услови...

Значение цифровой трансформации в современных бизнес-моделях

В настоящей статье рассмотрены новые вызовы для дальнейшего существования компании (фирмы) в эпоху цифровой трансформации для адаптации и выживания в конкурентной среде. Цифровая трансформация бизнес-модели является одним из важных факторов повышения...

«Цифра» и организация образовательного процесса: перспективы и проблемы

В статье рассматриваются вопросы внедрения современных информационно-коммуникационных и цифровых технологий в процесс организации и осуществления общего образования, а также проблемы, препятствующие эффективной организации образовательного процесса н...

Похожие статьи

Цифровая трансформация в современной практике управленческой деятельности организаций

Целью научной статьи выступает исследование характеристики концепции цифровой трансформации в современной практике управленческой деятельности организаций. Рассмотрены основные направления цифровой трансформации в будущем периоде. Проанализировано, к...

Цифровая трансформация компаний как фактор ускоренного развития

В современных условиях трансформации экономики и общества цифровые технологии становятся фактором ускоренного развития. В этой связи исследование возможностей внедрения цифровых продуктов в целостность бизнес-процессов современной компании является а...

Анализ современных тенденций цифровой трансформации промышленности

В статье анализируются стратегии и инициативы ведущих стран в области развития цифрового производства и конвергенции информационных и промышленных технологий. Выявляются основные технологические тренды в сфере цифровой трансформации промышленности. П...

К вопросу о категории «цифровая логистика»

Трансформация экономических отношений и цифровизация бизнеса оказывают влияние и на логистику как сферу деятельности, интегрирующую протекание потоковых процессов между субъектами экономических отношений. В связи с этим становится актуальным рассмотр...

Управление образовательной организацией в условиях цифровизации и глобализации экономики

В статье освещены вопросы влияния процессов цифровизации на процесс управления образовательным учреждением, приведены критерии эффективности управления образованием при переходе к цифровой экономике в России.

Процесс интеграции бизнес-стратегии в структуру цифрового маркетинга

В статье описывается процесс интеграции современной бизнес-стратегии компании в структуру цифрового маркетинга — единого информационного поля, эффективность освоения которого равна эффективности бизнеса в целом.

Социальные сети как новые СМИ

В статье анализируется сущность социальных сетей как потенциальных средств массовой информации и как площадки развития СМИ. Делается вывод, что социальные сети могут стать новым видом полноценных СМИ, однако сегодня они выступают как своего рода площ...

Анализ влияния цифровой трансформации на бизнес

В статье рассматриваются изменения в стратегиях бизнеса, в конкурентоспособности фирм, приводятся новые возможности продвижения и набор клиентской базы, выявление новых источников дохода. Анализируются внедрения новых методов ведения бизнеса в услови...

Значение цифровой трансформации в современных бизнес-моделях

В настоящей статье рассмотрены новые вызовы для дальнейшего существования компании (фирмы) в эпоху цифровой трансформации для адаптации и выживания в конкурентной среде. Цифровая трансформация бизнес-модели является одним из важных факторов повышения...

«Цифра» и организация образовательного процесса: перспективы и проблемы

В статье рассматриваются вопросы внедрения современных информационно-коммуникационных и цифровых технологий в процесс организации и осуществления общего образования, а также проблемы, препятствующие эффективной организации образовательного процесса н...

Задать вопрос