Формирование массивов социокультурной информации в процессе мониторинга интернет-ресурсов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №4 (51) апрель 2013 г.

Статья просмотрена: 733 раза

Библиографическое описание:

Григорян, В. Д. Формирование массивов социокультурной информации в процессе мониторинга интернет-ресурсов / В. Д. Григорян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 4 (51). — С. 663-665. — URL: https://moluch.ru/archive/51/6626/ (дата обращения: 19.12.2024).

В статье раскрываются основные подходы к процессу формирования массивов социокультурной информации с развитием технологий мониторинга информации в сети Интернет в результате «цифровой революции» начала XXI века.

Ключевые слова: социокультурная информация, мониторинг, интернет, цифровая революция


Непрерывность процесса развития индустрии портативных цифровых устройств или так называемых «мобильных гаджетов», а также все возрастающая глубина проникновения сети Интернет среди рядовых потребителей культурной информации, приводит к возникновению условий для накопления, обработки и хранения данных посредством новых форм организации медиа-контента и его перераспределения между пользователями.

Существенную роль в таком процессе играет не столько сам факт появления новых инструментов и средств работы с информацией в Интернете, не совершенствование мобильных платформ на которых работают устройства, а сам революционный характер новейших решений для работы с информацией, которые в последствии становятся инновационными. В этом смысле не так важно становится и появление каких-либо новых устройств, главным остается как пользователь будет обращаться с информацией и как будет ее воспринимать, при этом использовать он может уже существующие возможности и решения для мобильных устройств.

Например, появление «облачный сервисов» для хранения данных было не столько открытием, сколько следствием революционного изменения в представлениях миллионов пользователей о том, что огромные массивы личных данных можно хранить на внешних интернет-ресурсах. Для того, чтобы спрос породил предложение, как может показаться из примера приведенного выше, необходимо, чтобы потребитель знал и понимал «что спрашивать?». Но в случае с «облачными сервисами», никто и не предполагал, что вскоре появится возможность удаленного доступа к хранилищу своих персональных данных на пространстве арендованного для этих потребностей сервера. Многие пользователи хранили (и продолжают хранить) персональный цифровой контент на бесплатных видео-, аудио- и фотохостингах. Появление «облачных сервисов» стало революцией в области технологии хранения данных, прежде всего потому, что произошел революционный скачок в этом направлении — появилось организационное (т. е. упорядоченное) решение для хранения цифровых данных, была обнаружена новая точка роста, что впоследствие стало называться «облачными технологиями», с которыми стало возможно работать в отдельном направлении, на уровне понятийного аппарата были перезаложены прежние смыслы и взгляды на хранение данных в сети Интернет. Такие революционные скачки в развитии происходят постоянно, при этом теряются в череде непрекращающихся нововведений, прежде всего потому, что малозаметны на первоначальном этапе своего образования. При этом становятся актуальны только по мере последующего совершенствования, сегодня мало кто вспомнит: какая социальная сеть или какой сервис электронной почты возникли первыми, какая блог-платформа появилась на свет раньше остальных и поменяла представление пользователей о том, кто и как может производить, эксплуатировать и утилизировать контент в сети Интернет. Итак, микро-революция случается каждый раз, когда происходит перезаложение позиций по тем вопросам, в которых новые решения как минимум создают объективные условия для перестраивания существующих инструментов работы и как максимум вызовают ситуацию для совершенствования текущего инструментария, придания ему «стройного» и технологичного вида.

Интернет, как глобальная сети хранения и передачи данных, представляет огромный массив информации, которую можно разделить, характеризуя каждую ее часть по самым разным признакам. Социокультурная информация — это информация содержательно описывающая текущую социокультурную ситуацию, объективную или виртуальную, т. е. в значении «возможную». В статье Мурылева В. А., посвященной вопросам городской социокультурной среды, утверждается следующее: «В условиях города быстрая смена социокультурной информации, преодоление сложившихся установок и формирование новых, соответствующих данной ситуации, возможно при гибкости и подвижности нервных процессов мышления. Молодежь, свободная от устоявшихся ценностей, легко и без проблем осваивает данную социокультурную ситуацию. Значительно труднее это удается старшему поколению, у которого сформированы знания, ценности, нормы и образцы общества». [1]. Таким образом, можно сделать вывод о том, что социокультурная информация — это данные, которые позволяют нам охарактеризовать социокультурную ситуацию, а динамика городской социокультурной среды является одним из факторов обеспечения свободы, преодолевающей любые массивы социокультурной информации отражающей фиксируемые знания, ценности, нормы и образцы общества.

Под, собственно, «массивом информации» в информатике понимается совокупность взаимосвязанных сведений, данных, подлежащих совместной обработке. При чем массивы информации классифицируются: по содержанию, носителям информации, функциям в процессе обработки информации [2]. Отсюда следует, что совокупность данных характеризующих социокультурную ситуацию, может использоваться и обрабатываться в соответстветствии с приведенной выше классификацией, при этом обозначаться как «массив социокультурной информации», отмечая содержательную часть обозначения. В остальном интернет-ресурс как возобновляемый источник информации в сети Интернет, является соответствующим носителем информации, а его технические средства позволяют обеспечить функциональные возможности массива социокультурной информации в процессе его обработки.

Технический инструментарий большинства интернет-ресурсов достаточно широкий и гибкий по своим возможностям, для применения в целях формирования любых массивов информации по содержанию и элементам составляющих его структуру. Главная задача заключается в обеспечении соответствующей технологии, позволяющей организовать необходимую информационную повестку с интуитивно понятной системой навигации. Поэтому необходимо сразу определиться с тем, что существует внешний массив информации, в котором существует и функционирует интернет-ресурс и, собственно, внутренний массив, который формируется и воспроизводится в заданных параметрах.

Работа с внешними массивами информации невозможна без технологии мониторинга интернет-пространства с применением программного обеспечения, позволяющего вычленить актуальную информацию по содержанию и обладающую необходимым режимом доступа к ней, для того, чтобы она могла быть включена во внутренний информационный массив интернет-ресурса и соответствующим образом представлена в общей картине информационной повестки, формируемой автором.

Отметим, что в данном случае речь идет исключительно о возможностях интернет-мониторинга, к которому применительны общие методологические подходы, разрабатываемые в этом направлении. Также не следует сравнивать процесс формирования информационных массивов со все более набирающей популярность в последние годы «интернет-журналистикой», которая как вид деятельности существует по своим канонам. Информация представленная как массив — по сути является информационной средой обитания, которая за счет контроля за ее состоянием оказывает формирующее воздействие на субъекта, в этом понимании многие моменты связанные с нормами и правилами подачи текста, принятых в Интернет-СМИ могут быть опущены, поскольку главное здесь не соблюдение заданного аналитического стиля изложения материала или иного другого пришедшего через процессы дивергенции из традиционных СМИ, а создание максимально широкой информационной повестки — массива, который может быть ограничен только техническими возможностями интернет-ресурса и с которым может работать и журналист, и студент, и эксперт, и простой читатель.

В своей статье «Количественные методы в изучении социокультурного пространства» Сладкова О. Б. обращает внимание на основные качества мониторинга, позволяющие расширить возможности познания социокультурной среды, при этом факты, полученные в ходе мониторинговых исследований, в большей степени соответствуют общим требованиям к информации (достоверность, объективность, актуальность, своевременность, точность, непротиворечивость и т. д.) [3]. Также интересен взгляд автора на мониторинг, как технологию выявления объективных данных, обеспечивающую подготовительный этап манипулирования, подразумевающий изучение желаний, ожиданий, интересов, потребностей различных социальных групп, а, следовательно, открывающую манипулятору приоритет в доступе к информации. Важным моментом на наш взгляд является возможность рассмотрения знания о наличии такого приоритета, как психологического приема манипуляции, положенного в основу множества теорий заговоров и т. д.

Важной особенностью мониторинга в сети Интернет является необходимость автоматизации процесса сбора и обработки информации, а также ее последующего размещения во внутреннем информационном массиве интернет-ресурса, что возможно с применением соответствующего программного обеспечения, алгоритмов поиска, обработки и размещения информации, а также разработки семантических запросов для поисковых систем через, которые осуществляется сбор информации. Автоматизация процесса начинается с определения постоянных источников информации, источников их замещающих, т. е. в процессе развития потенциально обладающих возможностью стать постоянными, а также временных источников. Разница между первыми и последними заключается в том, что временные источники в силу своего непостоянства не могут использоваться при планировании информационной повестки прежде всего с позиции количественного состава единиц информации массива.

Непосредственно средствами формирующими массив социокультурной информации на примерах конкретных интернет-ресурсов могут быть различные компоненты, используемые при сайтостроительстве: таймеры размещения материалов, позволяющие обеспечить график наполнения массива, плагины вывода информации, отобранной по параметрам на сторонних ресурсах (например, из социальных сетей, блог-платформ и новостных лент, ранее также новостные RSS-ленты), виджеты отображающие актуальную информацию соответствующей тематики из источников, используемых как постоянные или их замещающие и другие компоненты, образующие целостный набор различных элементов информации содержательно максимально широко и объективно характеризующих социокультурную ситуацию.


Литература:

  1. Мурылев В. А. Социокультурная среда города // Аналитика культурологии. 2008. вып. 1. URL: http://analiculturolog.ru/archive/item/553-article_35.html (дата обращения: 24.03.2013)

  2. Термины и определения, используемые в селекции, генетике и воспроизводстве сельскохозяйственных животных // Словари и энциклопедии на Академике. 2010. URL: http://agricultural_terms.academic.ru/1779/ (дата обращения: 24.03.2013)

  3. Сладкова О. Б. Количественные методы в исследовании социокультурного пространства [Электронный ресурс]: научная лаборатория «Социально-информационные технологии» // URL: http://misit.ucoz.ru/load/14–1-0–26 (дата обращения: 24.03.2013)

Основные термины (генерируются автоматически): социокультурная информация, социокультурная ситуация, Интернет, хранение данных, актуальная информация, внешний массив информации, внутренний информационный массив, городская социокультурная среда, информационная повестка, цифровая революция.


Похожие статьи

Цифровая трансформация в современной практике управленческой деятельности организаций

Целью научной статьи выступает исследование характеристики концепции цифровой трансформации в современной практике управленческой деятельности организаций. Рассмотрены основные направления цифровой трансформации в будущем периоде. Проанализировано, к...

Цифровая трансформация компаний как фактор ускоренного развития

В современных условиях трансформации экономики и общества цифровые технологии становятся фактором ускоренного развития. В этой связи исследование возможностей внедрения цифровых продуктов в целостность бизнес-процессов современной компании является а...

Анализ современных тенденций цифровой трансформации промышленности

В статье анализируются стратегии и инициативы ведущих стран в области развития цифрового производства и конвергенции информационных и промышленных технологий. Выявляются основные технологические тренды в сфере цифровой трансформации промышленности. П...

К вопросу о категории «цифровая логистика»

Трансформация экономических отношений и цифровизация бизнеса оказывают влияние и на логистику как сферу деятельности, интегрирующую протекание потоковых процессов между субъектами экономических отношений. В связи с этим становится актуальным рассмотр...

Управление образовательной организацией в условиях цифровизации и глобализации экономики

В статье освещены вопросы влияния процессов цифровизации на процесс управления образовательным учреждением, приведены критерии эффективности управления образованием при переходе к цифровой экономике в России.

Процесс интеграции бизнес-стратегии в структуру цифрового маркетинга

В статье описывается процесс интеграции современной бизнес-стратегии компании в структуру цифрового маркетинга — единого информационного поля, эффективность освоения которого равна эффективности бизнеса в целом.

Социальные сети как новые СМИ

В статье анализируется сущность социальных сетей как потенциальных средств массовой информации и как площадки развития СМИ. Делается вывод, что социальные сети могут стать новым видом полноценных СМИ, однако сегодня они выступают как своего рода площ...

Анализ влияния цифровой трансформации на бизнес

В статье рассматриваются изменения в стратегиях бизнеса, в конкурентоспособности фирм, приводятся новые возможности продвижения и набор клиентской базы, выявление новых источников дохода. Анализируются внедрения новых методов ведения бизнеса в услови...

Значение цифровой трансформации в современных бизнес-моделях

В настоящей статье рассмотрены новые вызовы для дальнейшего существования компании (фирмы) в эпоху цифровой трансформации для адаптации и выживания в конкурентной среде. Цифровая трансформация бизнес-модели является одним из важных факторов повышения...

«Цифра» и организация образовательного процесса: перспективы и проблемы

В статье рассматриваются вопросы внедрения современных информационно-коммуникационных и цифровых технологий в процесс организации и осуществления общего образования, а также проблемы, препятствующие эффективной организации образовательного процесса н...

Похожие статьи

Цифровая трансформация в современной практике управленческой деятельности организаций

Целью научной статьи выступает исследование характеристики концепции цифровой трансформации в современной практике управленческой деятельности организаций. Рассмотрены основные направления цифровой трансформации в будущем периоде. Проанализировано, к...

Цифровая трансформация компаний как фактор ускоренного развития

В современных условиях трансформации экономики и общества цифровые технологии становятся фактором ускоренного развития. В этой связи исследование возможностей внедрения цифровых продуктов в целостность бизнес-процессов современной компании является а...

Анализ современных тенденций цифровой трансформации промышленности

В статье анализируются стратегии и инициативы ведущих стран в области развития цифрового производства и конвергенции информационных и промышленных технологий. Выявляются основные технологические тренды в сфере цифровой трансформации промышленности. П...

К вопросу о категории «цифровая логистика»

Трансформация экономических отношений и цифровизация бизнеса оказывают влияние и на логистику как сферу деятельности, интегрирующую протекание потоковых процессов между субъектами экономических отношений. В связи с этим становится актуальным рассмотр...

Управление образовательной организацией в условиях цифровизации и глобализации экономики

В статье освещены вопросы влияния процессов цифровизации на процесс управления образовательным учреждением, приведены критерии эффективности управления образованием при переходе к цифровой экономике в России.

Процесс интеграции бизнес-стратегии в структуру цифрового маркетинга

В статье описывается процесс интеграции современной бизнес-стратегии компании в структуру цифрового маркетинга — единого информационного поля, эффективность освоения которого равна эффективности бизнеса в целом.

Социальные сети как новые СМИ

В статье анализируется сущность социальных сетей как потенциальных средств массовой информации и как площадки развития СМИ. Делается вывод, что социальные сети могут стать новым видом полноценных СМИ, однако сегодня они выступают как своего рода площ...

Анализ влияния цифровой трансформации на бизнес

В статье рассматриваются изменения в стратегиях бизнеса, в конкурентоспособности фирм, приводятся новые возможности продвижения и набор клиентской базы, выявление новых источников дохода. Анализируются внедрения новых методов ведения бизнеса в услови...

Значение цифровой трансформации в современных бизнес-моделях

В настоящей статье рассмотрены новые вызовы для дальнейшего существования компании (фирмы) в эпоху цифровой трансформации для адаптации и выживания в конкурентной среде. Цифровая трансформация бизнес-модели является одним из важных факторов повышения...

«Цифра» и организация образовательного процесса: перспективы и проблемы

В статье рассматриваются вопросы внедрения современных информационно-коммуникационных и цифровых технологий в процесс организации и осуществления общего образования, а также проблемы, препятствующие эффективной организации образовательного процесса н...

Задать вопрос