Современные проблемы комплектования фондов вузовских библиотек | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Курочкина, Е. В. Современные проблемы комплектования фондов вузовских библиотек / Е. В. Курочкина, И. Ю. Королева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 4 (51). — С. 666-667. — URL: https://moluch.ru/archive/51/6656/ (дата обращения: 15.11.2024).

На сегодняшний день комплектование фондов вузовских библиотек — процесс недостаточно формализованный, а порою чисто субъективный, поэтому плохо поддающийся анализу и особенно перспективному планированию. Причем информация, с которой приходится иметь дело библиотеке, чрезвычайно изменчива в соответствии с изменением учебного процесса и состава книжного фонда. Технологически правильно построенные процессы заказа, получения, хранения, книговыдачи и даже списания литературы не могут быть оторваны от всестороннего анализа книгообеспеченности учебного процесса, постоянно производимого самой библиотекой ВУЗа. Оперативный учет текущего состояния обеспеченности учебного процесса необходимой литературой позволяет не только повысить эффективность использования фонда учебной литературы, но и увеличить производительность и качество труда библиотекарей.

ВУЗы по разному подходят к организации библиотечных процессов, связанных с комплектованием учебной литературой, но в любом случае требуется иметь конкретные цифры, позволяющие оценить потребность в том или ином издании. Только на основании таких данных возможны правомерные выводы о закупке нужного количества экземпляров каждого конкретного издания. Для этого разработаны и существуют различные методы получения и анализа, так называемых коэффициентов книгообеспеченности учебной литературой. Рассчитанные значения коэффициентов книгообеспеченности должны показывать полноту обеспеченности книгой (или книгами) того контингента учащихся, для которых эти издания предназначены. Эти цифры могут быть использованы, в том числе, при предоставлении отчетных данных книгообеспеченности: по направлениям обучения, специальностям, кафедрам, отдельным дисциплинам, а также в качестве суммарной компоненты (федеральной, региональной) при лицензировании и аккредитации учебной деятельности ВУЗа.

Причем для всех этих показателей, в рамках каждого вида учебной литературы (основной и дополнительной), жестко определены нормативные минимальные значения коэффициента книгообеспеченности, а также назначены нижние границы дат издания литературы, учитываемой в таком расчете. Например, для дисциплин, принадлежащих к циклу общепрофессиональных, основная литература не должна быть старше десяти лет, а для специальных дисциплин — пяти лет.

Несмотря на повсеместное использование библиотеками расчетов коэффициентов книгообеспеченности, не существует общепринятых рекомендаций по методике расчета этих значений. ВУЗы по разному подходят к решению этой проблемы, автоматизируя библиотечные процессы с помощью специализированного программного обеспечения, такого как, автоматизированная подсистема «Книгообеспеченность учебного процесса» МИФИ или Версия 2.5 автоматизированной картотеки книгообеспеченности в том числе и на базе комплексных автоматизированных информационно-библиотечных систем (АИБС). Модули книгообеспеченности есть в таких информационных библиотечных системах, как АИБС «МАРК-SQL» (НПО «Информсистема)», АБИС: «ИРБИС-32/64» (ГПНТБ России), «Руслан» (Санкт-Петербургский государственный технический университет), «БУКИ» (Ярославского государственного университета),«1С:Библиотека ВУЗа» от Март-софт и др.

Можно отметить, что все вышеперечисленные программные продукты, обеспечивающие ведение картотеки книгообеспеченности, при расчете коэффициентов книгообеспеченности по-разному интерпретируют следующие важные моменты:

  • учет распределения литературы по семестрам, в том числе и смежным;

  • методика получения обобщенных коэффициентов книгообеспеченности;

  • параллельное использование одних и тех же изданий различными группами учащихся;

  • возможность ограничения максимальных и минимальных значений коэффициентов;

  • приоритетное распределение литературы в соответствии с учебными графиками кафедр;

  • отбор и вычисление процента литературы с разрешительными грифами;

  • учет требований к максимальному сроку актуальности литературы.

В результате, даже имея одни и те же исходные данные, в различных АБИС могут быть получены разные значения коэффициентов книгообеспеченности, что связано с использованием различных алгоритмов их расчета и представления в выходных формах.

Многие вышеназванные программные продукты изначально даже не пытаются учесть:

  • соответствие переизданий учебников или их аналогов с другим заглавием;

  • особенность подсчета коэффициента книгообеспеченности для электронных версий аналогичных изданий;

  • подсчет процента обновления учебной литературы, используемой дисциплиной.

Однако в заключении хотелось бы отметить, что автоматизированные картотеки книгообеспеченности легко обнаруживают слабые места в работе с комплектованием фонда учебной литературы и позволяют, кроме того, навести порядок в его использовании. Однако для этого требуются определенные целенаправленные действия со стороны руководителей библиотек по организации анализа книгообеспеченности и, самое главное, разработка единых рекомендаций по расчету коэффициентов книгообеспеченности и их применению при пополнении фонда библиотек учебных заведений.

Основные термины (генерируются автоматически): учебная литература, учебный процесс, автоматизированная картотека книгообеспеченности, издание, расчет коэффициентов книгообеспеченности.


Задать вопрос