Только та игра целесообразна, в которой ребенок активно действует, самостоятельно мыслит, строит, комбинирует, преодолевает трудности.
Макаренко А. С.
Пояснительная записка:
Познавательное развитие немыслимо без активности ребенка, поддерживать которую одна из задач современного педагога. Необходимо подбирать такие формы, средства и приемы работы, которые позволят ребенку быть лично вовлеченными в деятельность, помогают развивать воображение, любознательность, речь, формировать мышление и память. Наиболее привлекательной, естественной формой и средством познания мира, для ребенка дошкольного возраста является игра.
Квест-игра — это современная игровая технология. Новый и очень интересный вид педагогической деятельности, удобный в организации для педагога и очень увлекательный для детей. В процессе квеста дети решают задачи и преодолевают трудности всем коллективом. Именно поэтому, такой способ проведения мероприятий, может не только побудить у детей тягу к знаниям, но и поможет сплотить детский коллектив.
Предварительная работа:
Просмотр телевизионной версии детской игры «Форт Боярд». Обсуждение.
Дидактические игры и упражнения по ФЭМП (игра с кубиками Никитина, с матрицами Равенна, блоками Дьенеша и др.).
Конспект квеста:
Игра включает в себя движение по маршруту. На старте команда получает первое задание, являющееся отправной точкой по маршруту. Команда проходит 5 испытаний. По прохождению испытания, получает ключ от одного из замков. В течении 30 минут дети должны собрать все ключи.
Программное содержание:
Цель: Систематизация полученных знаний и применение их на практике путем решения творческих заданий.
Задачи:
Обучающие:
– Закреплять названия геометрических фигур, умение составлять изображения из частей по схеме;
– Упражнять детей в умении решать задачи путем целенаправленных практических проб и обдумываний хода решения;
– Совершенствовать умение визуально сравнивать предметы по размеру;
– Формировать умение решать примеры на увеличение и уменьшение числа;
– Упражнять детей в порядковом счете;
– Закреплять умение ориентироваться в пространстве.
Развивающие:
– Содействовать формированию чувства компетентности и успешности;
– Формировать у детей мотивы познавательной деятельности через постановку значимой для них игровой мотивации;
– Развивать творческое воображение, смекалку, логическое мышление, внимание.
Воспитательные:
– Воспитывать у детей интерес к математическим задачам, желание учувствовать в коллективных играх, взаимопомощь, дружелюбие.
– Совершенствовать умение детей дослушивать задания до конца, внимательно слушать ответы других детей, не перебивая.
Методы и приемы:
Словесные: вопросы, указания, напоминание, художественное слово
Наглядные: показ и демонстрация материалов для творческих заданий
Практические: выполнение творческих заданий, самоконтроль, анализ результатов, решение арифметических задач, моделирование.
Игровые: сюрпризный момент , игровые задания, игра «Будь внимателен», игра «Что лишнее?», игра «Подбери ключ», игровое упражнение «Решай-ка».
Материалы, оборудование: Макет крепости из мягких модулей;три обруча;набор геометрических фигур;набор цифр;четыре коробки разного цвета и размера;пять изображений круга, деленного на части;шкатулка с кубиками Никитина;схема «Кристалла»;пять замков с ключами в виде «матрицы Равенна»;сундук с «сокровищем», музыкальное сопровождение.
Ход деятельности:
Ведущий: Ребята, вы знаете, что такое «Форт Боярд»?
Ведущий: Сегодня утром по электронной почте на адрес детского сада пришло приглашение принять участие в игре «Форт Боярд». Вы согласны учувствовать в игре?
Дети: Да, согласны.
Ведущий: Тогда мы отправляемся.
Ведущий: Ну вот, мы и на острове.
Поздравляю, вы стали участниками игры «Форт Боярд».
Ведущий: Посмотрите вокруг, эта крепость скрывает много тайн и сокровищ. Нам нужно пройти испытания и найти пять ключей от замков. В конце игры нас ждут сокровища «Форта». Но Форт коварен и не отдает легко свои богатства.
«Сегодня клад мы отправляемся искать,
Нам много трудностей придется испытать.
Давайте с вами подготовимся серьезно,
Чтоб справиться с испытаниями стало возможно».
Но сначала, я хочу вас проверить. Буду задавать вопросы, а вы должны на них быстро ответить. Готовы?
Дети: Готовы!
Ведущий: У какой фигуры три угла?
—В чем измеряют температуру?
—У какой фигуры прямые углы?
—Кто стоит справа от тебя?
—Чем измеряют время?
—У какой фигуры нет ни начала, ни конца?
—В чем измеряют вес?
—Что больше круг или полукруг?
—Какое число стоит перед числом пять?
—Сколько месяцев в году?
—Какой по счету день недели понедельник?
—Молодцы, вы много уже знаете и готовы к испытаниям.
Ведущий: Вот вам первое задание:
(На полу лежат три обруча внахлест). Посмотрите, перед вами геометрические фигуры. Назовите их.
Дети: треугольник, квадрат, овал, круг, прямоугольник.
Ведущий: Правильно. А теперь слушаем задание (по типу «Блоки Дьенеша»): вам надо:
– Положить синий треугольник так, чтобы он находился внутри красного обруча, но снаружи желтого и зеленого.
– Положить красный квадрат так, чтобы он был внутри зеленого, но снаружи красного и желтого обручей.
– Положить черный овал так, чтобы он был внутри зеленого и желтого обручей, но снаружи красного.
– Положить белый круг так, чтобы он находился внутри желтого обруча, но снаружи красного и зеленого.
– Положить зеленый прямоугольник так, чтобы он был внутри трех обручей одновременно.
—Молодцы, справились с заданием. Первый ключ вы заработали, он находится в висячей паутине, достаньте его.
Ведущий: Посмотрите, перед вами три коробки-разного размера и цвета.Второй ключ вы найдете в одной из этих коробок. Он в коробке не самой большой, и не в самой маленькой. Это коробка не синего цвета. (дети находят ключ)
— Молодцы, справились и с этим заданием.
Ведущий: Чтобы приступить к третьему испытанию, я хочу проверить, на сколько вы внимательны.
Игра «Будь внимателен»
На слово небо — дети поднимают руки вверх
Вода — руки перед собой
Земля — руки вниз
Огонь — круговые движения руками.
(Воспитатель поочерёдно называет слова, дети выполняют соответствующие движения).
Ведущий:
А теперь вперед за третьим ключом!
Игра «Что лишнее?»
Перед вами пять карточек, найдите лишнюю фигуру и объясните, почему она лишняя ( ключ под изображением лишней фигуры)
Ведущий:
В четвертом испытании вам нужно добыть магический кристалл, который находится в сундуке. Но вот незадача- нас разъединяет пропасть, перебраться через неё можно, только решив примеры. Наступать надо на правильный ответ. Так мы выстроим мост через пропасть.
Игровое упражнение «Решай-ка»
Слушайте внимательно:
– Два плюс один
– Пять минус один
– Три плюс один
– Пять плюс один
– Семь минус один
– Четыре минус один
– Семь плюс один
– Три минус один
– Шесть минус один
– Три плюс один и т. д.
(Каждый ребенок встает на цифру с очередным правильным ответом и остается там, выстраивается цепочка-мостик)
Ведущий:
— Вот мы и добрались до кристалла ( открывают сундук, там кубики Никитина с изображением треугольников и квадратов)
— Со временем кристалл распался, остался только рисунок. Вы должны восстановить его.
(Дети по схеме собирают рисунок и соединяют в один).
— Молодцы, кристалл восстановлен. Ключ вы найдете под рифом слева от крепости.
Ведущий:
Перед вами несколько циферблатов часов, стрелки которых показывают разное время. Пятый ключ находится под часами, стрелки которых показывают девять часов.
(дети находят ключ)
Ведущий: Теперь давайте сосчитаем, сколько ключей у вас есть ( дети считают)
—Вы добыли все пять ключей. Посмотрите, подойдут ли они к замкам «Форта»?
Игра «Подбери ключ»
(Дети работают с замками по типу «Матрицы Равенна»)
— Ключи подошли, «Форт» сдался. Сокровища ваши.
(за стеной из модулей дети находят сундук с новыми играми по математике и шоколадные монетки).
«Открылся взору клад монет,
Что тусклым золотом светился
И неизвестно сколько лет.
В своем хранилище хранился».
Ведущий: Ребята вам понравилась игра «Форт Боярд»?
Дети : Да, понравилась.
Ведущий: Скажите, с какими трудностями вы столкнулись, выполняя задания? (ответы детей)
—Мне тоже сегодня очень понравилось с вами играть. На этом наша игра закончилась.
Всем спасибо! Мы возвращаемся в детский сад!
(дети под музыку выбегают из зала).
Литература:
- Белошистая А. В. Занятия по развитию математических способностей детей 5–6 лет: пособие для педагогов дошк. учреж. в 2 кн._М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005
- Белошистая А. В. Математика до школы (для детей от 5 до 6 лет), 1 и 2 части. — М.: Дрофа, 2010 (использовалсяинновационный опыт педагогов по теме «Формирование у дошкольников геометрических понятий как средство развития дивергентного мышления»).
- Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений: старшая группа. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016