Реализация программ поддержки малого и среднего бизнеса в условиях рыночной экономики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №4 (51) апрель 2013 г.

Статья просмотрена: 3254 раза

Библиографическое описание:

Финк, Т. А. Реализация программ поддержки малого и среднего бизнеса в условиях рыночной экономики / Т. А. Финк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 4 (51). — С. 311-314. — URL: https://moluch.ru/archive/51/6689/ (дата обращения: 19.12.2024).

В странах с рыночной экономикой сектору малого и среднего бизнеса (далее — МСБ) уделяется большое внимание — правительство с помощью разнообразных мер прямой и косвенной поддержки способствует развитию малого и среднего предпринимательства (далее — МСП) и по возможности компенсирует присущие ему недостатки. МСП является базовой ячейкой рыночной экономики, и, ориентируясь на потребности рынка, развивается именно в тех областях, где возникает спрос, и уходит из тех сфер, которые перестают отвечать запросам рынка, таким образом, формируются и поддерживаются оптимальные хозяйственные пропорции в структуре рынка. Чем устойчивее позиции МСБ в экономике государства и чем активнее его участие в рыночной конкуренции, тем сильнее противодействие, которое он оказывает тенденции к монополизации рынка, изначально присущей крупному бизнесу [1]. Способность к быстрому восприятию и распространению технических новшеств и развитию инноваций делает этот сектор полноправным участником инновационного процесса. Обеспечивая преобладающую часть рабочих мест и выплачивая значительную часть налогов, МСБ служит главной опорой социально-экономической политики государства. В периоды экономических кризисов именно МСБ оказывает стабилизирующее влияние на производство, поглощая растущую безработицу и обеспечивая производительность отдельных отраслей рынка, его присутствие на рынке способствует снижению уровня цен, поддерживает структурную гибкость экономики и постоянное внимание производителей к потребительскому спросу и качеству продукции.

Уязвимость рыночных позиций МСБ, обусловленная сравнительной слабостью его финансовой базы, требует от государства оказания этому сектору активной и многосторонней поддержки. Для предприятий, которые сотрудничают с крупным бизнесом, проблема обеспечение свободного доступа к ограниченным производственным и финансовым ресурсам в основном решена; но масса вновь появляющихся на рынке предприятий испытывают большие трудности, усугубляемые неравной рыночной конкуренцией. Для их выживания и нормального функционирования МСП необходима государственная поддержка, которая зачастую реализуется в части льготного финансирования их деятельности.

Проблема качественной и результативной государственной поддержки МСБ в странах с рыночной экономикой, особенно в сравнении их опыта с опытом стран постсоветского пространства, относится к числу наиболее важных проблем экономического развития в целом. Для России развитие МСП является одним из наиболее реальных путей повышения конкурентоспособности страны. Особый интерес для развития сектора МСБ в России представляет опыт тех стран, где развитие МСП насчитывает уже столетия, а опыт государственной поддержки его — десятилетия. Одной из таких стран, государственная политика поддержки МСБ которой, может послужить примером для дальнейшей реализации в России, является Германия с ее стабильной рыночной экономикой. Кроме того в конце февраля 2013 г. Германо-российская внешнеторговая палата (ВТП) выступила с инициативой в поддержку МСБ в России и дальнейшего вклада в модернизацию российской промышленности в экономику страны с целью развития устойчивого слоя МСП [2]. Анализ государственной поддержки МСП в Германии позволяет определить наиболее эффективные пути и способы государственной поддержки МСБ, которые могут быть использованы в условиях российской действительности.

Фундамент успеха немецкой экономики, вопреки всеобщему мнению и в отличие от многих других европейских стран, формируют не крупные предприятия и концерны, а мелкие и средние фирмы, в том числе многие семейные предприятия. Более 99 %, или 3,5 миллиона, всех немецких коммерческих компаний относятся именно к категории МСБ, причем многие из них являются лидерами мирового рынка в своей области [2].

Основная предпосылка успешного развития МСП и экономики Германии в целом — гарантии государства в части стабильности правовых и экономических условий для нормального функционирования рыночной экономики. Международные эксперты оценивают немецкую политику в отношении МСП как весьма успешную и обеспечивающую важную основу для сильной, конкурентоспособной на мировом рынке немецкой экономики. Уверенность в государственном правопорядке Германии внутри страны и за рубежом является центральным фактором экономической и политической стабильности государства. Основными регулирующими функциями страны в экономической политике являются [3]:

  • обеспечение справедливых условий и высокого уровня конкуренции — государство стремится к созданию и сохранению как можно большего числа эффективных, динамично развивающихся МСП и одновременно препятствует с помощью антимонопольного законодательства появлению компаний-монополистов на рынке;

  • обеспечение стабильности финансовой и валютной систем посредством денежно-финансовой политики и независимого немецкого Центрального Банка, Бундесбанка и банковского законодательства (в том числе и посредством банковского надзора);

  • проведение социальной политики, направленной на обеспечение социальной справедливости и социальных гарантий (посредством налогового законодательства, законодательства по социальному страхованию, поддержке семьи, защите прав трудящихся);

  • создание и поддержание хорошо функционирующей общедоступной и экономически оправданной инфраструктуры (транспортной, телекоммуникационной, системы государственного управления, государственных институтов по обеспечению внутренней и внешней безопасности, систем образования и здравоохранения);

  • проведение политики в отношении МСП, региональной и отраслевой политики, а также политики по защите окружающей среды и распространению технологий с целью обеспечения дальнейшего экономического и технического развития немецкой экономики.

Наряду с повышенным вниманием к названным предпосылкам успешной экономической политики и политики в отношении МСП, большое значение в Германии придается следующим принципам:

  1. Каждый хозяйствующий субъект самостоятельно приспосабливается к изменяющимся условиям рынка (приоритет самостоятельности предприятий, а не государственной поддержки): неэффективные предприятия и отрасли, которые не в состоянии адаптироваться к развитию рынка, должны с него уйти. Государство также не вправе защищать МСП от конкуренции в условиях рыночной экономики.

  2. При проведении мероприятий по поддержке МСП в Германии упор делается на использование рыночных механизмов, направленных преимущественно на решение проблем МСП, связанных не с их эффективностью, а с небольшими размерами по сравнению с крупным бизнесом, например, облегчается доступ МСП к рынкам капитала и новым технологиям.

МСП оказывают поддержку как органы государственной власти и местного самоуправления (на уровне федерации, федеральных земель, городских и земельных округов, общин), так и публично-правовые институты, в частности специализированные банки, такие как Кредитанштальт фюр Видерауфбау (КфВ), а также саморегулируемые организации частного бизнеса, например, палаты ремесленников, торгово-промышленные палаты.

Государственная поддержка МСБ в Германии включает в себя более 500 программ на федеральном и региональном уровнях и направлена на содействие инвестиционной деятельности в сфере МСБ. Инвестиции являются основополагающей предпосылкой для появления на рынке новых МСП и приспособления уже существующих к изменяющимся условиям и техническому прогрессу. Выделяют следующие направления государственной поддержки инвестиционной деятельности в зависимости от объекта инвестиций [4]:

  1. Поддержка инвестиций в информационное обеспечение МСП: содействие оказывается инвестициям в обеспечение новых и уже существующих предприятий технологиями и экономической информацией. К мероприятиям государственной поддержки относятся все финансируемые из государственного бюджета экономические и технические консультации для начинающих предпринимателей и для существующих МСП, а также мероприятия по обучению и повышению квалификации сотрудников и руководителей МСП.

  2. Поддержка инвестиций в материальное обеспечение МСП: целью государственной поддержки является обеспечение предприятий капиталом и вследствие этого усиление их экономической мощи. Различают следующие виды инвестиций в материальное обеспечение МСП: поддержка инвестиций в уставный капитал (формирование начального капитала при создании предприятий) и поддержка долгосрочных инвестиций в МСП (в рационализацию, модернизацию, расширение, преобразование производства и т. п.).

Кроме вышеперечисленных инструментов поддержки МСП, в Германии в отдельных областях экономики используются и другие инструменты, которые можно классифицировать следующим образом:

  1. Создание инфраструктуры, содействующей экономическому развитию МСП:

а) законы, направленные на поддержание предпринимательской деятельности, правовые акты, создающие благоприятные условия для МСП, например, положения антимонопольного законодательства и нормативных актов по бухгалтерскому учету, защищающие интересы МСП;

б) инвестиции в организации, создающие инфраструктуру для МСБ, например, организации содействия экономическому развитию, экономические союзы, инновационно-технологические центры и бизнес-инкубаторы.

  1. Осуществление финансовой поддержки:

а) косвенная финансовая помощь МСП: налоговые льготы для МСП (освобождение от обязанности по уплате подоходного налога на доходы в определенных пределах) и особые нормы амортизации для определенных инвестиций в производство;

б) прямая финансовая помощь, имеющая следующие разновидности:

  • государственные инвестиционные надбавки / субсидии, которые редко предоставляются на условиях возвратности, которые не подлежат в целом налогообложению и предоставляются по требованию. В отличие от них инвестиционные субсидии облагаются налогом и предоставляются по усмотрению распределяющего их органа;

  • льготное кредитование, которые называют также скрытой финансовой помощью, т. к. собственно сумма помощи представляет собой разницу между рыночной и льготной кредитными ставками (кредитная субсидия). Среди других видов скрытой финансовой помощи можно назвать гарантии по кредитам, предоставляемые специализированными банками, и долевые участия инвестиционных компаний в капиталах МСП, если эти банки или компании, а также суммы скрытой помощи финансируются государством.

Надбавки и субсидии покрывают, как правило, лишь небольшую часть потребностей в инвестиционном финансировании. В полном объеме финансирование инвестиций на приемлемых условиях возможно через льготные кредиты, при условии что МСП, подающие заявку на получение кредита, являются кредитоспособными [5]. Хотя льготные кредиты лишь косвенно удешевляют инвестиции, они обеспечивают инвестору стабильное, долгосрочное финансирование значительной части его проекта в основном по твердой кредитной ставке и не снижают на начальном этапе проекта ликвидность предприятия. При таком варианте финансовая нагрузка распределяется на весь период окупаемости проекта более равномерно, чем при финансировании на рыночных условиях. Таким образом, льготное кредитование является по объему выделяемых на него финансовых средств одним из наиболее важных инструментов государственной поддержки МСБ в Германии и одновременно наиболее рыночным инструментом, благодаря своей относительно низкой дотационной составляющей.

Льготное кредитование в Германии в значительной степени соответствует принципу «помощи для самостоятельного развития» и включает в себя несколько важных кредитных и консультационных программ для МСП [4]:

  1. Поддержка начинающих предпринимателей.

1.1. Кредитная поддержка на начальном этапе предпринимательской деятельности: кредиты заменяют собой собственный капитал начинающего предпринимателя, так как государство берет на себя в полном объеме риск невозврата кредита.

1.2. Помощь в виде участия в капитале: могут быть профинансированы долевые участия частных инвестиционных компаний в капиталах новых и уже существующих МСП (по большей части в виде пассивного участия).

1.3. Поддержка посредством предоставления гарантий и поручительств: специализированные «гарантийные» банки, созданные как институты поддержки немецкой экономики, берут на себя риск невозврата кредитов посредством предоставления гарантий и поручительств новым и уже существующим МСП.

1.4. Содействие в виде консультационных услуг и повышения квалификации: начинающие предприниматели до и после создания предприятия нуждаются в консультационной поддержке экспертов со стороны: новые и уже существующие МСП могут получить консультационную поддержку в рамках общеэкономических и специализированных консультационных программ для предпринимателей.

  1. Общая и региональная поддержка предпринимателей.

Целью региональной структурной политики в Германии является устранение диспропорций между экономически сильными и слабыми регионами посредством поддержки инвестиций в предприятия и предпринимательскую инфраструктуру. Таким образом, осуществляется политика выравнивания уровня жизни во всех регионах Германии.

  1. Содействие инвестициям, направленным на охрану окружающей среды.

Наряду с поддержкой инвестиций в охрану окружающей среды на муниципальном уровне, осуществляется также кредитование инвестиций предприятий в охрану окружающей среды за счет государственного бюджета и средств КфВ. За счет таких кредитов облегчается задача финансирования обязательных «экологических» инвестиций. Льготное кредитование в рамках специальных федеральных программ предоставляется инвестиционным проектам в следующих областях: очистка сточных вод, утилизация отходов, очистка воздуха, экономия электроэнергии.

  1. Поддержка инвестиций в научно-исследовательские работы, технологии и инновационные разработки.

В рамках программы федерального правительства по развитию высоких технологий соответствующие начинающие немецкие предприятия могут получить поддержку из специального фонда долевого участия на финансирование инновационных разработок от начала и до выхода продукта на рынок. В наибольшей степени успех МСП на рынке зависит от способности использовать самые современные технологии, в частности в сфере коммуникаций и передачи информации.

  1. Поддержка экспортной промышленности и инвестиций за рубежом.

Около трети валового национального продукта Германии поступает из-за рубежа. Небогатая сырьевыми ресурсами Германия нуждается в конкурентоспособном экспорте для сохранения рабочих мест и поддержания высокого уровня жизни. Постоянно возрастает значение экспортных рынков для многих немецких МСП. Именно для них особое значение имеют гарантии на случай неплатежей по экспортным операциям на сложных зарубежных рынках. Установлению партнерских связей между немецкими и зарубежными предприятиями способствуют консультации по общим вопросам экспортных операций, проводимые саморегулируемыми экономическими организациями за рубежом и в Германии.

Таким образом, в сферу целевой поддержки в Германии попадают важнейшие направления, по которым ведется оптимизация деятельности МСП, и все ключевые секторы хозяйства. Отличительной чертой немецкой политики является то, что имеются четкие критерии, на основании которых может быть принято решение о предоставлении помощи, существует своеобразное разделение труда между частными кредитно-финансовыми институтами и государственными органами поддержки, налажен эффективный контроль за ее использованием. Общие принципы кредитной поддержки МСП, которые неукоснительно проведены во всех охарактеризованных выше программах, можно кратко охарактеризовать следующими постулатами:

Во-первых, целевой характер программ поддержки МСП, их адресность. Благодаря такому подходу, а также основывающейся на детальных экономических расчетах экспертизе проектов, практически исключен тот субъективизм в принятии решения о выделении льготных кредитов, который является непременным «спутником» федеральных и региональных программ поддержки МСП в России.

Во-вторых, государственные кредиты предоставляются только при наличии либо собственного финансового участия предпринимателя в проекте, либо кредитов или гарантий со стороны его банка. Таким образом, государственное кредитование не перераспределяет финансовые потоки в пользу директивно установленных «приоритетных отраслей» (что характерно для программ поддержки МСБ в России), а лишь поддерживает, подстраховывает частный финансовый сектор в тех случаях, когда он не может обеспечить полномасштабного инвестирования перспективных проектов. Иными словами, определение хозяйственных приоритетов остается делом саморегулирующейся рыночной экономики, за исключением таких сфер, как экология и энергосбережение.

Именно четкое соблюдение указанных принципов изначально вводит государственное кредитно-финансовое регулирование развития МСБ в рамки, согласующиеся с общей концепцией социального рыночного хозяйства, препятствуя денежной накачке экономики, прямому вмешательству в воспроизводственный процесс мерами, так называемой, государственной инвестиционной политики.

Разумеется, опыт Германии в области содействия МСП не может быть некритически перенесен на российскую почву — слишком различаются структура экономики, правовой контекст, социально-психологический климат, традиции. Однако сопоставление этого опыта с отечественной практикой позволяет внести коррективы в формирование концепции государственной политики поддержки МСБ в России.


Литература:

  1. Малый бизнес в России. Пособие под. ред. Т. Г. Доглопятовой, 1998 [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.old.nisse.ru/analitics.html?id=mb_russia — Загл. с экрана

  2. Немцы помогут среднему бизнесу в России [Электронный ресурс], [2013] — Режим доступа: http://www.dw.de– Загл. с экрана

  3. Малое и среднее предпринимательство в социально-экономической системе современного государства. Маркварт Эмиль, кандидат юридических наук, профессор Пермского института муниципального управления, 2010 [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://cmo.khabkrai.ru/maloe-i-srednee-predprinimatelstvo-v-socialno-ekon/ — Загл. с экрана.

  4. К. Брюмер. Система поддержки предприятий малого и среднего бизнеса в Германии — возможный ориентир для России? [Электронный ресурс], [2013] — Режим доступа: http://do.gendocs.ru/docs/index-74289.html?page=2 — Загл. с экрана.

  5. Малый бизнес: Кредитование малого бизнеса. Малый бизнес в Германии [Электронный ресурс], [2013] — Режим доступа: http://www.kreditbusiness.ru/germany.html — Загл. с экрана.

Основные термины (генерируются автоматически): государственная поддержка, Россия, поддержка инвестиций, рыночная экономика, Германий, льготное кредитование, крупный бизнес, немецкая экономика, окружающая среда, экономическое развитие.


Задать вопрос