Одним из ключевых условий повышения эффективности процесса развития профессионального долга у обучающихся военных вузов формами социального воспитания закономерно выступает реализация социально-педагогических предпосылок решения выдвинутой научной задачи. Актуальность данного аспекта исследуемой проблемы подтверждена в целом ряде научных трудов отечественных ученых.
Исходя из содержания настоящего исследования (на основе анализа диссертационных исследований, научной литературы: Иванов Н. Г. «Воспитание профессионального долга у слушателей военно-медицинских вузов», Андрощук В. А. «Воспитание воинского долга у курсантов вузов в современных условиях», Чернов В. В. «Формирование долга по защите Отечества как социальной ценности современной российской молодежи», Кондрикова А. Г. «Содержание и методы формирования морального долга студента — будущего государственного служащего в процессе обучения в вузе») можно утверждать, что данное понятие представляется как сложная и полифункциональная совокупность компонентов учебно-воспитательного процесса, служащих осуществлению преобразующего потенциала социума образовательного учреждения и социально-воспитательных возможностей военного вуза. Такого рода предпосылки обладают системообразующими свойствами в пространстве взаимодействия всех участников процесса развития профессионального долга у обучающихся военных вузов формами социального воспитания. Рассматриваемое понятие позволяет, с одной стороны, «вникнуть» в суть решения проблемы, с другой — всесторонне представить и применить социально-творческий характер влияния среды военного вуза. Сфера социально-педагогических предпосылок, таким образом, включает:
совершенствование социально-воспитательной инфраструктуры военного вуза (хор, ансамбль, танцевальные, изобразительные, театральные, литературно-поэтические кружки, оркестр, комнаты Боевой славы) как ведущего фактора обеспечения эффективности процесса развития профессионального долга у обучающихся военных вузов формами социального воспитания;
повышение «удельного веса» многопланового взаимодействия военного вуза с различными социальными институтами государственного и общественного уровней в целях привлечения представителей учреждений науки, культуры и искусства, здравоохранения, правоохранительной системы, церкви, спортивных, молодежных и других общественных организаций, объединений и др. к участию в организации, обеспечении и проведении совместных социально-воспитательных мероприятий, культурно-досуговых, спортивно-оздоровительных;
непрерывный рост активности обучающихся в социально значимой деятельности вуза (помощь вдовам военнослужащих, инвалидам, участие в мемориальных мероприятиях, работа по благоустройству памятных мест, помощь и участие в мероприятиях патриотического, нравственного и эстетического воспитания);
активизация социально-воспитательного потенциала социально-воспитательных и культурно-досуговых мероприятий;
усиление внимания к спортивно-оздоровительным мероприятиям как фактора организации здорового образа жизни.
усиление внимания к социально-воспитательным и культурно-досуговым мероприятиям как фактора развития профессионального долга у обучающихся военных вузов.
Анализ состояния оснащения практической социально-педагогической деятельности в военных вузах, по данным нашего исследования, свидетельствует о том, что, во-первых, попытки «обновить» научно-методический потенциал воспитательного процесса постепенно приводят к повышению теоретико-содержательного и методического уровня всей системы социально-воспитательных и культурно-досуговых мероприятий; во-вторых, появились разнообразные по форме и новизне подходы доведения интересующей информации до непосредственных организаторов и участников форм социального воспитания; в-третьих, наметился и утвердился учет запросов и нужд как субъектов социального воспитания, так и обучающихся в сфере применения и потребления информационных услуг, направленных на освоение воспитательного пространства военного вуза и ближайшего социального окружения.
Основные направления реализации социально-педагогических предпосылок развития профессионального долга у обучающихся военных вузов формами социального воспитания могут быть представлены следующим образом:
Социальное развитие личности обучающегося военного вуза посредством включения его в общественно-значимую деятельность: общественная работа, разработка сценариев разных форм социального воспитания — праздников, конкурсов, выставок, фестивалей и др.
Творческое применение социально-воспитательных возможностей кураторов групп.
Последовательное повышение общей и социально-педагогической культуры отношений, поведения, общения, самосовершенствования, досуга.
Профилактика и преодоление проявлений социальных девиаций.
Совершенствование форм, методов и средств культурно-досуговой деятельности.
Укрепление здоровой морально-психологической атмосферы в коллективах, товарищеских взаимоотношений, корпоративного духа.
Социальный контроль за сферой свободного времяпровождения в военном вузе и вне его.
Для того, чтобы сравнить качественные параметры проявлений социально-педагогических предпосылок повышения эффективности процесса развития профессионального долга, в ходе ОЭР были осуществлены замеры выше указанных направлений (на основе реализации их возможностей в воспитательной и общественной деятельности обучающихся, посредством выявленных критериев и показателей профессионального долга). (См.: Рисунок 1)
Рис. 1. Динамика реализации основных направлений социально-педагогических предпосылок повышения эффективности процесса развития профессионального долга у обучающихся военных вузов.
В последующем осуществлялись соответствующие замеры проявлений критериев и показателей профессионального долга у обучающихся (См.: Рис. 2).
Рис. 2. Динамика проявления показателей профессионального долга у обучающихся
Как это следует из представленного рисунка, экспериментальный замер таких параметров, как результаты учебной работы составил 30 % (контрольный замер — 21 %), социальная активность обучающихся — 16 % (контрольный замер — 10 %), участие в организации форм социального воспитания — 20 % (контрольный замер — 15 %), участие в спортивно-массовых и культурно-досуговых мероприятиях — 28 % (контрольный замер — 20 %).
Приведенные данные свидетельствуют об изменении качественной «картины» реализации социально-педагогических предпосылок повышения эффективности процесса развития рассматриваемого нравственного качества — профессиональный долг.
В целях совершенствования взаимодействия всех участников (субъектов воспитания и обучающихся) процесса развития профессионального долга у обучающихся военных вузов формами социального воспитания представляется необходимым:
Создание информационно-воспитательной среды — совокупности условий и факторов, способствующих развитию информационно-воспитательного взаимодействия между обучающимися и субъектами воспитания посредством активного включения познавательных, социально-анимационных возможностей учебно-воспитательного процесса.
Организация системы доведения необходимых сведений, содержания документов, которые регламентируют проведение социально-воспитательной работы с обучающимися в военном вузе; обеспечение ее результативности с учетом специфики социально-педагогической деятельности воспитательных структур военных вузов.
Совершенствование финансово-экономической и производственной базы развития научно-методической составляющей социально-воспитательного процесса.
Укрепление социокультурных основ реализации целей, задач и направлений научно-методической составляющей развития профессионального долга у обучающихся посредством творческого использования социально-педагогических возможностей институтов социума федерального, регионального и муниципального уровней.
Литература:
Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка, 2 издание -М: 1995.
Иванов Н. Г. Воспитание профессионального долга у слушателей военно-медицинских вузов: Дисс. канд. пед. наук. –М.: 2005 г.
Андрощук В. А. Воспитание воинского долга у курсантов вузов в современных условиях: Дисс. канд. пед. наук. –М.: 2000 г.