Термин «языкознание» активно используется в ряде европейских стран: английском, французском, немецком, испанском, русском и других языках, и означает науку о языке. Корень этого слова — лингва, что означает язык. Следовательно, узбекской альтернативой и синонимом термина «лингвистика» является языкознание, и они вступают во взаимосинонимические отношения.
Ключевые слова: лингвистика, терминология, социолингвистика, статическая лингвистика, компьютерная лингвистика.
Лингвистика или языкознание изучает и анализирует средство общения, представляющее собой уникальное сложное социальное явление — язык как систему — как целостный объект. В одном и том же процессе оно наблюдается в различных формах. Это исходит из природы языка, имеющего социальный характер, из необходимости изучать и рассматривать его с разных сторон, и это совершенно правильно с научной точки зрения.
Языкознание проявляется в следующих формах в процессе изучения языка, который является чрезвычайно мощным символом духовности, богатства нации:
- Динамическая лингвистика.
- Статическая лингвистика.
- Синхронная лингвистика.
- Диахроническая лингвистика.
- Интралингвистика.
- Экстралингвистика.
- Паралингвистика.
- Психолингвистика.
- Социолингвистика.
- Математическая лингвистика.
- Компьютерная лингвистика.
- Когнитивная лингвистика.
- Прагмалингвистика.
- Языковая культура.
- Динамическая лингвистика. Динамическая лингвистика преимущественно изучает язык в его реальном существовании, в активном выполнении различных задач в коммуникативном процессе, в «развитии», в изменении.
- Статическая лингвистика. Статическая лингвистика выделяет и описывает определенный период (участок) языковой деятельности, который полностью синхронизирован. В отличие от динамической лингвистики, эта область языкознания исследует состояние определенной «жесткой» части языка, относящейся к настоящему — современному периоду, которая полностью отстранена от процесса развития и изменения языка, не приближаясь к нему.
- Синхронная лингвистика. Синхронная лингвистика неразрывно связана со статической и структурной лингвистикой и служит для описания «застойного» состояния языка в определенный период.
- Диахроническая лингвистика. Диахроническое языкознание неразрывно связано с динамическим и атомистическим языкознанием и изучает развитие языка, законы и результаты развития языковых единиц.
- Интралингвистика (внутренняя лингвистика). Внутренняя лингвистика изучает системную связь и взаимоотношения языковых единиц, независимые от экстралингвистических факторов. Фонология, лексикология и грамматика являются исследовательским источником внутренней лингвистики.
- Экстралингвистика (внешняя лингвистика). Внешняя лингвистика изучает развитие и функцию языка в связи с общественно-политическими, социально-историческими, этническими, географическими факторами. Соответственно, данная лингвистика рассматривает язык как социальное явление.
- Паралингвистика. Паралингвистика имеет непосредственное отношение к речевой деятельности и включает в себя движения рук и лица (жест, мимику), высоту речи, экспрессивность — это область, изучающая ряд аспектов, таких как эмоциональная окраска.
- Психолингвистика. Психолингвистика как обобщение (синтез) наук психологии и языкознания изучает речевой процесс с точки зрения содержания, коммуникативной значимости, направленности речевого акта определенной социально-практической цели, его соответствия. Особое внимание он уделяет единству формы и содержания в речи — выражению мысли.
Психолингвистика занимается образованием и рецепцией речевых единиц на основе языковых возможностей, психическими состояниями в речевом процессе (мыслообменом-выражением и пониманием), включая ситуацию, сходство (аналогию), дифференциацию, аффективность, словесность, особое внимание уделяет вопросам слушателя и психического состояния слушателя.
- Социолингвистика. Социолингвистика формируется из необходимой и логической связи наук социологии и лингвистики и занимается вопросом взаимоотношений общества и языка (языка и общества). Он интерпретирует язык как социальное явление. В связи с этим важнейшей, главной проблемой социолингвистики является исследование языка — природы языка как социального явления, определение его места и значения в обществе и языкознании.
Итак, языкознание как общность, как уже говорилось, исследует языковую систему во всей ее сущности, сложности и неограниченных коммуникативных возможностях через ее различные особенности и области. В этом же процессе он взаимодействует и работает в сотрудничестве с рядом дисциплин, а также активно участвует в освещении чрезвычайно актуальных и чрезвычайно сложных проблем, таких как язык и общество, язык и история, язык и развитие, язык и мышление, язык и речь.
Лингвистика служит подтверждению и доказательству того, что язык является одним из важнейших, основных и несравненных критериев развития и процветания общества. Также оно помогает учащемуся развивать творческое мышление, передавая учащемуся возможности родного языка — способы выражения одной и той же идеи, вещи и явления сотнями способов, своеобразие мышления и конструкции родного языка, который принципиально отличается от других языков. Он служит прочной основой для формирования национального сознания, национального мировоззрения, национальной гордости и идеологии путем привития отражения мира «по-своему».
Литература:
- Shayxislamov, N. (2020). Problems of sociolinguistics: status of the language. O ‘zbekistonda ilm-fan va ta’lim, 3, 279–281.
- Нурмонов А. Избранные сочинения Том I. -Т. Академическое издание.
- Хакимов М. Некоторые соображения о значение слова // Узбекский язык и литература. — Ташкент. — 2001. — № 1.
- Рахимов У. Лингвистическая предпосылка / Айюб Гулам и узбекское язык. Значение и пресуппозиция // Узбекский язык и литература. — Ташкент. 2005. — № 5.