Единство свободы и регулирования рынка недвижимости в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №11 (510) март 2024 г.

Дата публикации: 09.03.2024

Статья просмотрена: 11 раз

Библиографическое описание:

Солошенко, Н. А. Единство свободы и регулирования рынка недвижимости в Российской Федерации / Н. А. Солошенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 11 (510). — С. 143-144. — URL: https://moluch.ru/archive/510/111873/ (дата обращения: 18.12.2024).



Ключевые слова: недвижимость, рынок, правовое регулирование, управомоченный орган, Российская экономика.

Рынок недвижимости является незаменимым и основополагающим элементом экономической системы Российской Федерации, на котором осуществляется факт купли-продажи, распространение необходимых сооружений, зданий, арендных площадей и иных объектов недвижимости. Это не просто место пересечения экономических отношений по поводу создания, распределения, обмена и пользования недвижимостью, прав и обязанностей, оно представляет собой совокупность определённой специфики, присущей лишь недвижимым объектам: долговечности, длительного времени создания, индивидуально-определённости вещи и стационарности. В условиях существования Советского Союза и централизованного плана экономики не было возможным образование рыночной природы и обособленности производителей, весь частный сектор попадал под строжайший запрет и не признавалось. Как следствие, рыночная система России зародилась относительно недавно, в период перестройки, с данного момента государство отказывается от прежней регулирующей роли и переходит к смешанной.

История же самого рынка недвижимости начинается с 4 июля 1991 года, принятием Закона РФ № 1541–1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» . Закон предполагал добровольную передачу в собственность гражданам страны, занимаемых ими жилых помещений. Под приватизацию не попадали жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, общежития, дома, закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравнялся, находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения [1].

Зарождение смешанной рыночной системы обуславливалось формированием предпосылок рыночных отношений, механизма функционирования и инфраструктуры. Смешанная система в сфере недвижимости обладает рядом особенностей, выделяющих её среди остального массива: во-первых , это локализация, так как предметом интереса представлена недвижимость, базовый признак которого тесная связь постройки с землёй, стоит выделить, что окружение объекта, в свою очередь, существенно влияет на ценовой сегмент [3, c. 95]. Второе различие , меньшее количество сделок в сравнении с рынком ценных бумаг, продовольственных товаров и других. Малая ликвидность находит проекцию на ценообразовании, ввиду попадания под единоличную власть субъекта. И третье положение закрепляет за собой рынок недвижимости как один из самых больших инвестиционных фондов.

Все виды жилья подразделяются на два главных вида: Первичная недвижимость — объект недвижимости, на которое право собственности оформляется впервые, таковыми выступают жилые и нежилые помещения в строящихся или только сданных в пользование новостройках, включая приватизированные объекты, ещё не подлежащие государственной регистрации. Вторичная недвижимость, представляет комплекс объектов уже, находящихся когда-то в собственности, и обладающих государственной регистрацией, переход прав собственности которых происходит при продаже [2, c. 65].

Рынок сам вправе устанавливать равновесие цен с целью соответствия спроса объёму предложения, свободно осуществлять сбор и распространение информации по участникам рыночных отношений, более того, рынок выступает как обладатель капитала, имеющий право увеличивать и вкладывать в иные объекты недвижимости.

Как можно заметить рынок обладает значимыми свободами в своих действиях, однако, дозволенность перевешивает фундаментальный признак: высокий уровень государственного регулирования законодательными нормами. Государство в современной России, в лице управомоченных органов, выполняет ряд функций, представляясь в виде регулирующего и хозяйствующего субъекты.

Роль регулирующего субъекта включает:

  1. Инвестирование в инфраструктуру;
  2. Участие в качестве верховного арбитра в судебных тяжбах;
  3. Гарант безопасности через регистрацию прав и сделок на имущество;
  4. Законодательное оформления системы взаимоотношений по поводу вопросов недвижимости;

Как хозяйственный субъект:

  1. Организация системы управления экономической основы местного самоуправления;
  2. Увеличение прибыли от пользования недвижимым имуществом;
  3. Использование недвижимости в качестве инвестиционного ресурса;

Правовой аспект регулирования заключается в формах реализации административно-правовых норм: запрет, исполнение, разрешение, происходит реализация сквозь следующие приёмы:

– Создание нормативно-правовой базы (Законы, подзаконные акты, указы президента и т. д.);

– Лицензирование, предоставление специальных разрешений;

– Контроль за соблюдением, установленных норм и правил;

– Введение санкций за отступление от норм и правил [4, c. 105];

Рассматривая всё вышеперечисленное в единстве, можно составить полную картину современного рынка недвижимости в условиях Российской Федерации, одна сторона представляет собой покупателя и продавца, область свободы решений, другая — государство, воздействует как по собственной инициативе, так и в зависимости от предпринятых решений первой, либо стимулированием, будь то поощрение, либо правовым ограничением. Дуализм рынка обеспечивает наиболее эффективную и практичную работоспособность её составных элементов, перевес одного из аспектов может привести к чрезмерной самовольности, вплоть до неограниченным злоупотреблением экономическим положения субъектов. Если же баланс переместиться к государству, будет осуществлён откат в годы командной экономики Советского союза.

Литература:

  1. О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации: Закон РФ от 04.07.1991 № 1541–1 (ред. 11.06.2021) // Рос. газ. ‒ 1993. ‒ 11 января. ст. 4
  2. Безрукова, Е. С. К оценке первичного и вторичного жилья / Е. С. Безрукова, Н. П. Мышкина // Контентус. ‒ Экономика и бизнес. ‒ 2016. ‒ № 4. ‒ С. 64–68.
  3. Рубинштейн, Е. Д. Рынок недвижимости и особенности его функционирования / Е. Д. Рубинштейн, В. В. Кривец, Н. С. Осипенко // Актуальные вопросы экономических наук. ‒ Экономика и бизнес. ‒ 2015. ‒ № 46. ‒ С. 94–98.
  4. Цыганенко, В. С. Экономика рынка недвижимости. СПб: СПбГУИТМО, 2008. ‒ 120 с
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, государственная регистрация, жилищный фонд, недвижимость, рынок, рынок недвижимости, Советский союз.


Похожие статьи

Ключевые направления управления государственной собственностью в России

В статье автор проводит анализ основных позиций управления государственной и муниципальной собственностью в Российской Федерации как имуществом, принципиально нового явления для нашей страны.

Правовое регулирование обращения ценных бумаг на рынке

Правовые основы социального государства в РФ

Исторические аспекты становления государственной регистрации недвижимости

В статье рассматриваются исторические аспекты государственной регистрации недвижимости, как основного элемента правового регулирования недвижимости.

Актуальные риски и правовое регулирование защиты прав участников долевого строительства

В статье автор исследует особенности темпов роста строительства, институт долевого строительства, актуальные риски участников долевого строительства.

Актуальные проблемы управления государственной и муниципальной собственностью в Российской Федерации

В статье автор проводит анализ проблем управления государственной и муниципальной собственностью в Российской Федерации.

Гражданско-правовое регулирование сделок с недвижимым имуществом

В работе проводится исследование института сделок с недвижимым имуществом, а также обозначаются проблемы, которых стоит избегать.

Проблемы нормативного правового регулирования корпоративных отношений

Публично-правовые аспекты регулирования обращения ценных бумаг на рынке. Правосубъектность участников рынка

Защита конкуренции при проведении торгов

Рассмотрена проблема защиты конкуренции в Российской Федерации; основные направления, права органа государственного регулирования; проведен анализ регулирования в сфере торгов; рассмотрены требования к участникам торгов.

Похожие статьи

Ключевые направления управления государственной собственностью в России

В статье автор проводит анализ основных позиций управления государственной и муниципальной собственностью в Российской Федерации как имуществом, принципиально нового явления для нашей страны.

Правовое регулирование обращения ценных бумаг на рынке

Правовые основы социального государства в РФ

Исторические аспекты становления государственной регистрации недвижимости

В статье рассматриваются исторические аспекты государственной регистрации недвижимости, как основного элемента правового регулирования недвижимости.

Актуальные риски и правовое регулирование защиты прав участников долевого строительства

В статье автор исследует особенности темпов роста строительства, институт долевого строительства, актуальные риски участников долевого строительства.

Актуальные проблемы управления государственной и муниципальной собственностью в Российской Федерации

В статье автор проводит анализ проблем управления государственной и муниципальной собственностью в Российской Федерации.

Гражданско-правовое регулирование сделок с недвижимым имуществом

В работе проводится исследование института сделок с недвижимым имуществом, а также обозначаются проблемы, которых стоит избегать.

Проблемы нормативного правового регулирования корпоративных отношений

Публично-правовые аспекты регулирования обращения ценных бумаг на рынке. Правосубъектность участников рынка

Защита конкуренции при проведении торгов

Рассмотрена проблема защиты конкуренции в Российской Федерации; основные направления, права органа государственного регулирования; проведен анализ регулирования в сфере торгов; рассмотрены требования к участникам торгов.

Задать вопрос