Ключевые слова: недвижимость, рынок, правовое регулирование, управомоченный орган, Российская экономика.
Рынок недвижимости является незаменимым и основополагающим элементом экономической системы Российской Федерации, на котором осуществляется факт купли-продажи, распространение необходимых сооружений, зданий, арендных площадей и иных объектов недвижимости. Это не просто место пересечения экономических отношений по поводу создания, распределения, обмена и пользования недвижимостью, прав и обязанностей, оно представляет собой совокупность определённой специфики, присущей лишь недвижимым объектам: долговечности, длительного времени создания, индивидуально-определённости вещи и стационарности. В условиях существования Советского Союза и централизованного плана экономики не было возможным образование рыночной природы и обособленности производителей, весь частный сектор попадал под строжайший запрет и не признавалось. Как следствие, рыночная система России зародилась относительно недавно, в период перестройки, с данного момента государство отказывается от прежней регулирующей роли и переходит к смешанной.
История же самого рынка недвижимости начинается с 4 июля 1991 года, принятием Закона РФ № 1541–1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» . Закон предполагал добровольную передачу в собственность гражданам страны, занимаемых ими жилых помещений. Под приватизацию не попадали жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, общежития, дома, закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравнялся, находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения [1].
Зарождение смешанной рыночной системы обуславливалось формированием предпосылок рыночных отношений, механизма функционирования и инфраструктуры. Смешанная система в сфере недвижимости обладает рядом особенностей, выделяющих её среди остального массива: во-первых , это локализация, так как предметом интереса представлена недвижимость, базовый признак которого тесная связь постройки с землёй, стоит выделить, что окружение объекта, в свою очередь, существенно влияет на ценовой сегмент [3, c. 95]. Второе различие , меньшее количество сделок в сравнении с рынком ценных бумаг, продовольственных товаров и других. Малая ликвидность находит проекцию на ценообразовании, ввиду попадания под единоличную власть субъекта. И третье положение закрепляет за собой рынок недвижимости как один из самых больших инвестиционных фондов.
Все виды жилья подразделяются на два главных вида: Первичная недвижимость — объект недвижимости, на которое право собственности оформляется впервые, таковыми выступают жилые и нежилые помещения в строящихся или только сданных в пользование новостройках, включая приватизированные объекты, ещё не подлежащие государственной регистрации. Вторичная недвижимость, представляет комплекс объектов уже, находящихся когда-то в собственности, и обладающих государственной регистрацией, переход прав собственности которых происходит при продаже [2, c. 65].
Рынок сам вправе устанавливать равновесие цен с целью соответствия спроса объёму предложения, свободно осуществлять сбор и распространение информации по участникам рыночных отношений, более того, рынок выступает как обладатель капитала, имеющий право увеличивать и вкладывать в иные объекты недвижимости.
Как можно заметить рынок обладает значимыми свободами в своих действиях, однако, дозволенность перевешивает фундаментальный признак: высокий уровень государственного регулирования законодательными нормами. Государство в современной России, в лице управомоченных органов, выполняет ряд функций, представляясь в виде регулирующего и хозяйствующего субъекты.
Роль регулирующего субъекта включает:
- Инвестирование в инфраструктуру;
- Участие в качестве верховного арбитра в судебных тяжбах;
- Гарант безопасности через регистрацию прав и сделок на имущество;
- Законодательное оформления системы взаимоотношений по поводу вопросов недвижимости;
Как хозяйственный субъект:
- Организация системы управления экономической основы местного самоуправления;
- Увеличение прибыли от пользования недвижимым имуществом;
- Использование недвижимости в качестве инвестиционного ресурса;
Правовой аспект регулирования заключается в формах реализации административно-правовых норм: запрет, исполнение, разрешение, происходит реализация сквозь следующие приёмы:
– Создание нормативно-правовой базы (Законы, подзаконные акты, указы президента и т. д.);
– Лицензирование, предоставление специальных разрешений;
– Контроль за соблюдением, установленных норм и правил;
– Введение санкций за отступление от норм и правил [4, c. 105];
Рассматривая всё вышеперечисленное в единстве, можно составить полную картину современного рынка недвижимости в условиях Российской Федерации, одна сторона представляет собой покупателя и продавца, область свободы решений, другая — государство, воздействует как по собственной инициативе, так и в зависимости от предпринятых решений первой, либо стимулированием, будь то поощрение, либо правовым ограничением. Дуализм рынка обеспечивает наиболее эффективную и практичную работоспособность её составных элементов, перевес одного из аспектов может привести к чрезмерной самовольности, вплоть до неограниченным злоупотреблением экономическим положения субъектов. Если же баланс переместиться к государству, будет осуществлён откат в годы командной экономики Советского союза.
Литература:
- О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации: Закон РФ от 04.07.1991 № 1541–1 (ред. 11.06.2021) // Рос. газ. ‒ 1993. ‒ 11 января. ст. 4
- Безрукова, Е. С. К оценке первичного и вторичного жилья / Е. С. Безрукова, Н. П. Мышкина // Контентус. ‒ Экономика и бизнес. ‒ 2016. ‒ № 4. ‒ С. 64–68.
- Рубинштейн, Е. Д. Рынок недвижимости и особенности его функционирования / Е. Д. Рубинштейн, В. В. Кривец, Н. С. Осипенко // Актуальные вопросы экономических наук. ‒ Экономика и бизнес. ‒ 2015. ‒ № 46. ‒ С. 94–98.
- Цыганенко, В. С. Экономика рынка недвижимости. СПб: СПбГУИТМО, 2008. ‒ 120 с