В статье описывается методика «Квадрат знаний», предложены методические приемы организации уроков истории по теме «Россия в эпоху Петра I». Автор предлагает использовать квадрат знаний в комплексе с рабочим листом. В рабочем листе представлены пять различных заданий: проблемное задание; задание, способствующее формированию критического мышления; задание, требующее высказать свое мнение, основываясь на исторических знаниях, и другие.
Ключевые слова: квадрат знаний, ФГОС, ПООП, основное общее образование, Петр I, методические приемы, рабочий лист.
Образовательный процесс в Российской Федерации строится на основе нормативно-правовых документов. Если говорить об основном общем образовании, то такими нормативными правовыми документами является Федеральный государственный образовательный стандарт (далее — ФГОС) и Примерная основная образовательная программа (далее — ПООП). ФГОС предъявляет определенные требования к результатам освоения образовательной программы. В требованиях можно увидеть следующее: воспитание в обучающихся патриотизма, чувства ответственности перед Отечеством, уважения к Отчеству, уважения к прошлому и настоящему народа России, знание истории и культуры своего народа.
История — предмет, который изучается с 5 по 11 класс. На этапе основного общего образования (5–9 класс) предметные результаты изучения истории в соответствии с ПООП делятся на следующие группы: знание хронологии и умение работать с хронологией; знание исторических фактов и умение работать с фактами; умение работать с исторической картой; умений работать с историческими источниками; описание; анализ; работа с различными версиями и оценками; применение исторических знаний и умений.
Каждый педагог подбирает те методы и приемы обучения, которые считает наиболее эффективными. Автор статьи предлагает использовать на уроках истории в основной школе методику «Квадрат знаний».
Методика, предложенная автором статьи — квадрат знаний, предполагает обобщение информации по блокам: события, имена исторических личностей, географические названия, термины и понятия.
Пример квадрата знаний:
Таблица 1
Россия в эпоху преобразований Петра I
ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ 1682–1725 — царствование Петра I (до 1696 г. совместно с Иваном V) 1682–1689 — правление царевны Софьи 1682, 1689, 1698 — восстания стрельцов 1686 — Вечный мир с Речью Посполитой 1686–1700 — война с Османской империей 1687 — основание Славяно-греко-латинской академии в Москве 1687, 1689 — Крымские походы 1689 — Нерчинский договор с Китаем 1695, 1696 — Азовские походы 1697–1698 — Великое посольство 1700–1721 — Северная война 1700 — поражение русской армии под Нарвой 1703, 16 мая — основание Санкт-Петербурга 1705–1706 — восстание в Астрахани 1707–1708 — восстание Кондратия Булавина 1708–1710 — Указ об учреждении губерний 1708, 28 сентября — битва при деревне Лесной 1709, 27 июня — Полтавская битва 1711 — учреждение Сената; Прутский поход 1714 — Указ о единонаследии 1714, 27 июля — Гангутское сражение 1718–1721 — учреждение коллегий 1718–1724 — проведение подушной переписи и первой ревизии 1720 — сражение у острова Гренгам 1721 — Ништадтский мир 1721 — провозглашение России империей 1722 — введение Табели о рангах 1722–1723 — Каспийский (Персидский) поход |
ИМЕНА ИСТОРИЧЕСКИХ ЛИЧНОСТЕЙ (ПЕРСОНАЛИИ) Ф. М. Апраксин Я. В. Брюс Ф. А. Головин П. Л. Гордон Н. Д. Демидов Екатерина I Елизавета Петровна Н. М. Зотов Иван IV Ф. Я. Лефорт А. Д. Меншиков Петр II Петр III Ф. Прокопович Софья Алексеевна П. П. Шафиров Б. П. Шереметев С. Яворский |
ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ НАЗВАНИЯ Санкт-Петербург |
ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ Абсолютизм Ассамблеи Ассигнация Гвардия Губерния Империя Кунсткамера Магистрат Меркантилизм Модернизация Рекрутские наборы Реформа Сенат Табель о рангах |
Методика «Квадрат знаний» отличается вариативностью. Как можно использовать данную методику на уроках истории?
- В качестве «подсказки» при выполнении заданий по конкретной теме или историческому периоду.
- В качестве задания для проверочной работы. В таком случае ученикам предлагается заполнить пустые элементы квадрата. Например, не заполнен блок «исторические личности», необходимо самостоятельно его заполнить.
- В качестве «знакомства» с новой темой. Учитель может организовать знакомство с новой темой следующим образом: продемонстрировать ученикам квадрат, сопроводив комментариями и объяснениями.
Автор предлагает организовать изучение темы «Россия в эпоху преобразований Петра I» с помощью «квадрата знаний» и рабочего листа по теме. Тема «Россия в эпоху преобразований Петра I» включает в себя 12 параграфов (учебник под редакцией А. В. Торкунова), на изучение каждого из которых отводится по одному часу в соответствии с рабочей программой по учебному предмету. Автором статьи разработаны задания для обучающихся 8-го класса, которые были объединены в рабочий лист.
Рабочий лист по теме: «Россия в эпоху преобразований Петра I »
- Прочитайте утверждение. Его необходимо подтвердить или опровергнуть, опираясь на знания по истории.
Петр I — не царь, а антихрист. Он покинул страну и знался с немцами, всю землю выпустошил. Деятельность Петра не была переворотом ни политическим, ни общественным.
- Каковы причины и последствия реформ Петра I? Приведите по два примера.
- Прочитайте мнения историков о реформах Петра Великого. На основе цитат и знаний по истории, сформулируйте собственное мнение о реформах Петра, аргументируйте свою позицию. Напишите 3–5 предложений.
Мнения историков: А. И. Уткин «Вызов Запада и ответ России»: «…Петр создал в России нечто долговременное — обширный класс обращенных на Запад служилых людей, сопоставляющих страну не с вековой традицией, а с самыми развитыми странами Запада… Дворяне Петра создали базу для нового типа развития, создали предпосылки мирного сближения с Западом, целенаправленной эволюции российской политической, образовательной, военной, экономической систем в западном направлении, с помощью Запада, открыто восхищаясь им. Начиная с Петра Великого, реформы Романовых представляли собой одну постоянную, далеко протяженную по времени вестернизаторскую реформу, проводимую то быстрее, то медленнее, с переменным успехом».
С. М. Соловьев: «Необходимость движения на новый путь была сознана, обязанности при этом определились; народ поднялся и собрался в дорогу, но кого-то ждали, ждали вождя, вождь явился»
В. О. Ключевский: «Реформа сама собою вышла из насущных нужд государства и народа, инстинктивно почувствованных властным человеком с чутким умом и сильным характером. С этими свойствами, согретыми чувством долга и решимостью «живота своего не жалеть для отечества», он стал во главе народа, из всех европейских народов наименее удачно поставленного исторически. Этот народ нашёл в себе силы построить к концу XVI в. большое государство, одно из самых больших в Европе, но в XVII в. стал чувствовать недостаток материальных и духовных средств поддержать свою восьмивековую постройку. Реформа… не имела своей прямой целью перестраивать ни политического, ни общественного, ни нравственного порядка, установившегося в этом государстве, не направлялась задачей поставить русскую жизнь на непривычные ей западноевропейские основы, ввести в неё новые заимствованные начала, а ограничивалась стремлением вооружить Русское государство и народ готовыми западноевропейскими средствами, умственными и материальными, и тем поставить государство в уровень с завоёванным им положением в Европе, поднять труд народа до уровня проявленных им сил. Но всё это приходилось делать среди упорной и опасной внешней войны, спешно и принудительно. Поэтому реформа, скромная и ограниченная по своему первоначальному замыслу, направленная к перестройке военных сил и к расширению финансовых средств государства, постепенно превратилась в упорную внутреннюю борьбу, взбаламутила всю застоявшуюся плесень русской жизни, взволновала все классы общества. Начатая и ведённая верховной властью, привычной руководительницей народа, она усвоила характер и приёмы насильственного переворота, своего рода революции. Она была революцией не по своим целям и результатам, а только по своим приёмам и по впечатлению, какое произвела на умы и нервы современников».
- Какие факты свидетельствуют о том, что к концу правления Петра I Россия превратилась в великую европейскую державу?
- Составьте синквейн по теме «Россия в эпоху преобразований Петра I».
Подводя итог, необходимо подчеркнуть удобство в применении методики «квадрат знаний». Педагог может создать собственный квадрат по необходимой ему теме или разделу. Также квадрат может быть создан по материалу, который изучается на уроках истории с 5 по 11 класс. Квадрат может помочь обучающимся в выполнении домашнего задания, при подготовке к написанию административных проверочных работ по истории и диагностических работ в формате МЦКО.
Литература:
- История России: 8 класс: учебник: в 2 частях/ Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, И. В. Курукин; под ред. А. В. Торкунова. — 2-е изд. стер. — Москва: Просвещение, 2023.
- Концепция преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы. [Электронный ресурс].// URL: https://docs.edu.gov.ru/document/b12aa655a39f6016af3974a98620bc34/download/3243/ (дата обращения: 25.02.2023)
- Короткова М. В. Методика обучения истории: от классики к инноватике: учебник / М. В. Короткова. — М.: МПГУ, 2020. — 248 с.
- Методика обучения истории: учебник /под ред. В. В. Барабанова, Н. Н. Лазуковой. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 430 с.
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования. [Электронный ресурс].// URL: https://fgosreestr.ru/uploads/files/48f0c657a155e6e9b9ce99ac9d5b2604.pdf (дата обращения: 26.02.2023)
- Сорокин А. А., Нидерман И. А., Половникова А.В и др. Методика обучения истории. Практикум / Департамент образования г. Москвы, Гос. автоном. образоват. учреждение высш. образования г. Москвы «Моск. гор. пед. Ун-т» (ГАОУ ВО МГПУ), Ин-т гуманит. наук и упр., Каф. методики преподавания истории, обществознания и права.– М.: МГПУ, 2017. — 173 с.
- Федеральный государственный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. [Электронный ресурс].// URL: https://минобрнауки.рф/документы/938 (дата обращения: 25.02.2023)