Методические рекомендации по организации уроков истории в 8-м классе по теме «Россия в эпоху преобразований Петра I» с помощью методики «Квадрат знаний» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (510) март 2024 г.

Дата публикации: 13.03.2024

Статья просмотрена: 35 раз

Библиографическое описание:

Махова, А. С. Методические рекомендации по организации уроков истории в 8-м классе по теме «Россия в эпоху преобразований Петра I» с помощью методики «Квадрат знаний» / А. С. Махова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 11 (510). — С. 242-244. — URL: https://moluch.ru/archive/510/111895/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье описывается методика «Квадрат знаний», предложены методические приемы организации уроков истории по теме «Россия в эпоху Петра I». Автор предлагает использовать квадрат знаний в комплексе с рабочим листом. В рабочем листе представлены пять различных заданий: проблемное задание; задание, способствующее формированию критического мышления; задание, требующее высказать свое мнение, основываясь на исторических знаниях, и другие.

Ключевые слова: квадрат знаний, ФГОС, ПООП, основное общее образование, Петр I, методические приемы, рабочий лист.

Образовательный процесс в Российской Федерации строится на основе нормативно-правовых документов. Если говорить об основном общем образовании, то такими нормативными правовыми документами является Федеральный государственный образовательный стандарт (далее — ФГОС) и Примерная основная образовательная программа (далее — ПООП). ФГОС предъявляет определенные требования к результатам освоения образовательной программы. В требованиях можно увидеть следующее: воспитание в обучающихся патриотизма, чувства ответственности перед Отечеством, уважения к Отчеству, уважения к прошлому и настоящему народа России, знание истории и культуры своего народа.

История — предмет, который изучается с 5 по 11 класс. На этапе основного общего образования (5–9 класс) предметные результаты изучения истории в соответствии с ПООП делятся на следующие группы: знание хронологии и умение работать с хронологией; знание исторических фактов и умение работать с фактами; умение работать с исторической картой; умений работать с историческими источниками; описание; анализ; работа с различными версиями и оценками; применение исторических знаний и умений.

Каждый педагог подбирает те методы и приемы обучения, которые считает наиболее эффективными. Автор статьи предлагает использовать на уроках истории в основной школе методику «Квадрат знаний».

Методика, предложенная автором статьи — квадрат знаний, предполагает обобщение информации по блокам: события, имена исторических личностей, географические названия, термины и понятия.

Пример квадрата знаний:

Таблица 1

Россия в эпоху преобразований Петра I

ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ

1682–1725 — царствование Петра I (до 1696 г. совместно с Иваном V)

1682–1689 — правление царевны Софьи

1682, 1689, 1698 — восстания стрельцов

1686 — Вечный мир с Речью Посполитой

1686–1700 — война с Османской империей

1687 — основание Славяно-греко-латинской академии в Москве

1687, 1689 — Крымские походы

1689 — Нерчинский договор с Китаем

1695, 1696 — Азовские походы

1697–1698 — Великое посольство

1700–1721 — Северная война

1700 — поражение русской армии под Нарвой

1703, 16 мая — основание Санкт-Петербурга

1705–1706 — восстание в Астрахани

1707–1708 — восстание Кондратия Булавина

1708–1710 — Указ об учреждении губерний

1708, 28 сентября — битва при деревне Лесной

1709, 27 июня — Полтавская битва

1711 — учреждение Сената; Прутский поход

1714 — Указ о единонаследии

1714, 27 июля — Гангутское сражение

1718–1721 — учреждение коллегий

1718–1724 — проведение подушной переписи и первой ревизии

1720 — сражение у острова Гренгам

1721 — Ништадтский мир

1721 — провозглашение России империей

1722 — введение Табели о рангах

1722–1723 — Каспийский (Персидский) поход

ИМЕНА ИСТОРИЧЕСКИХ ЛИЧНОСТЕЙ (ПЕРСОНАЛИИ)

Ф. М. Апраксин

Я. В. Брюс

Ф. А. Головин

П. Л. Гордон

Н. Д. Демидов

Екатерина I

Елизавета Петровна

Н. М. Зотов

Иван IV

Ф. Я. Лефорт

А. Д. Меншиков

Петр II

Петр III

Ф. Прокопович

Софья Алексеевна

П. П. Шафиров

Б. П. Шереметев

С. Яворский

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ НАЗВАНИЯ

Санкт-Петербург

ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ

Абсолютизм

Ассамблеи

Ассигнация

Гвардия

Губерния

Империя

Кунсткамера

Магистрат

Меркантилизм

Модернизация

Рекрутские наборы

Реформа

Сенат

Табель о рангах

Методика «Квадрат знаний» отличается вариативностью. Как можно использовать данную методику на уроках истории?

  1. В качестве «подсказки» при выполнении заданий по конкретной теме или историческому периоду.
  2. В качестве задания для проверочной работы. В таком случае ученикам предлагается заполнить пустые элементы квадрата. Например, не заполнен блок «исторические личности», необходимо самостоятельно его заполнить.
  3. В качестве «знакомства» с новой темой. Учитель может организовать знакомство с новой темой следующим образом: продемонстрировать ученикам квадрат, сопроводив комментариями и объяснениями.

Автор предлагает организовать изучение темы «Россия в эпоху преобразований Петра I» с помощью «квадрата знаний» и рабочего листа по теме. Тема «Россия в эпоху преобразований Петра I» включает в себя 12 параграфов (учебник под редакцией А. В. Торкунова), на изучение каждого из которых отводится по одному часу в соответствии с рабочей программой по учебному предмету. Автором статьи разработаны задания для обучающихся 8-го класса, которые были объединены в рабочий лист.

Рабочий лист по теме: «Россия в эпоху преобразований Петра I »

  1. Прочитайте утверждение. Его необходимо подтвердить или опровергнуть, опираясь на знания по истории.

Петр I — не царь, а антихрист. Он покинул страну и знался с немцами, всю землю выпустошил. Деятельность Петра не была переворотом ни политическим, ни общественным.

  1. Каковы причины и последствия реформ Петра I? Приведите по два примера.
  2. Прочитайте мнения историков о реформах Петра Великого. На основе цитат и знаний по истории, сформулируйте собственное мнение о реформах Петра, аргументируйте свою позицию. Напишите 3–5 предложений.

Мнения историков: А. И. Уткин «Вызов Запада и ответ России»: «…Петр создал в России нечто долговременное — обширный класс обращенных на Запад служилых людей, сопоставляющих страну не с вековой традицией, а с самыми развитыми странами Запада… Дворяне Петра создали базу для нового типа развития, создали предпосылки мирного сближения с Западом, целенаправленной эволюции российской политической, образовательной, военной, экономической систем в западном направлении, с помощью Запада, открыто восхищаясь им. Начиная с Петра Великого, реформы Романовых представляли собой одну постоянную, далеко протяженную по времени вестернизаторскую реформу, проводимую то быстрее, то медленнее, с переменным успехом».

С. М. Соловьев: «Необходимость движения на новый путь была сознана, обязанности при этом определились; народ поднялся и собрался в дорогу, но кого-то ждали, ждали вождя, вождь явился»

В. О. Ключевский: «Реформа сама собою вышла из насущных нужд государства и народа, инстинктивно почувствованных властным человеком с чутким умом и сильным характером. С этими свойствами, согретыми чувством долга и решимостью «живота своего не жалеть для отечества», он стал во главе народа, из всех европейских народов наименее удачно поставленного исторически. Этот народ нашёл в себе силы построить к концу XVI в. большое государство, одно из самых больших в Европе, но в XVII в. стал чувствовать недостаток материальных и духовных средств поддержать свою восьмивековую постройку. Реформа… не имела своей прямой целью перестраивать ни политического, ни общественного, ни нравственного порядка, установившегося в этом государстве, не направлялась задачей поставить русскую жизнь на непривычные ей западноевропейские основы, ввести в неё новые заимствованные начала, а ограничивалась стремлением вооружить Русское государство и народ готовыми западноевропейскими средствами, умственными и материальными, и тем поставить государство в уровень с завоёванным им положением в Европе, поднять труд народа до уровня проявленных им сил. Но всё это приходилось делать среди упорной и опасной внешней войны, спешно и принудительно. Поэтому реформа, скромная и ограниченная по своему первоначальному замыслу, направленная к перестройке военных сил и к расширению финансовых средств государства, постепенно превратилась в упорную внутреннюю борьбу, взбаламутила всю застоявшуюся плесень русской жизни, взволновала все классы общества. Начатая и ведённая верховной властью, привычной руководительницей народа, она усвоила характер и приёмы насильственного переворота, своего рода революции. Она была революцией не по своим целям и результатам, а только по своим приёмам и по впечатлению, какое произвела на умы и нервы современников».

  1. Какие факты свидетельствуют о том, что к концу правления Петра I Россия превратилась в великую европейскую державу?
  2. Составьте синквейн по теме «Россия в эпоху преобразований Петра I».

Подводя итог, необходимо подчеркнуть удобство в применении методики «квадрат знаний». Педагог может создать собственный квадрат по необходимой ему теме или разделу. Также квадрат может быть создан по материалу, который изучается на уроках истории с 5 по 11 класс. Квадрат может помочь обучающимся в выполнении домашнего задания, при подготовке к написанию административных проверочных работ по истории и диагностических работ в формате МЦКО.

Литература:

  1. История России: 8 класс: учебник: в 2 частях/ Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, И. В. Курукин; под ред. А. В. Торкунова. — 2-е изд. стер. — Москва: Просвещение, 2023.
  2. Концепция преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы. [Электронный ресурс].// URL: https://docs.edu.gov.ru/document/b12aa655a39f6016af3974a98620bc34/download/3243/ (дата обращения: 25.02.2023)
  3. Короткова М. В. Методика обучения истории: от классики к инноватике: учебник / М. В. Короткова. — М.: МПГУ, 2020. — 248 с.
  4. Методика обучения истории: учебник /под ред. В. В. Барабанова, Н. Н. Лазуковой. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 430 с.
  5. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. [Электронный ресурс].// URL: https://fgosreestr.ru/uploads/files/48f0c657a155e6e9b9ce99ac9d5b2604.pdf (дата обращения: 26.02.2023)
  6. Сорокин А. А., Нидерман И. А., Половникова А.В и др. Методика обучения истории. Практикум / Департамент образования г. Москвы, Гос. автоном. образоват. учреждение высш. образования г. Москвы «Моск. гор. пед. Ун-т» (ГАОУ ВО МГПУ), Ин-т гуманит. наук и упр., Каф. методики преподавания истории, обществознания и права.– М.: МГПУ, 2017. — 173 с.
  7. Федеральный государственный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. [Электронный ресурс].// URL: https://минобрнауки.рф/документы/938 (дата обращения: 25.02.2023)
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, рабочий лист, эпоха преобразований, квадрат знаний, основное общее образование, урок истории, III, Великое, Европа, русская жизнь.


Похожие статьи

Особенности поиска информации и условия формирования у младших школьников умения осуществлять поиск информации (на примере дисциплины «Литературное чтение»)

В данной статье рассматривается проблема формирования и развития умения осуществлять поиск информации как компонент читательской компетентности. Авторы статьи рассматривают цель, этапы работы формирования умения осуществлять поиск информации, конкрет...

Рабочая тетрадь как средство формирования метапредметных умений обучающихся 5-го класса на уроках математики

В статье рассматриваются вопросы использования рабочей тетради на уроках математики с целью формирования метапредметных умений обучающихся 5-го класса. Описывается эксперимент, в ходе которого проводятся занятия с использованием разработанной рабочей...

Работа с условно-графической наглядностью на уроках отечественной истории в 6-х классах

В статье представлены разработки разного уровня сложности на формирование предметных умений работы — с исторической картой, таблицами, схемами, включая творческие задания по История России.

Современные научно-методические приёмы и основные этапы формирования понятий в школьном курсе обществознания

В данной работе рассматриваются современные научно-методические приемы и этапы формирования понятий в курсе обществознания. В рамках исследования описываются основные подходы к формированию понятий, а также рассматриваются этапы этого процесса, на ос...

Применение проектной технологии в преподавании вопросов культуры на уроках истории в 5 классе

В статье рассматриваются возможности использования проектной технологии в изучении вопросов культуры в 5 классах общеобразовательной школы. Проблема анализируется с учетом возрастных особенностей учащихся, формирующихся компетенций, дается оценка фор...

Проблемное обучение как инструмент формирования читательской грамотности и креативного мышления у обучающихся на уроках истории

В статье рассмотрены механизмы формирования функциональных компетенций обучающихся в области читательской грамотности и креативного мышления в рамках учебного предмета «История». Описаны формы организации этапов работы с источниками как в рамках уроч...

Повышение мотивации к обучению геометрии через применение разноуровневых развивающих заданий

Автор статьи делится своим педагогическим опытом по применению разноуровневых развивающих заданий. Она выделяет проблемы, такие как уменьшение интереса к математике. Основная цель — воспитание личности с развитым мышлением и способностью применять зн...

Разработка и реализация современного подхода к использованию игрового метода на уроках физической культуры в начальной школе

В данном исследовании описан опыт организации и реализации современного подхода к использованию игрового метода на уроках физической культуры в начальной школе. Цель настоящей статьи — определить эффективность современного подхода в использовании игр...

Интегрированный урок математики в 5 классе коррекционной школы

Статья представляет собой описание открытого интегрированного урока математики для 5 класса в специальной (коррекционной) школе. Проблема, на решение которой направлено разработанное занятие, -выявление метапредметных взаимосвязей между математикой ...

Развитие математической грамотности учащихся 9-го класса в процессе подготовки к ОГЭ

В данной статье рассмотрены основные требования во взаимодействии ученика с учителем. Выделены основные проблемы при подготовке по математики к ОГЭ. Рассмотрена математическая культура ученика 9 класса.

Похожие статьи

Особенности поиска информации и условия формирования у младших школьников умения осуществлять поиск информации (на примере дисциплины «Литературное чтение»)

В данной статье рассматривается проблема формирования и развития умения осуществлять поиск информации как компонент читательской компетентности. Авторы статьи рассматривают цель, этапы работы формирования умения осуществлять поиск информации, конкрет...

Рабочая тетрадь как средство формирования метапредметных умений обучающихся 5-го класса на уроках математики

В статье рассматриваются вопросы использования рабочей тетради на уроках математики с целью формирования метапредметных умений обучающихся 5-го класса. Описывается эксперимент, в ходе которого проводятся занятия с использованием разработанной рабочей...

Работа с условно-графической наглядностью на уроках отечественной истории в 6-х классах

В статье представлены разработки разного уровня сложности на формирование предметных умений работы — с исторической картой, таблицами, схемами, включая творческие задания по История России.

Современные научно-методические приёмы и основные этапы формирования понятий в школьном курсе обществознания

В данной работе рассматриваются современные научно-методические приемы и этапы формирования понятий в курсе обществознания. В рамках исследования описываются основные подходы к формированию понятий, а также рассматриваются этапы этого процесса, на ос...

Применение проектной технологии в преподавании вопросов культуры на уроках истории в 5 классе

В статье рассматриваются возможности использования проектной технологии в изучении вопросов культуры в 5 классах общеобразовательной школы. Проблема анализируется с учетом возрастных особенностей учащихся, формирующихся компетенций, дается оценка фор...

Проблемное обучение как инструмент формирования читательской грамотности и креативного мышления у обучающихся на уроках истории

В статье рассмотрены механизмы формирования функциональных компетенций обучающихся в области читательской грамотности и креативного мышления в рамках учебного предмета «История». Описаны формы организации этапов работы с источниками как в рамках уроч...

Повышение мотивации к обучению геометрии через применение разноуровневых развивающих заданий

Автор статьи делится своим педагогическим опытом по применению разноуровневых развивающих заданий. Она выделяет проблемы, такие как уменьшение интереса к математике. Основная цель — воспитание личности с развитым мышлением и способностью применять зн...

Разработка и реализация современного подхода к использованию игрового метода на уроках физической культуры в начальной школе

В данном исследовании описан опыт организации и реализации современного подхода к использованию игрового метода на уроках физической культуры в начальной школе. Цель настоящей статьи — определить эффективность современного подхода в использовании игр...

Интегрированный урок математики в 5 классе коррекционной школы

Статья представляет собой описание открытого интегрированного урока математики для 5 класса в специальной (коррекционной) школе. Проблема, на решение которой направлено разработанное занятие, -выявление метапредметных взаимосвязей между математикой ...

Развитие математической грамотности учащихся 9-го класса в процессе подготовки к ОГЭ

В данной статье рассмотрены основные требования во взаимодействии ученика с учителем. Выделены основные проблемы при подготовке по математики к ОГЭ. Рассмотрена математическая культура ученика 9 класса.

Задать вопрос