В статье автор анализирует теоретико-правовые основы поступления на государственную гражданскую службу по конкурсу, выделяет проблемы применения правовых норм и определяет возможные пути их решения.
Ключевые слова : государственная гражданская служба, поступление на государственную гражданскую службу, налоговые органы, конкурс, квалификационные требования.
Условия и порядок поступления на государственную гражданскую службу в ФНС России основаны на общих принципах законодательства о государственной службе. Возникновение служебных правоотношений предполагает наличие определенных условий, необходимых для поступления на службу, а также отсутствие обстоятельств, препятствующих поступлению на службу. Согласно действующему законодательству о государственной гражданской службе, для замещения должностей государственной гражданской службы необходимо соответствовать возрастному цензу (18 лет), являться гражданином РФ и удовлетворять квалификационным требованиям [2].
Квалификационные требования для замещения должностей государственной гражданской службы установлены Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и представляют собой нормативы по уровню профессионального образования гражданина, поступающего на государственную гражданскую службу. Необходимый стаж работы для замещения должностей федеральной государственной гражданской службы устанавливается Указом Президента РФ от 16.01.2017 № 16 «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения должностей федеральной государственной гражданской службы». Требования различаются в зависимости от категории и группы должностей (Табл. 1).
Таблица 1
Квалификационные требования для замещения должностей государственной гражданской службы в налоговых органах РФ
Группа должностей |
Категория должностей |
Квалификационные требования к образованию |
Квалификационные требования к стажу |
Высшая группа |
Руководители |
Высшее образование — специалитет, магистратура |
Не менее 4-х лет |
Помощники (советники) |
|||
Специалисты |
|||
Главная группа |
Руководители |
Не менее 2-х лет |
|
Помощники (советники) |
|||
Специалисты |
|||
Обеспечивающие специалисты |
Высшее образование — бакалавриат, специалитет, магистратура |
||
Ведущая группа |
Руководители |
Без предъявления требования к стажу |
|
Помощники (советники) |
|||
Специалисты |
|||
Обеспечивающие специалисты |
|||
Старшая группа |
Специалисты |
||
Обеспечивающие специалисты |
Профессиональное образование — среднее профессиональное образование, бакалавриат, специалитет, магистратура |
||
Младшая группа |
Обеспечивающие специалисты |
Составлено по: Федеральный закон № 79-ФЗ от 27.07.2004, Указ Президента РФ № 16 от 16.01.2017
По нашему мнению, указанные квалификационные требования к стажу не отражают фактическое наличие или отсутствие у гражданского служащего необходимых знаний и навыков, так как за такой короткий стаж работы в налоговых органах невозможно приобрести достаточно опыта для замещения руководящей должности. Поэтому необходимо принимать решение о назначении гражданского служащего на должность высшей или главной группы исходя из его профессиональных и личностных качеств.
Кроме того, хотелось бы отметить, что квалификационные требования к образованию, действующие на данный момент, при условии отказа от Болонской системы высшего образования также будут пересмотрены. При существующей системе магистратура, хотя и препятствует должностному росту гражданских служащих, все же успешно сокращает количество претендентов на руководящие должности.
Помимо рассмотренных выше требований, которым должен соответствовать гражданин при поступлении на гражданскую службу, также есть перечень ограничений, препятствующих назначению на должность гражданской службы, который утвержден Федеральным законом № 79-ФЗ [2]. По нашему мнению, смысл существования ограничений заключается в том, чтобы допускать до осуществления полномочий публично-правовых образований только тех граждан Российской Федерации, которые действительно готовы и желают служить на благо государства.
При удовлетворении всем требованиям гражданин имеет право поступать на гражданскую службу одним из двух способов: по конкурсу и без конкурса. На гражданской службе все должности замещаются на конкурсной основе, кроме назначения на определенной срок полномочий на должности категорий «руководители» и «помощники (советники)», назначения на отдельные должности Президентом РФ или Правительством РФ, при заключении срочного служебного контракта, при назначении на иную должность в случаях, предусмотренных законодательством, при назначении гражданина или гражданского служащего, включенного в резерв — во всех указанных случаях конкурс не может быть проведен. Кроме того, конкурс может не проводиться на должности, допущенные к государственной тайне и утвержденные нормативным актом государственного органа, а также по решению представителя нанимателя при назначении на должности младшей группы должностей [2].
Реализация конкурсной процедуры позволяет сформировать компетентный и квалифицированный кадровый состав посредством тщательного анализа представленных документов и результатов проведенных испытаний. Порядок проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы определен Указом Президента РФ от 01.02.2005 № 112 и Постановлением Правительства РФ от 31.03.2018 № 397.
Анализируя действующее законодательство, регламентирующее порядок участия в конкурсе, а также сложившуюся судебную практику, можно выделить несколько ключевых проблем в конкурсной процедуре отбора кандидатов на замещаемую должность.
Во-первых, в объявлениях о приеме документов для участия в конкурсе прописывается перечень необходимых документов, среди которых есть формулировка «иные документы, предусмотренные федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ», которая вводит кандидата в заблуждение. Мы считаем, что в объявлении должна быть полная расшифровка всех требуемых документов, чтобы кандидат был уверен, что при подаче документов у него не запросят дополнительные справки, выписки и т. д.
Во-вторых, при участии в конкурсе кандидат обязан предоставлять информацию не только о себе, но также о близких родственниках. В ситуации, когда гражданин не располагает данными о ком-то из членов семьи, он может предоставить неверные или неполные сведения, что, согласно закону, является поводом для отказа в допуске к участию в конкурсе на основании непредставления сведений. Что ставит под вопрос равенство граждан при участии в конкурсе на замещение вакантных должностей [1].
В-третьих, решение конкурсной комиссии является достаточно субъективным. При вынесении отказа кандидат уведомляется о том, что в конкурсе он не победил, однако причины такого решения ему не разъясняются, что неудивительно, так как претендент может соответствовать всем требованиям, в том числе профессиональным, однако чем-то не устраивать комиссию. Например, на практике встречаются случаи, когда кандидат находится в родстве с осужденным по экономическим статьям, что никак не должно влиять на его право занимать должность гражданской службы в налоговых органах РФ, однако у представителя нанимателя могут возникнуть опасения по этому поводу. Кроме того, действующий формат поступления на государственную службу позволяет не только беспричинно отказать одному кандидату, но и продвинуть по службе другого кандидата, что порождает такое явление как «мягкая коррупция», которая выражается в фаворитизме, кумовстве и т. д.
В целом, можно сказать, что конкурсная процедура имеет и свои плюсы, среди которых удобство подачи документов и прохождения оценки, однообразность процесса в разных налоговых органах, что позволяет при желании одновременно участвовать в нескольких конкурсах, четкое понимание сроков, порядка и установленных законом критериев. Однако для увеличения эффективности проведения конкурсов на вакантные должности и повышения объективности принимаемых конкурсной комиссией решений необходимо предпринять следующие действия:
— законодательно закрепить проведение оценочной части конкурса в электронном виде с последующим размещением результатов испытаний в личном кабинете претендента;
— фиксировать в аудио или видео формате все очные испытания, например, индивидуальное собеседование;
— предоставить конкурсанту для ознакомления конкурсные бюллетени с баллами и мотивировкой;
— пересмотреть положение об определении итогового балла как сумму среднего арифметического баллов и установить вес для каждого вида испытаний в соответствии с его значимостью для оценки профессиональных качеств кандидата.
Таким образом, указанные выше меры повысят защищенность конкурсантов при участии в конкурсе, снизят вероятность неправомерного принятия решений, а также повысят мобильность гражданских служащих. Возможность участия в конкурсе в онлайн формате снизит расходы, связанные с прохождением конкурса (проезд к месту проведения конкурса, проживание) для претендентов, тем самым простимулируют их рассматривать вакантные должности не только в ближайших регионах.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // http://pravo.gov.ru/
- Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // http://pravo.gov.ru/
- Указ Президента РФ от 16.01.2017 № 16 «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения должностей федеральной государственной гражданской службы» // http://pravo.gov.ru/
- Указ Президента РФ от 01.02.2005 № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации» // http://pravo.gov.ru/
- Постановление Правительства РФ от 31.03.2018 № 397 «Об утверждении единой методики проведения конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Российской Федерации и включение в кадровый резерв государственных органов» // http://pravo.gov.ru/