В статье автор проводит анализ судебной практики и фактической реализации реформы «на земле».
Ключевые слова: региональный оператор, отходы, обращение с ТКО, ртутьсодержащие отходы.
Реформе в сфере обращения с ТКО уже более пяти лет, но вопросы защиты гражданских прав потребителей данной коммунальной услуги остаются весьма востребованными среди юристов страны.
Актуальный обзор судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 13 декабря 2023 г. включает 50 правовых позиций по вопросам, связанным с обращением с ТКО, большинство из них представляют особый интерес.
Если между региональным оператором и собственником ТКО не оформлен письменный договор на оказание услуг по обращению с ТКО, то эти услуги оказываются и оплачиваются в соответствии с условиями типового договора. Отсутствие оформленного договора само по себе не образует состав правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ;
Если использовать профессиональную терминологию, то введение в действие системы региональных операторов в стране образовали одностороннюю монополию и как следствие публичную оферту, которую последние размещают на своем сайте и тем самым исключают необходимость со своей стороны адресный подход к каждому клиенту.
Важным аспектом в данном вопросе является и сам процесс оказания услуги, который доказать практически невозможно обычному потребителю. К доказательной базе регионального оператора относится регистрация движения мусоровозов системой ГЛОНАСС, фото-видеофиксация состояния контейнерной площадки, включение контейнерной площадки в реестр мест накопления и другие средства.
Если собственник вообще не проживает в квартире, плата за ТКО на период его отсутствия (непроживания) не пересчитывается. Если потребитель проживает в квартире, но временно отсутствует, то плата пересчитывается независимо от того, исчисляется ли она исходя из количества проживающих или из общей площади жилого помещения;
В соответствии с письмом Минприроды России от 11.10.2019 N 08–25–53/24802 «О направлении разъяснений по вопросу регулирования деятельности в области обращения с ТКО» (копию прилагаю) в пределах имеющихся полномочий, а также в связи с многочисленными обращениями по вопросу регулирования деятельности с ТКО разъясняется:
Статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон N 89-ФЗ) определено, что твердыми коммунальными отходами (далее — ТКО) являются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Согласно статье 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором по обращению с ТКО (далее — региональный оператор), в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления, оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа.
Анализ судебных решений показал не принятие судами во внимание доводов физических лиц об отсутствии факта проживания, если у граждан имеется дополнительная недвижимость, которая не используется для проживания на постоянной основе. При этом судами принимается во внимание исключительно требования ЖК РФ, которое обязывает собственников помещений вносить плату за коммунальные услуги.
Практический аспект проблемного вопроса заключается в отсутствии установленных требований к документам, подтверждающим отсутствие собственника, позволяющего сделать перерасчет. Таким образом в действие вступает общее правило, сколько объектов недвижимости имеется, за такое количество придется платить. Правомерным является требование во всех объектах недвижимости, где собственники ТКО их образуют и размещают местах накопления. Неправомерными являются требования, когда ТКО на объекте не образуются, а региональными операторами взымается плата и происходит обогащение за фактически не оказанную услугу.
Вторым резонансным вопросом реформы ТКО на сегодняшний день после разъяснения судебной практики стала позиция об отнесении ртутьсодержащих отходов к ТКО.
Обязанность создать и содержать места накопления отработанных ртутьсодержащих ламп (в том числе, если обустроить такое место в МКД невозможно) лежит на органе местного самоуправления, причем такие отработанные лампы, — хотя и относятся к отходам I класса опасности — все же являются ТКО.
Ртутьсодержащие отходы в соответствии с федеральным классификатором отходов относятся к отходам I класса опасности и регулирование отходов осуществляется Федеральным экологическим оператором.
Письмом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 18 апреля 2022 г. N 25–47/13641 «О рассмотрении обращения по вопросу организации деятельности в области обращения с отходами I-II класса опасности» описаны основные требования установившейся системы.
Минприроды России рассмотрело письмо ООО НПП «Диапазон» от 28 марта 2022 г. N 1 (вх. от 29 марта 2022 г. N 029403/47) по вопросу организации деятельности в области обращения с отходами I-II класса опасности и сообщает.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2019 г. N 2684-р федеральное государственное унитарное предприятие «Федеральный экологический оператор» (далее — ФГУП «ФЭО», предприятие Госкорпорации «Росатом») определено федеральным оператором по обращению с отходами I и II классов опасности на территории Российской Федерации (далее — федеральный оператор).
В соответствии с пунктом 2 статьи 14.1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон N 89-ФЗ) с 1 марта 2022 г. федеральный оператор осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I и II классов опасности самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с отходами I и II классов опасности на основании договоров оказания услуг по обращению с отходами I и II классов опасности и в соответствии с федеральной схемой обращения с отходами I и II классов опасности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14.4 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности (далее — отходообразователи), осуществляют обращение с данными отходами самостоятельно при наличии в собственности или на ином законном основании объектов обезвреживания и (или) размещения отходов I и II классов опасности, в иных случаях отходообразователи передают данные отходы федеральному оператору в соответствии с договорами на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности.
Поэтому позиция приравнивания ртутьсодержащих отходов, образующихся в МКД к ТКО вызывает больше вопросов, чем ответов. Возможность совместного складирования отходов I класса опасности с ТКО отсутствует, поскольку ТКО относится к 4 классу опасности отходов. И любой житель не может самостоятельно передать ртутьсодержащие ТКО федеральному оператору. Только юридические лица и только в соответствии с установленными требования по предварительному договору с ФЭО может передать данные отходы на утилизацию. При этом накопление ртутьсодержащих отходов может накапливаться в специализированном месте до 11 месяцев.
Защита гражданских прав и интересов граждан является важной задачей развития современного правового института и здесь очень важную роль играет развитие нормотворческой законодательной инициативы с учетом практики и внедрения новой системы обращения отходов на федеральном, региональном и местном уровнях. Особенностью развития системы обращения с отходами ее прямая взаимосвязь с целями и показателями федеральных проектов. В определенной степени федеральные проекты помогают реализации «Мусорной реформы». Наличие множества противоречий развивает и усиливает юридическую подготовку специалистов и позволяет совершенствовать существующие подходы в управлении регионами.
Литература:
- Жилищный кодекс РФ. — Текст: электронный // Электронная система Гарант: [сайт]. — URL: https://internet.garant.ru
- Обзор практики Верховного Суда РФ в сфере ЖКХ за январь 2023 года (подготовлено экспертами компании «Гарант», февраль 2023 г.). — Текст: электронный // Электронная система Гарант: [сайт]. — URL: https://internet.garant.ru
- Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». — Текст: электронный // Электронная система Гарант: [сайт]. — URL: https://internet.garant.ru
- Постановление Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. N 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641». — Текст: электронный // Электронная система Гарант: [сайт]. — URL: https://internet.garant.ru