В статье представлен опыт использования активных инновационных форм ранней профориентации младших школьников, которые помогают детям активно включаться в познавательную и творческую деятельность.
Ключевые слова: профессия, профориентация, профессиональное самоопределение.
Каждый ребенок со школьной скамьи должен избрать ту профессию, которая соответствует его природным наклонностям. Поэтому главная задача учителя — помочь определиться ученику с выбором в этом огромном мире профессий.
Работа по профориентации в начальной школе считается подготовительным этапом. Цель этого этапа — формирование у детей младшего школьного возраста любви и добросовестного отношения к труду, понимания роли труда в жизни человека и общества, развитие интереса к миру профессий, в том числе профессиональной сфере деятельности родителей и ближайшего окружения. [9]
Качественная профориентационная работа в начальной школе позволяет решать следующие задачи:
1. Воспитывать уважительное отношение к людям, ко всем профессиям без исключения;
2. Формировать понимание важности труда для человека; знакомить с разнообразием современных видов деятельности;
3. Приучать выполнять свою работу качественно;
4. Развиватьтворческиеспособности ребенка в ходе ознакомления с профессиями.
Для младших школьников очень важно создать максимально разнообразную картину впечатлений о мире профессий.
В начальной школе профориентационная работа ведется непосредственно на уроках и во внеурочное время. Среди множества форм внеклассных мероприятий для нее лучше всего подходят: занятия в разнообразных кружках, классный час, экскурсия, беседа об увлекательных профессиях, встречи с представителями различных профессий, участие детей в конкурсах, в создании исследовательских проектов и т. д. [10]
В нашей школе воспитываю у школьников интерес ко взрослому труду на любом учебном предмете. Кроме того, для профориентации подходит почти каждая тема урока. Рассмотрим подробнее некоторые из них.
На уроках литературного чтения использую пословицы о труде. Происходит знакомство со стихотворением В. Маяковского «Кем быть?» с дальнейшим его обсуждением. Например, в 1 классе по обучению грамоте «Знакомство с буквой Х, х» дети знакомятся с профессиями, которые раскрывают этапы как хлеб к нам на стол пришел. (тракторист, комбайнёр, пекарь). Учитель подводит детей к выводу, что люди разных профессий задействованы в процессе подготовки хлеба, как много труда требуется, чтобы хлеб посеять и убрать, прежде чем он окажется у нас на столе в виде мягкого, душистого каравая.
На уроках русского языка при изучении словарных слов используются загадки о профессиях, дети пишут мини-сочинение на тему «Кем я хочу быть и почему?».
На уроках математики при решении задач встречаются названия профессий. После прочтения задачи ведется словарная работа.
При изучении темы по окружающему миру «Природа нашего края» учащиеся знакомятся с особенностями труда людей своей местности. Например, детям предлагается решить кроссворд, в котором по вертикали зашифровано слово, обозначающее профессию, а по горизонтали — предметы труда данного профессионала. Ребятам дается задание узнать у своих родителей об их профессии.
Во внеурочное время устраиваем профессиональные пробы:
Агроном: Выращивание цветочной рассады для пришкольного участка.
Столяр: Изготовление скворечников, кормушек.
Историк: Исследовательские проекты (выбор тем свободный).
Артист: Проведение праздничных концертов.
Художник-оформитель: Оформление стенда СВО.
Писатель: Написание писем солдатам и т. д.
Осваивать профессии будущего помогает участие детей во всероссийских проектах «Орлята России», в уроке цифры (Тема: Искусственный интеллект). Просмотр Шоу профессий. Учащиеся знакомятся с востребованными профессиями и профессиональными сферами современно, наглядно и интересно.
Участие во всероссийском проекте «Киноуроки в школах России». Фильм «ЭРА». Данный фильм знакомит с неординарной профессией космонавта, который требует самоотдачи, готовности рисковать и быть героем своего времени. На Разговорах о важном «190 лет со дня рождения Д. И. Менделеева. День российской науки» знакомятся с фактами из жизни Д. И. Менделеева, узнают многогранность его профессиональных и жизненных интересов.
К сожалению, сельские дети в большей степени лишены возможности очного знакомства с миром профессий, с достопримечательностями нашего края, поэтому часто посещаем виртуальные экскурсии сайта «Родной край» — виртуальные экскурсии https://kray63.ru/
Посещая музеи, библиотеки, школьники не только приобщаются к миру прекрасного, но и имеют возможность получить информацию о профессии экскурсовода, художника, библиотекаря.
Провожу классные часы «Что я знаю о профессиях», «Профессиональный турнир», викторины на знание техники и специальностей.
Также детей увлекает просмотр мультфильмов о профессиях.
Во время занятий по профориентации для достижения поставленной цели, использую следующие технологии: информационные технологии, QR-код, здоровье сберегающие технологии, су-Джок-терапия.
Все эти технологии стимулируют у учащихся процесс познания нового, формируют у них потребность в осознанном выборе профессии.
В конце каждого занятия присутствует рефлексия — дети могут высказаться о том, что их заинтересовало, удивило, какие выводы они сделали.
Я считаю, что для детей младшего школьного возраста характерны игровые методы и приемы, которые помогают учителю в увлекательной для детей форме, решать образовательные и воспитательные цели и задачи профориентационной работы. Если эта работа ведется с начальных классов на должном уровне с использованием современных образовательных технологий, то к окончанию школы выпускник сможет сделать осознанный выбор своей будущей профессии.
Литература:
1. Варламова Д. А., Судаков Д. В. «Атлас профессий будущего», Интеллектуальная литература, 2019, с. 68.
2. Дробаха О. В. «Профориентация в начальной школе. Классный час «О профессиях нужных и разных»», Справочник классного руководителя, 2007, № 11.
3. Мухина, М. В. «Игровые технологии профессиональной ориентации младших школьников», Сочи, 2011, с. 38.
4. Попова, Е. В. «Первые шаги в профориентационной подготовке младших школьников: методические рекомендации», ГАУ РК «РИЦОКО», 2011, с. 66.
5. Соколова, М. В. «Профориентация в начальной школе», Школьный психолог: Приложение к газете «Первое сентября», 2010, № 20, с. 18–24.