Понятие коррупции в российском и международном уголовном праве | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 16 ноября, печатный экземпляр отправим 20 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №11 (510) март 2024 г.

Дата публикации: 13.03.2024

Статья просмотрена: 169 раз

Библиографическое описание:

Василенко, М. О. Понятие коррупции в российском и международном уголовном праве / М. О. Василенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 11 (510). — С. 74-78. — URL: https://moluch.ru/archive/510/111924/ (дата обращения: 07.11.2024).



Коррупция прошла длительный исторический путь развития и зародилась еще в древнем Египте, древней Греции, Римской империи и др. Древнерусское государство, а затем и Российская империя, не являлось исключением. Проблема коррупции существовала с первых дней становления советской власти и продолжала быть проблемой государственного управления на всех этапах истории СССР, а в последствии стала носить системный характер в РФ с момента образования в 1991 году.

Современное понимание коррупции как негативного общественного явления сложилось в Европе XV-XVI веках, в странах с хорошо развитой денежной системой, разветвленным бюрократическим аппаратом и развитым частным сектором экономики, однако в разнообразных нормативно-правовых актах употребляются различные понятия «коррупция», связанные с проявлениями форм коррупции, например, взяточничество, коррупционное преступление или преступление коррупционной направленности.

Поэтому исследование понятия «коррупция» предоставляет возможность обосновать предложения о внесении изменений и дополнений в нормативно-правовые акты, регулирующие противодействие коррупции, для того, чтобы устранить противоречия в трактовании понятий.

В юриспруденции как науке, изучающей совокупность правовых знаний, существует два подхода к определению понятия «коррупция»:

— в первом варианте раскрывается четкое определение понятия «коррупция», указываются родовые и видовые признаки, т. е. раскрываются существенные признаки явления, без которых понятие не может существовать;

— во втором варианте перечисляются случаи коррупционных правонарушений, раскрывающих понятие «коррупция».

В законодательстве РФ был реализован второй поход к определению понятия «коррупция». В соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» под коррупцией понимают следующие противоправные деяния:

— злоупотребление служебным положением;

— дача взятки и получение взятки;

— злоупотребление полномочиями;

— коммерческий подкуп, либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения;

— а также все указанные деяния, совершенные от имени или в интересах юридического лица.

Необходимо отметить, что все вышеизложенные деяния осуществляются при нарушении законных интересов общества и государства в следующих целях:

— получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц;

— незаконное предоставление вышеперечисленных выгод указанному лицу другими физическими лицами.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 N 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» предоставляется следующая информация:

— коррупция — транснациональное явление, которое затрагивает все страны;

— важное значение имеет международное сотрудничество в области предупреждения коррупции и борьбы с ней;

— УК РФ устанавливает ответственность за совершение коррупционных преступлений;

— наиболее распространенным и опасным коррупционным преступлением является взяточничество;

— взяточничество негативно влияет на следующие элементы государственного устройства:

  • посягает на основы государственной власти;
  • нарушает нормальную управленческую деятельность государственных и муниципальных органов и учреждений, а также подрывает их авторитет;
  • деформирует правосознание граждан, создавая у них представление о возможности удовлетворения личных и коллективных интересов путем подкупа должностных лиц;
  • препятствует конкуренции;
  • затрудняет экономическое развитие.

— правосудие по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях должно осуществляться на основе соблюдения следующих принципов:

  • независимости судебной власти;
  • состязательности и равноправия сторон;
  • соблюдения прав и свобод человека;
  • в строгом соответствии с требованиями уголовного и уголовно-процессуального законодательства.

К коррупционным преступлениям, под которыми понимают предусмотренные в Уголовным Кодексом РФ общественно опасные деяния, непосредственно посягающие на авторитет и законные интересы службы и выражается в противоправном получении государственным, муниципальным или иным публичным служащим либо служащим коммерческой или иной организации (в том числе международной) каких-либо преимуществ (имущества, прав на него, услуг или льгот) либо в предоставлении последним таких преимуществ, относятся следующие противоправные деяния представленные на рисунке 1.

Дифференциация коррупционных преступлений

Рис. 1. Дифференциация коррупционных преступлений

Одним из признаков коррупционного преступления является наличие специального субъекта преступления:

— должностным лицом;

— лицом, занимающим государственную должность РФ;

— лицом, занимающим государственную должность субъекта РФ;

— иностранным должностным лицом;

— должностным лицом публичной международной организации;

— лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации.

Если должностное лицо занимает государственную должность РФ, или государственную должность субъекта РФ, или должность в органах местного самоуправления, то общественная опасность данных преступлений заключается в следующих аспектах:

— подрыве авторитета органов власти и управления;

— потери доверия к органам власти и управления стороны граждан РФ и иных государств;

— уничижении интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

При разрешении вопроса о том, совершено ли коррупционное преступление вышеуказанными лицами\лицом, занимающим государственную должность Российской, а равно лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, суды руководствуются примечаниями и разъяснениями, представленными на рисунке 2.

Используемые нормы

Рис. 2. Используемые нормы

Под данными общественно опасными противоправными деяниями, осуществляемыми умышленно или по неосторожности, подрывающие авторитет органов государственной власти (местного самоуправления) и причиняющие вред либо создающие угрозу причинения вреда охраняемым законом интересам граждан, организаций, общества, государства понимают преступления против государственной власти, интересов государственной службы, службы в органах местного самоуправления, предусмотренные статьями 285–293 гл. 30 Уголовного Кодекса РФ.

Из представленной информации следует, что под коррупцией понимают целостную, относительно массовую совокупность преступлений, посягающих на авторитет государственной службы, службы в органах местного самоуправления и управленческих функций в коммерческой или иной организации, выражающихся в незаконном получении преимуществ лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, либо в предоставлении данным лицам таких преимуществ, а признаками данного негативного социального являются:

— непосредственное нанесение ущерба авторитету публичной службы или непубличной службы;

— незаконный характер получаемых должностным лицом преимуществ, имущества, услуг или льгот;

— использование виновным своего служебного положения вопреки интересам службы;

— лицо, совершившее коррупционное преступление является специальным субъектом преступления, т. е. обладает должностными полномочиями.

В международных нормативно-правых актах присутствуют оба подхода, определяющих понятие коррупция. Примером первого нормативного подхода выступают нормы «Конвенции о гражданско-правовой ответственности за коррупцию», заключенной в городе Страсбурге 04.11.1999, и нормы «Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка», принятому Резолюцией 34/169 на 106-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН от 17.12.1979.

В соответствии с «Конвенцией о гражданско-правовой ответственности за коррупцию» под коррупцией понимают просьбу, предложение, дачу или получение, прямо или косвенно, взятки, или любого другого ненадлежащего преимущества, или обещания такового, которые искажают нормальное выполнение любой обязанности или поведение, требуемое от получателя взятки, ненадлежащего преимущества или обещания такового.

В данном определении констатируется факт того, что коррупция — это неправомерное деяние, запрещенное нормами права под угрозой наказания, цель которого заключается в несоблюдении предписаний и обязанностей за счет получения незаконных привилегий.

Согласно «Кодексу поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка», принятому 17.12.1979 Резолюцией 34/169 на 106-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН, предоставляется следующая информация:

— понятие «коррупции» должно определяться национальным правом;

— «на прямую» не дается определение данного явления;

— понятие «коррупция», используемое в данном нормативном документе раскрывается в Комментариях к ст. 7.

В соответствие с Комментариями, в данном нормативно-правом акте под коррупцией понимают выполнение должностным лицом каких-либо действий или бездействие в сфере его должностных полномочий за вознаграждение в любой форме в интересах дающего такое вознаграждение, как с нарушением должностных инструкций, так и без их нарушения, т. е. в данном случае коррупция определяется как взяточничество и подкуп, заключающихся в получении должностным лицом материальных и иных благ, в результате реализации неправомерного поведения.

В большинстве международных нормативно-правовых актах понятие «коррупция» раскрывается через перечисление случаев коррупционных правонарушений. Примерами таких международных документов являются:

— «Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции», приятой в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН;

— «Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию», заключенной в г. Страсбурге 27.01.1999;

В «Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции» и «Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию» не закреплено понятия «коррупция», но перечисляются коррупционные преступления, представленные в таблице 1.

Таблица 1

Случаи коррупционных правонарушений

«Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции»

«Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию»

Активный подкуп; пассивный подкуп; злоупотребление влиянием в корыстных целях; отмывание доходов от преступлений, связанных с коррупцией; правонарушения в сфере бухгалтерского учета.

Подкуп; хищение, неправомерное присвоение или иное нецелевое использование имущества; злоупотребление влиянием в корыстных целях; злоупотреблением служебным положением; незаконное обогащение; подкуп в частном секторе; хищение имущества в частном секторе; отмывание доходов от преступлений; сокрытие; воспрепятствование в осуществлении правосудия.

Субъектами противоправных общественно опасных деяний, представленных в исследуемых конвенциях, являются наделенные властными управленческими полномочиями, осуществляющие деятельность в качестве:

— национальных публичных должностных лиц;

— членов национальных публичных собраний;

— должностными лиц международных организаций;

— иностранных публичных должностных лиц;

— членов международных парламентских собраний;

— судьями и должностными лицами международных судов;

— должностными лицами частного сектора.

Также необходимо отметить, «Межамериканскую конвенция о борьбе с коррупцией», заключенной в г. Каракасе 29.03.1996, являющейся первой международной конвенцией по борьбе с коррупцией, которая не закрепляет понятие «коррупция», хотя и содержит перечисление случае коррупционных правонарушений, т. е. является примером второго подхода, используемого для определения анализируемого понятия.

В «Межамериканскую конвенция о борьбе с коррупцией» предлагается довольно широкое определение коррупции, которое включает:

— вымогательство и взяточничество;

— незаконное обогащение;

— злоупотребление должностными полномочиями, в целях извлечения выгоды;

— отмывание денег и сокрытие денежных средств либо имущества.

Таким образом, проанализировав международные нормативно-паровые акты и законодательство РФ, регламентирующие противодействие коррупции, можно сформулировать следующий вывод: под коррупцией понимают общественно опасное незаконное деяние, заключающиеся в нарушении норм права, осуществляемое должностными лицами государственного, муниципального или частного сектора управления, нацеленных на получение выгод различного характера для себя или третьих лиц.

Литература:

  1. «Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции» (принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН);
  2. «Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию» (заключена в г. Страсбурге 27.01.1999);
  3. «Конвенция о гражданско-правовой ответственности за коррупцию» (заключена в г. Страсбурге 04.11.1999);
  4. «Межамериканскую конвенция о борьбе с коррупцией» (заключена в г. Каракасе 29.03.1996);
  5. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 25.12.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.12.2023) / СПС «Консультант Плюс» — [Электронный ресурс] URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (Дата обращения 25.02.2024);
  6. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 19.12.2023) «О противодействии коррупции»;
  7. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 N 24 (ред. от 24.12.2019) «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях»;
  8. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 N 19 (ред. от 11.06.2020) «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий»;
  9. Комментарий к Федеральному закону от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;
  10. «Кодексу поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка» (принят 17.12.1979 Резолюцией 34/169 на 106-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН).
Основные термины (генерируются автоматически): коррупция, лицо, должностное лицо, местное самоуправление, Генеральная Ассамблея ООН, государственная власть, государственная служба, коррупционное преступление, служебное положение, уголовная ответственность.


Задать вопрос