Особенности удовлетворенности жизнью в молодом и зрелом возрасте | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №11 (510) март 2024 г.

Дата публикации: 20.03.2024

Статья просмотрена: 219 раз

Библиографическое описание:

Николаев, А. А. Особенности удовлетворенности жизнью в молодом и зрелом возрасте / А. А. Николаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 11 (510). — С. 333-336. — URL: https://moluch.ru/archive/510/111929/ (дата обращения: 23.12.2024).



Удовлетворенность жизнью, психическое благополучие — это одна из самых важных ценностей современного мира, которая является важной целью государственной политики и стремлением каждого человека. Удовлетворенность является важным фактором, определяющим поведение человека и его деятельность. Известно, что такие переживания играют важную роль в формировании общественного сознания и групповых ожиданий, а также отношений между людьми.

Удовлетворенность жизнью — это комплексный показатель, включающий в себя множество компонентов. В условиях нестабильной социально-экономической ситуации в стране изучение проблемы комфортного проживания становится все более важным.

Положительное или отрицательное отношение к жизни зависит от многих факторов, в частности, от того, где проживает человек, каковы его социальные условия, место проживания и другое. В том числе это может быть среда обитания, климатические условия, а также социальные условия, социально-культурные аспекты. Сочетание жизненно-стратегических стратегий создает определенную среду, в которой могут возникать различные ситуации.

Цель исследования — изучение особенностей удовлетворенности жизнью в молодом и зрелом возрасте.

Объект исследования — психологические особенности удовлетворенности жизнью в молодом и зрелом возрасте.

Предмет исследования — удовлетворенность жизнью личности в молодом и зрелом возрасте.

Задача исследования — проанализировать научную психологическую литературу по проблеме психологических особенностей удовлетворенности жизнью в молодом и зрелом возрасте.

Ощущения комфорта и дискомфорта возникают в результате того, что человек на своем жизненном пути нашел или потерял нечто такое, что удовлетворяет его потребности, создает чувство удовлетворения и гармонии с окружающим миром.

Недовольство жизнью влияет на многие поступки и поведение человека, в том числе экономические, социальные.

Научная психология не может дать точного определения термину «удовлетворенность жизнью», поскольку это понятие широкое.

В работах зарубежных ученых удовлетворенность своей жизнью рассматривается через призму здоровья, лечения и других аспектов жизни. Кроме того, изучаются вопросы структуры и структуры субъективного счастья, а также особенностей его переживаемого состояния. Психология в России впервые обратилась к этой проблеме только несколько лет назад [7, с. 469].

Большой психологический словарь определяет удовлетворенность как субъективную оценку того или иного объекта, условий жизнедеятельности и отношений с другими людьми, а также отношение к себе самому. В социологическом словаре удовлетворенность описывается как «сбалансированность требований, предъявляемых работником к труду, условиям труда, субъективной оценке возможностей их реализации».

Одна из проблем, связанных с изучением удовлетворенности, заключается в том, что различные авторы используют разные термины. В научно-популярной литературе часто встречаются такие понятия, как счастье, удовлетворенность, эмоциональная комфортность [3, с. 42].

Понятие удовлетворенность жизнью широко применяется в обществе, как характеристика качества условий жизни и удовлетворения потребностей человека. При этом качество жизни человека можно определить как степень его комфортности в собственном внутреннем мире и в своей социальной среде.

Критерий качества жизни используется для оценки качества жизни населения, а также при разработке социальных и медицинских программ. Качество жизни человека — это субъективное понятие, которое включает в себя множество сфер жизнедеятельности человека, удовлетворенность которыми свидетельствует о положительном или отрицательном отношении к своей жизни и отрицательный взгляд на свою жизнь.

Одной из важных составляющих категории удовлетворенности жизнью является субъективное отношение человека к своему существованию. Для экономистов, как и для представителей других экономических наук, объективным показателем качества жизни является уровень экономической обеспеченности, а также степень удовлетворения потребительских потребностей человека.

Таким образом, удовлетворенность жизнью во многом зависит от того, насколько удовлетворены свои потребности, требования к жизни и ожидания от жизни. Индивидуальная потребность должна быть удовлетворена собственными потребностями и потребностями общества. Она должна поддерживать баланс между своими внутренними потребностями и потребностями общества. Внутреннее равновесие личности, является субъективным благосостоянием [2, с. 119].

Появилось положение о том, что удовлетворенность жизнью определяется отношением человека к жизни, его самооценкой и межличностными отношениями.

Удовлетворенность жизнью рассматривается через призму эмоциональных оценок. Оно зависит от отношения личности к своему социальному пространству, к социальным группам.

Эмоциональное отношение к жизни в первую очередь обусловлено интерпретативными факторами, а именно: отношением человека к значимым людям, их отношением друг к другу, удовлетворением социальных потребностей, удовлетворением потребности в социальной принадлежности. Оценочное отношение к жизни связано с самооценкой, удовлетворением потребностей в компетентности [5, с. 249].

Для представителей гуманитарной науки удовлетворенность своей жизнью определяется удовлетворением потребностей человека.

Потребности — это состояние психики человека, в котором он ощущает неудовлетворенность чем-либо, несовпадение внутреннего состояния и внешних условий.

В основе теории иерархической структуры потребностей Маслоу лежит тезис, согласно которому поведение человека направлено на то, чтобы удовлетворить самую сильную потребность в данный момент времени; в третьих, предсказание того, что самые сильные потребности определяют поведение человека только после того, как они будут удовлетворены. Потребности высших уровней могут быть удовлетворены, если создать атмосферу, улучшающую отношения между людьми [10, с. 251].

С психологической точки зрения, удовлетворенность жизнью рассматривается с точки зрения потребностей, устремлений и успехов, эмоционального самоощущения, самоуважения, самореализации, психологического благополучия и счастья. Наиболее оптимальным вариантом является рассмотрение удовлетворенности своей жизнью в контексте ее социального состояния и субъективного отношения к здоровью.

Кроме этого, удовлетворенность жизнью является многофакторной характеристикой. Наиболее часто этот фактор связан с субъективным благополучием человека. Состояние субъективного благополучия характеризуется когнитивной, аффективной оценкой ситуации как счастливой или несчастливой [9, с. 85].

Психологическое благополучие — это гармоничное сочетание психических функций, чувство целостности и внутреннего покоя.

По сравнению с удовлетворенностью жизнью, благополучие имеет более четкую формулировку, которая, как правило, используется в научных работах, так и в повседневной жизни. Благополучие является важным фактором для развития личности и ее внутреннего мира.

Благосостояние личности включает в себя: социально-экономическое благополучие, удовлетворенность своим статусом и положением в обществе (хорошая физическая форма, хорошее здоровье, стабильный уровень материального благосостояния) и физическое благополучие (стабильность физического и психического состояния), а также материальное благосостояние (стабильность материального положения).

Далее рассмотрены основные теории относительно того, какие факторы влияют на качество жизни человека и его удовлетворенность.

Так, в своей работе М. Аргайл собрал большой объем информации от западных и американских ученых о счастье. Иными словами, факторы счастья — это и источники, и условия, и области удовлетворенности своей жизнью, и характеристики самого субъекта.

М. Аргайл считает, что счастье — это чувство удовлетворенности своей жизнью, общей рефлексивной оценки человеком своего настоящего и будущего, частоты и интенсивности положительных чувств [12, с. 177].

Следующий фактор, влияющий на уровень удовлетворенности жизнью, — это работа. Кроме работы, есть еще и досуг (чтение СМИ, просмотр ТВ, чтение газет, посещение зоопарков, театров, концертных залов и т. д.). Этот фактор также имеет большее значение в работе, чем в работе, что связано с тем, что у человека есть больше возможностей для самовыражения, получения удовольствия от общения и обретения чувства собственной значимости, а также возможности для отдыха и разрядки.

Еще одним фактором является состояние здоровья, а также особая группа факторов, которую он называет личностью. Они включают в себя: самооценку, самооценку, экстраверию, осознанную жизнь [6, с. 21].

Так, важными факторами для счастья являются: близкие социальные связи, хорошее здоровье, отсутствие свободного времени на досуг, положительные эмоциональные качества, позитивные эмоции и другие. Наиболее важными факторами являются материальная обеспеченность и возраст, которые не влияют на удовлетворение жизнью.

М. Селигман разработал формулу, в которой счастье — это индивидуальный диапазон и внешние обстоятельства, которые позволяют нам поддерживать стабильный уровень счастья на протяжении всей жизни, а также способность к волевому контролю, который сохраняется после многих значимых событий. Он влияет на счастье примерно в 50 % случаев. О — это внешняя среда, семья, дети и религия в повседневности. Уменьшает счастье на 5 %. В-фактор, подлежащий контролю, — это сознательные действия, которые могут быть осознанными и требующими усилий. Считается, что счастье определяет примерно 40 % людей [1, с. 142].

Удовлетворенность жизнью зависит не только от количества факторов, но и от их суммирования. Удовлетворенность жизнью зависит от таких факторов, как: наличие социальных контактов, оценка своего социального положения и материального положения; желание развиваться во всех областях жизни; возможность реализовать себя в разных сферах жизни. Личностный рост — это способность двигаться вперед по своим собственным убеждениям, а не только в одной сфере.

Негативные факторы, влияющие на качество жизни, это: бедность и отсутствие средств к существованию; депрессия и фобии личности; низкий уровень самооценки и социальной значимости.

Уровень удовлетворенности жизнью зависит от таких факторов, как возраст, национальность, гражданство и место проживания; уровень интеллекта. Фактическая зарплата или фактическая работа [4, с. 282].

Удовольствие и благополучие человека — это субъективное эмоциональное отношение к происходящему и явлениям. Внешний комфорт, духовный рост и удовлетворенность своей жизнью позволяют человеку ощущать себя счастливее. Это положительно влияет на эмоциональное благополучие личности.

Состояние субъективного благополучия личности зависит от того, как она адаптируется к условиям жизни, что влияет или не влияет на ее благосостояние.

Не всегда субъективное благополучие связано с объективными показателями, такими как личные достижения человека, структура и направленность поведения, поведение и деятельность, которые были сделаны каждым человеком или группой.

Объективная безопасность личности имеет гораздо большее значение, чем субъективное благополучие. Это может быть связано не только с личным благополучием человека, но и с его личным благополучием. Например, если человек имеет высшее образование, хорошую работу и хорошие условия жизни, то он может чувствовать неудовлетворение. Ему кажется, что он счастливчик, но у него есть проблемы со здоровьем.

Объективное благополучие человека определяется системой его представлений о себе, своем состоянии, жизни.

Исследование уровня счастья связано с различными психологическими исследованиями, такими как уровень счастья, самооценка, адаптивные стереотипы и так далее [8, с. 64].

Удовольствие жизнью оценивается по многим критериям. Например, достигнутыми целями и преодоленными препятствиями, изменениями в жизни человека. В той степени, в которой она связана с достижениями и изменениями, она зависит также от регулярных качеств: веры в свои силы, планирования, способности оценивать последствия своих действий.

Удовлетворенность жизнью как социальное психологическое образование характеризуется основными факторами. Когнитивные и эмоциональные качества человека определяются формальными характеристиками его жизни: экономическим статусом, экономикой, политическим устройством, когнитивными качествами, индивидуальными психологическими качествами, которые играют ключевую роль в формировании отношений с окружающими. Эти факторы рассматриваются исследователями в качестве факторов, влияющих на состояние здоровья человека непосредственно через систему социальных психологических качеств личности.

Однако, в литературе мало внимания уделяется социально-психологическим факторам благополучия социальных групп. Большинство исследований посвящено студентам, не отражая специфику этих факторов. Кроме того, они могут значительно отличаться по формальным показателям от респондентов в возрасте старше зрелого возраста, а также от пожилых людей.

С переходом во взрослую жизнь происходит изменение критериев оценки уровня удовлетворенности жизнью, а также степени значимости этих факторов. Каждый этап взросления имеет свою специфику, связанную со специфическими задачами и жизненными отношениями, обусловленными объективным законом индивидуальной жизни человека. На разных этапах взросления на уровень удовлетворенности жизнью будут влиять разные факторы, в том числе и возрастные [11, с. 45].

Удовольствие жизнью и эмоциональный комфорт — это субъективное состояние человека, характеризующее его эмоционально-чувственное состояние, которое проявляется в виде удовлетворенности тем или иным объектом, условиями жизни и деятельностью, отношения с другими людьми, отношение к самому себе как к личности. Состояние удовлетворенности жизнью является одним из важнейших внутренних факторов человека, влияющих на его социально-культурную активность, отношения с окружающими людьми и самоощущение себя личностью.

Удовлетворенность жизнью зависит от таких факторов, как: наличие социальных контактов, оценка своего социального положения и материального положения; желание развиваться во всех областях жизни; возможность реализовать себя в разных сферах жизни. Личностный рост — это способность двигаться вперед по своим собственным убеждениям, а не только в одной сфере.

Негативные факторы, влияющие на качество жизни, это: бедность и отсутствие средств к существованию; депрессия и фобии личности; низкий уровень самооценки и социальной значимости. Уровень удовлетворенности жизнью зависит от таких факторов, как возраст, национальность, гражданство и место проживания; уровень интеллекта. Фактическая зарплата или фактическая работа.

Литература:

  1. Алимбаева Р. Т., Мартаева А. У. Субъективное благополучие и удовлетворенность жизнью // Инновационная наука. 2016. № 11–3. С. 142–143.
  2. Башкатов С. А., Сотникова Ю. М. Субъективное благополучие: психологические и физиологические основы. Уфа, 2017. 226 с.
  3. Габдулина Л. И. Удовлетворённость жизнью и её объективные детерминанты в период взрослости // Северокавказский психологический вестник. 2018. С. 42–48.
  4. Головина Е. В. Удовлетворенность жизнью людей старшего возраста // В сборнике: Психология человека как субъекта познания, общения и деятельности. 2018. С. 282–287.
  5. Кузнецова Т. А., Торопов П. Б. Социальное содействие и удовлетворенность жизнью // В сборнике: Научные преобразования в эпоху глобализации. 2017. С. 249–252.
  6. Лучшева В. В., Кашенкова О. В. Оценки качества жизни и уровня удовлетворенности жизнью // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2018. № 3 (109). С. 21–28.
  7. Митина Г. В., Макушкина О. М., Шаяхметова Э. Ш., Матвеева Л. М. Удовлетворенность жизнью лиц пожилого возраста // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60–1. С. 469–471.
  8. Оплетина И. А., Шульга О. В. Удовлетворенность жизнью и оценка субъективного благополучия // В сборнике: Векторы психологической безопасности современного общества: доверие и субъективное благополучие. 2016. С. 64–66.
  9. Пряжников Н. С. О факторах и моделях удовлетворенности жизнью в пожилом и старческом возрасте // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2017. № 4. С. 85–101.
  10. Рамазанова А. Р., Хасанова А. Н. Удовлетворенность жизнью пенсионеров в российском обществе // В сборнике: Актуальные вопросы экологии человека: социальные аспекты. 2017. С. 251–254.
  11. Толстова Е. М. Психологическое благополучие личности // Аллея науки. — 2018. Т. 5. № 10 (26). С. 45–48.
  12. Хусаинова Р. Д., Кислицына И. Г. Удовлетворенность жизнью в пожилом и старческом возрасте // В книге: Глобализация и национальная безопасность: человек и общество в меняющемся мире. Двадцать вторые Вавиловские чтения. 2019. С. 177–178
Основные термины (генерируются автоматически): удовлетворенность жизнью, жизнь, зрелый возраст, поведение человека, уровень удовлетворенности, качество жизни человека, материальное положение, место проживания, отношение, субъективное благополучие.


Похожие статьи

Методологические составляющие подхода «Я-концепция» для юношеского возраста

Термин «Я-концепция» является достаточно популярным в области психологии, социологии и других наук. Данное выражение представляет совокупность систем, которые играют важную роль в восприятии человеком самого себя при определенных обстоятельствах, а т...

Формирование коммуникативной культуры у курсантов при обучении английскому языку

Для успешной речевой деятельности и формирования коммуникативной культуры у курсантов необходимо научить их использовать конкретные языковые представления-речевые модели, развивать способность к порождению высказывания, тем самым осуществляя способно...

Психологическая модель исследования понимания эмоций детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Эмоции побуждают, сопровождают и направляют деятельность человека, являясь критерием личностной значимости того или иного события. Исследование эмоций в основном направлено на изучение возрастных особенностей различения спектра эмоциональных явлений....

Возраст как продукт социального конструирования

Возрастные характеристики усваиваются людьми в процессе социализации. Представляют собой ориентир в выстраивании межличностных взаимоотношений с представителями социальных групп. Помогают выбрать определенную модель поведения относительно лиц различн...

Личностная зрелость молодежи как важный фактор готовности к созданию семьи

Статья освещает ключевые аспекты личностной зрелости и их влияние на готовность молодёжи к семейной жизни. Обзор теоретических подходов и результатов современных исследований подчёркивает значимость личностной зрелости для формирования гармоничных се...

Этика семейных отношений

Семейные отношения играют важную роль в нашей жизни. Семейные отношения формируют основу нашего эмоционального, социального, психологического состояния. Семья и семейные отношения — это предмет психологии брака и семьи, принципы которых до сих пор об...

Проблемы взаимодействия культуры и духовности личности в процессе образования

Проблема развития личности школьника в процессе образования всегда была актуальна, такой остается и сейчас. На разных уровнях обучения существуют определенные специфические задачи, требующие реализации в учебном процессе. Для педагога очень важно ос...

Использование игры в процессе формирования культуры поведения детей младшего дошкольного возраста

В настоящее время размыты нравственные ориентиры, что выражается в бездуховности, безверии, агрессивности подрастающего поколения. Поэтому актуальность проблемы воспитания культуры поведения дошкольников вызвана тем, что система общественного воспита...

Питание человека как фактор устойчивого развития

Полноценная жизненная активность человека связана прямо пропорциональной зависимостью с таким важнейшим процессом, который имеет место быть в течение всей нашей жизнедеятельности. В качестве упомянутого процесса выступает именно питание. В данной раб...

Роль руководителя в формировании организационной культуры государственных гражданских и муниципальных служащих

В статье авторы рассматривают роль руководителя в формировании организационной культуры органов государственного и муниципального управления. Выбранная тема является актуальной поскольку руководитель — это лицо организации, пример для подражания сотр...

Похожие статьи

Методологические составляющие подхода «Я-концепция» для юношеского возраста

Термин «Я-концепция» является достаточно популярным в области психологии, социологии и других наук. Данное выражение представляет совокупность систем, которые играют важную роль в восприятии человеком самого себя при определенных обстоятельствах, а т...

Формирование коммуникативной культуры у курсантов при обучении английскому языку

Для успешной речевой деятельности и формирования коммуникативной культуры у курсантов необходимо научить их использовать конкретные языковые представления-речевые модели, развивать способность к порождению высказывания, тем самым осуществляя способно...

Психологическая модель исследования понимания эмоций детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Эмоции побуждают, сопровождают и направляют деятельность человека, являясь критерием личностной значимости того или иного события. Исследование эмоций в основном направлено на изучение возрастных особенностей различения спектра эмоциональных явлений....

Возраст как продукт социального конструирования

Возрастные характеристики усваиваются людьми в процессе социализации. Представляют собой ориентир в выстраивании межличностных взаимоотношений с представителями социальных групп. Помогают выбрать определенную модель поведения относительно лиц различн...

Личностная зрелость молодежи как важный фактор готовности к созданию семьи

Статья освещает ключевые аспекты личностной зрелости и их влияние на готовность молодёжи к семейной жизни. Обзор теоретических подходов и результатов современных исследований подчёркивает значимость личностной зрелости для формирования гармоничных се...

Этика семейных отношений

Семейные отношения играют важную роль в нашей жизни. Семейные отношения формируют основу нашего эмоционального, социального, психологического состояния. Семья и семейные отношения — это предмет психологии брака и семьи, принципы которых до сих пор об...

Проблемы взаимодействия культуры и духовности личности в процессе образования

Проблема развития личности школьника в процессе образования всегда была актуальна, такой остается и сейчас. На разных уровнях обучения существуют определенные специфические задачи, требующие реализации в учебном процессе. Для педагога очень важно ос...

Использование игры в процессе формирования культуры поведения детей младшего дошкольного возраста

В настоящее время размыты нравственные ориентиры, что выражается в бездуховности, безверии, агрессивности подрастающего поколения. Поэтому актуальность проблемы воспитания культуры поведения дошкольников вызвана тем, что система общественного воспита...

Питание человека как фактор устойчивого развития

Полноценная жизненная активность человека связана прямо пропорциональной зависимостью с таким важнейшим процессом, который имеет место быть в течение всей нашей жизнедеятельности. В качестве упомянутого процесса выступает именно питание. В данной раб...

Роль руководителя в формировании организационной культуры государственных гражданских и муниципальных служащих

В статье авторы рассматривают роль руководителя в формировании организационной культуры органов государственного и муниципального управления. Выбранная тема является актуальной поскольку руководитель — это лицо организации, пример для подражания сотр...

Задать вопрос