В современном мире коммуникация становится все более ключевой компетенцией. Именно грамотное, логически оформленное изъяснение своих мыслей является одним из показателей умственного развития. Данный возраст является ответственным в первую очередь и в подготовке к школе, где ключевую роль играет речь. Особенности жизнедеятельности современных людей откладывают не самые хорошие отпечатки на состоянии здоровья подрастающего поколения. Как утверждает статистика, на ряду с проявлением акселерации так же заметен рост патологий разного происхождения у детей. Человек без общения не сможет полноценно развиваться в социуме, в обществе, вступать в новые социальные роли, раскрывать свои интеллектуальные и творческие способности. Оптимальный возрастной период для подготовки человека к общению — это дошкольный возраст. В данной статье мы рассмотреть влияние развития общения у детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: общение, развитие речи, коммуникативные навыки, ребенок, дошкольный возраст, социум.
Введение
Работы многих ученых посвящены проблемам общения и алгоритма его формирования у детей. Объединяет их тот момент, что невозможно говорить об общении и развитии навыков коммуникации без признания большой роли при этом развития речи.
Так, в работах Л. С. Выготского мы встречаем четкое определение, что речь очень важна для многих сфер жизнедеятельности человека, в ее функции входит и передача человеческого опыта, и средство общения, и регулятор поведения человека и многое другое. Именно речь является показателем эмоционального интеллекта и общего развития людей [3].
Анализ отечественной и зарубежной литературы по общей и специальной психологии выявил несколько концепций, указывающих на то, что многие психические процессы опосредованы речью. Такие как мышление, внимание, память, восприятие и воображение. Помимо этого выявлено, что речь представляет собой универсальным средством при общении, мышлении и без него не обойтись при организации какой-либо деятельности. Четко прослеживается взаимосвязь с общением, а то в свою очередь, имеет большое влияние на весь процесс развития ребенка. Они подчеркивают значение процесса общения, как одного из главных условий для всестороннего развития ребенка, тем более известно, что общение в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, и при отсутствии такового наступает задержка психического и физического развития. При более старшем возрасте происходит самооценка человека при восприятии себя через общение с другими людьми. Этому посвящены работы М. И. Лисиной, В. С. Мухиной, Д. Б. Эльконина и других [4]. Деятельностная характеристика общения предполагает ее структурированность. Это значит наличие определенных компонентов: предмет общения, единица общения, коммуникативная потребность, мотивация общения, средство общение и результат общения. Авторы утверждают, что в определенных возрастных периодах компоненты общения изменяются и совершенствуются. В старшем дошкольном возрасте, в частности, меняется средство общения — это речь, которая выходит на первое место. Так как ведущим видом деятельности младенца становится общение со взрослым, то мы хотели бы подчеркнуть важную роль взрослого окружения ребенка при формировании коммуникативных навыках. Появления взрослого в жизни ребенка и общение с ним является решающим фактором в развитии речевой деятельности детей и навыков взаимодействия с окружающим миром. Все это формирует коммуникативные потребности у ребенка, которые впоследствии лягут в основу общения.
Общение занимает очень большое место в существовании и формировании жизни человека. В первую очередь это формы поведения, которые складываются в процессе вербального и невербального общения и закладываются с раннего возраста. Вот почему очень важно, чтобы ребенок имел общение в семье, где он усваивает нормы поведения и потом переносит их в общение со сверстниками. Зачастую по поведению ребенка можно определить психологический климат в семье и узнать нравственные нормы взаимодействия окружения. Соответственно и стиль общения педагога очень влияет на общее развитие ребенка и формирует у него поведенческие привычки.
Существует много исследований, в которых доказано, что недостаточное общение ребенка со сверстниками и взрослыми приводит к замедленному развитию речи, что вызывает много комплексов у детей и наносит психологическую травму ребенку. Помимо этого, страдает и полноценное развитие всех психических процессов, что влечет за собой общее отставание в развитии ребенка.
Согласно пирамиде Маслоу, одной из потребностей человека является общение. Именно общение объединяет людей, мы получаем мотивацию к достижению успеха, можем влиять друг на друга. Общение лежит в основе дидактической деятельности, ведь сложно представить процесс обучения без общения учитель — ученик и наоборот. Так как человек по своей природе очень социален, то общение является главным для определения его самооценки, самоопределения [5].
При рассмотрении вопроса общения часто используется и термин коммуникации. А деятельность, которая обеспечивает речевое взаимодействие людей, называют коммуникативной. Это подчеркивается в работах А. В. Петровского, А. В. Запорожца, Г. М. Андреева [6].
Ожегов С.И. в своем словаре объясняет термин коммуникация как общение или сообщение [7]. В русском языке термины коммуникация и общение принято считать синонимами или близкими по значению словами, обозначающими один процесс.
Поэтому не случайно в специальной психологии коммуникации указываются как процесс общения, предполагающий наличие специфических навыков и умений, которые влияют на успешность человека. Для этого разрабатываются разнообразные способы развития и формирования коммуникативных навыков, которые включают в себя умения устанавливать взаимоотношения между людьми, показывать эмпатию к другим людям, располагать к разговору незнакомых людей, быть дружелюбным и выстраивать форму своего поведения.
А. Н. Леонтьев, рассматривая деятельностный подход в развитии человека, выделил общение как один м из видов деятельности и определил значение разного вида деятельности в развитии ребенка. Он подчеркивал, что дети познают мир через виды труда и результаты труда, при этом организовать любой труд возможно только в процессе общения, особенно это важно в образовательном и воспитательном взаимодействии [6].
А. В. Мудрик в своих исследованиях подчеркивал, что одной из особенностей коммуникативной культуры ребенка является качества его коммуникативных умений. Под этим он понимал, что у ребенка должны быть несколько умений, объединенные в одну группу — коммуникативные [7]. В работах Лалаевой Р. И. рассматриваются проблемы общения детей дошкольного возраста. Она отмечает, что коммуникативная деятельность зависит от умения общаться со сверстниками, и что именно в этом возрасте необходимо происходит качественное преобразование навыков коммуникации. По ее мнению, в процессе взаимодействия детей друг с другом формируется потребность в общении. Также она подчеркивает значение общения для ребенка как деятельности, которая позволяет ему познавать окружающий мир, получать информацию.
Литература:
- Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2020–2025 годы. — Астана, МОН РК пр. № 988 от 27.12. 2019
- Выготский Л. С., Мышление и речь, М.: национальное образование, 2019 г. — 368 с.
- Созонова Н. Н. Куцина Е. В. Связная речь и логическое мышление. — Литур, 2019. — 123 с.
- Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. -М., 2006 г.
- Мухина В. С. Возрастная психология. Хрестоматия. — М., Академиа, 2000. — 214 с.
- Тихеева Е. И. Развитие речи детей. -М., Просвещение, 20013–125 с.
- Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. — М., Педагогика, 2014. — 224 с.