В статье автор исследует государственное управление в области труда и социальной защиты граждан, внедрение новых технологических и правовых методов при предоставлении государственной помощи после пандемии COVID-2019.
Ключевые слова: государственное управление, социальная защита, пандемия COVID-2019, проактивное предоставление мер социальной поддержки, социальное казначейство, универсальное пособие, социальный контракт.
Формирование комплексной социальной политики государства невозможно без государственного управления в области труда и социальной защиты граждан.
Улучшение качества и уровня жизни граждан — основная цель социальной политики государства. В свою очередь, рассматриваемая область государственного управления служит фактором, направленным на формирование сознания, который положительно влияет на общество, поскольку создает чувство социальной стабильности и защищенности.
С учетом интенсивно меняющейся социально-экономической ситуации в стране, всеобщей цифровизации и формирования максимальной прозрачности деятельности органов государственной власти проводится постоянная оптимизация процессов предоставления государственных услуг, особенно в сфере социальной защиты граждан.
К такой оптимизации относится применение новых технологий, форм документов, позволяющих устранить необходимость неоднократного предоставления идентичной информации, исключение «бумажного» документооборота, снижение количества взаимодействий граждан с должностными лицами, в том числе за счет организации предоставления услуг на базе многофункциональных центров, реализации принципа «одного окна», в электронной форме через региональные порталы предоставления государственных и муниципальных услуг.
Существенное влияние на развитие в области труда и социальной защиты граждан оказала пандемия 2020 года COVID-19. В целях недопущения распространения коронавирусной инфекции были объявлены нерабочие дни в соответствии Указом Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 г. № 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней». В связи с введённым режимом самоизоляции граждане не имели физической возможности посещения учреждений, организаций и органов государственной власти. [4, с. 151–153]
Данные обстоятельства послужили основанием к принятию новых технологических решений государственного управления в области труда и социальной защиты граждан, а наряду с ними также обеспечение проактивного информирования граждан о праве на получение мер социальной поддержки при возникновении определенных жизненных ситуаций, внедрение комплексной оценки нуждаемости, введение правила нулевого дохода и упрощения способов подачи документов, внедрение электронных сервисов.
Кроме того, в целях исключения социального иждивенчества появилась новая форма предоставления социальной помощи — социальный контракт.
Рассмотрим более подробно данные правовые и технологические решения государственного управления в исследуемой области.
По данным Минтруда России, в настоящее время в нашей стране существует 387 видов мер социальной поддержки, которые с учетом региональных и муниципальных особенностей предоставления превращаются в примерно 30 тыс. вариаций этих мер. Максимально упростить пользовательский путь, то есть процесс получения гражданами положенной им помощи, призван проект «Социальное казначейство». Главная его цель согласно Общенациональному плану действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике, заключается в создании условий для предоставления мер социальной поддержки за счет бюджетных средств при наступлении у граждан определенных жизненных обстоятельств — без истребования у них документов, что должно повысить адресность и эффективность поддержки на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. [2]
Таким образом, при полноценной реализации «Социального казначейства» меры поддержки будут предоставляться гражданам по одному заявлению, поданному ими в электронном виде, или в беззаявительном (проактивном) порядке — вся необходимая информация о получателе поддержки будет получаться из государственных информационных систем.
Необходимо отметить, что подобная практика уже применялась в период пандемии COVID-19. Напомним, в тот период производились единовременные выплаты на детей в возрасте от 3 до 16 лет в размере 5 и 10 тысяч рублей. Данная выплаты впервые была предоставлена Пенсионным фондом Российской Федерации в беззаявительном порядке по сведениям, имеющимся в государственных информационных системах.
На такой формат оказания постепенно переводятся и «постоянные» меры поддержки.
В проактивном режиме сейчас, например, оформляются сертификаты на материнский капитал — Социальный фонд России формирует сертификат для конкретного лица на основе данных о рождении ребенка, которые получает из единого государственного реестра ЗАГС, назначаются пенсии по инвалидности — со дня признания лица инвалидом на основании данных из федерального реестра инвалидов в том числе.
За короткий период 2021–2023 годы произошла технологическая, ведомственная и правовая трансформация в части предоставления государственной поддержки.
Ключевым событием 2023 года стало объединение Фонда социального страхования и Пенсионного фонда России. С 1 января образован Социальный фонд России.
Это отразилось на порядке оформления и размере выплат, уплате страховых взносов, отчетности для работодателей.
С 1 января 2023 внедрено универсальное пособие, которое предоставляется Социальным фондом России.
Универсальное пособие заменило такие виды господдержки как: выплата для беременных женщин с низким доходом, пособие по уходу до 1,5 лет для нетрудоустроенных родителей, выплату на первого и третьего ребенка до 3 лет, выплату на детей от 3 до 7 и от 8 до 17 лет.
При этом изменился и подход к определению того, какие семьи являются нуждающимися в поддержке. Лица, претендующие на указанную выплату, проверяются по новым критериям. Во-первых, проводится комплексная оценка нуждаемости. Помимо доходов семьи — установлено, что среднедушевой доход не должен превышать величину прожиточного минимума на душу населения в соответствующем регионе, также учитывается имущественная обеспеченность. Так, определен четкий перечень имущества, владение которым лишает семью права на получение выплаты. В нем, в частности, — два и более жилых помещений, суммарная площадь которых превышает региональные нормативы площади для семьи, два и более нежилых помещений (хозяйственные постройки на землях для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного хозяйства и садовых землях таковыми не считаются), земельные участки общей площадью более 0,25 га или 1 га для сельских территорий, два и более авто- или мототранспортных средств, два и более маломерных судов, самоходных машин и других видов техники, с момента выпуска которых прошло не больше 5 лет. Для некоторых категорий, в том числе многодетных семьей, семей, члены которых страдают тяжелой формой хронического заболевания, исключающей совместное проживание граждан в одной квартире, семей, имеющих в составе лиц с инвалидностью, установлены послабления в этих количественных показателях имущественной обеспеченности.
Во-вторых, обязательно исследуется использование трудового потенциала, то есть применяется так называемое правило нулевого дохода. «Принцип простой: если человек находится в трудоспособном возрасте и у него нет никаких ограничений к труду в виде заболеваний, например, он должен трудиться». То есть в течение 12 месяцев, предшествующих 1 календарному месяцу перед месяцем подачи заявления о назначении ежемесячной выплаты, семья должна иметь любой официальный доход: в виде зарплаты, пенсий, доходов от предпринимательской деятельности или деятельности в качестве самозанятых, пособий или иных выплат, стипендий, доходов от отчуждения исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, доходов, полученных за пределами России, и т. д. [5]
Государственная система мер по преодолению бедности направлена на предоставление материальной поддержки. Проблема данной помощи в том, что не активизируется потенциал личности, у нуждающегося не повышается уровень мотивации на преодоление бедности. Такая помощь способствует росту социального иждивенчества. В связи с этим появилась идея социального контракта. [3, с. 48–19]
«Социальный контракт — соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, а гражданин — реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации». [1]
Основными критериями реализации социального контракта являются индивидуальный подход, целевая направленность поддержки, ответственность получателя социального контракта, самоактуализация получателя.
Следует отметить, что по итогу получения государственной помощи у человека должен появиться стабильный доход.
Социальный контракт заключается по таким направлениям:
— поиск работы, в течение 3 месяцев после трудоустройства предоставляется выплата в размере прожиточного минимума;
— индивидуальная предпринимательская деятельность, предоставляется единовременная выплата до 350 тысяч рублей;
— развитие личного подсобного хозяйства, предоставляется единовременная выплата до 200 тысяч рублей;
— оказание помощи в трудной жизненной ситуации, предоставляются ежемесячные денежные выплаты в размере прожиточного минимума на срок не более 6 месяцев.
Таким образом данные технологические и правовые решения позволяют упростить подачу документов на получение государственной поддержки, комплексно оценить нуждаемость заявителя с учетом имущественного положения, объединить несколько мер социальной поддержки в одну, а также исключить социальное иждивенчество и повысить мотивацию граждан к выходу из трудной жизненной ситуации.
Литература:
- Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 14.02.2024) «О государственной социальной помощи» // «Собрание законодательства РФ», 19.07.1999, N 29, ст. 3699.
- «Общенациональный план действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике» (одобрен Правительством РФ 23.09.2020, протокол N 36, раздел VII) (N П13–60855 от 02.10.2020) URL: https://pravdaosro.ru/ по состоянию на 28.10.2020.
- Векшина, А. О. Социальный контракт как механизм преодоления бедности малоимущих семей / А. О. Векшина. — Текст: электронный // Уральский Федеральный Университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина: [сайт]. — URL: http://elar.urfu.ru/handle/10995/105827 (дата обращения: 11.03.2024).
- Шаравская, И. С. Государственное управление в области труда и социальной защиты граждан: понятие, принципы, особенности / И. С. Шаравская. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 31. — С. 151–153.
- Шувалова, М. Предоставление мер социальной поддержки по-новому: проактивный формат, комплексная оценка нуждаемости, правило нулевого дохода / М. Шувалова. — Текст: электронный // Гарант.ру: [сайт]. — URL: https://www.garant.ru/news/1523889/ (дата обращения: 11.03.2024).
- Юзефович Ж. Ю. Проблема способов защиты гражданских прав в свете развития цифровых правоотношений // Юрист. 2020. № 12. С. 40–45.