Ключевые слова: иностранный язык, групповые формы работы, внутригрупповая коммуникация, групповое взаимодействие, межгрупповая коммуникация, речевая практика.
Формирование иноязычной коммуникативной компетенции является одной из основных целей обучения иностранному языку. В качестве одного из требований к результатам обучения иностранному языку, ФГОС СПО по специальности «Преподавание в начальных классах» выдвигает умение общаться устно и письменно на повседневные и профессиональные темы.
В колледж поступают студенты с разным уровнем языковой подготовки, с разными способностями к изучению языка, многие с низким уровнем учебной мотивации. Студенты, имеющие низкий уровень знаний и умений, часто сталкиваются с появлением психологического барьера. При обучении таких студентов иноязычному общению необходимо создавать условия для речевой активности.
Одним из путей повышения речевой активности обучающихся на уроках иностранного языка является организация групповых форм работы.
Групповая работа основана на принципе интерактивности, что предполагает активное взаимодействие, индивидуальную ответственность и равное участие в решении задачи. Участники групп, выполняя задания, поставленные перед ними, осваивают эффективные методики совместной деятельности, совершенствуют умения и навыки общения на иностранном языке. Внутригрупповую коммуникацию целесообразно использовать для выполнения сложных, объемных заданий, заданий, предусматривающих групповое взаимодействие, для повышения эффективности индивидуальной речевой деятельности за счет действия системных факторов, для выполнения заданий, направленных на групповое взаимодействие.
Эффективность групповых форм работы будет зависеть от организации пространства для совместного общения, для взаимодействия внутри группы, которое регулируется правилами групповой работы. Обязанности и рекомендации для членов группы известны студентам с момента начала обучения, как правило, дополнительные инструкции не требуются. Состав групп меняется в зависимости от педагогических целей. Деление на группы возможно по результатам диагностики индивидуального стиля деятельности, в зависимости от специфики личностного роста и развития, от уровня владения языковыми навыками. Кроме того, сменный состав групп, позволяющий организовать коммуникацию студентов с разным уровнем владения языком, обеспечивается случайным делением на группы. [9]
Работа в группах предполагает организацию в 2 этапа. На первом этапе осуществляется внутригрупповая коммуникация, на втором — межгрупповая Внутригрупповая коммуникация происходит при решении проблемных вопросов, анализе определенных ситуаций, взаимообучении, выполнении упражнений и т. д. Педагог должен продумать задание для каждой группы, общее задание для групп, включающее обучающихся в усвоение материала по заданиям других групп и способствующее активному межгрупповому обсуждению поставленной задачи. Задания для групп выдаются в письменной форме с объяснением. Они имеют четкие формулировки, включают описание предполагаемого результата совместной групповой деятельности, определяют способ выполнения группового задания, источники для выполнения и форму, в которой результат совместной деятельности группы будет представлен.
Наиболее распространенной и результативной формой групповой работы является обучение в сотрудничестве. Так, например, педагог делит группу студентов на подгруппы, дает на подгруппу индивидуальные задания по количеству студентов, а также дидактический раздаточный материал, учебные пособия. Студенты внутри подгруппы делят индивидуальные задания и выполняют их. Затем они объединяются в новые подгруппы с теми, кто выполнял аналогичное задание, и обсуждают различные варианты выполнения задания. После обсуждения возвращаются в свои подгруппы и выступают консультантами по своему вопросу. Еще один вариант работы: вся подгруппа работает над одной и той же темой, но при этом каждый из студентов получает индивидуальное задание для более детального изучения. При обсуждении в подгруппе, обучающиеся обмениваются информацией, дополняют ее деталями, создавая целостную картину изученной темы. [4]
Групповое обучение применяют для формирования лексических и грамматических навыков, актуализации знаний, при работе с текстом, при изучении или повторении нового материала, при активизации пройденного.
Для актуализации знаний может быть использован прием LINK (List, Inquire,Note and Know). Определяется ключевое понятие, связанное с темой предстоящего занятия. В группах обучающиеся пишут на листах ассоциации, связанные с данным понятием, затем каждая группа озвучивает свои ассоциации. На следующем этапе, каждая группа дает определение 2–3 ассоциациям, называет их характерные признаки, иллюстрирует примерами. После озвучивания работы команд, на основе ассоциаций можно записать свои вариант определения понятия. А в конце урока/темы выяснить насколько верными были представления о данном понятии, что узнали нового? [9]
Прием Round Robin можно применять при формировании как лексических, так и грамматических навыков. Обучающиеся в группах проговаривают по кругу ответ на вопрос преподавателя, активно слушают, отмечают ошибки, затем отвечают на вопрос снова, исправляя ошибку.
Для анализа степени усвоения грамматического материала подходит прием Pairs Check. Преподаватель объясняет правило и дает установку использовать данное правило при выполнении заданий. Члены группы разбиваются на пары «первый-третий», «второй — четвертый», и вначале первый и третий выполняют упражнение, а второй и четвертый соответственно контролируют правильность его выполнения, затем следующее упражнение выполняется по обратной схеме (второй и четвертый выполняют задание, первый и третий производят контроль). И подобным образом вся группа должна выполнить предполагаемый объем работы. Названные варианты работы в группах могут быть скомбинированы различным образом в процессе обучения и могут применяться на различных этапах обучения.
Прием Three-Step Interview проходит в форме интервью и предназначается для отработки определенных вопросов. Учащиеся распределяются на пары (к примеру, первый-третий и второй-четвертый), и пары интервьюируют друг друга. Затем меняются роли и распределяются другие пары.
Прием Quiz — Quiz — Trade предполагает работу с ранее подготовленными карточками (с одной стороны вопрос, с другой ответ или подсказка). Первый обучающийся задает вопрос и дает 5 секунд на размышление, затем, действуя по схеме: ПОДСКАЖИ — НАУЧИ — ПЕРЕСПРОСИ — ПОХВАЛИ, проверяет ответ второго обучающегося. Затем происходит обмен карточками. Аналогичным образом прорабатывается до 10 карточек. [10]
На разных этапах для развития навыков общения могут быть использованы такие приемы, как Numbered Heads Together и мозговой штурм. Прием Numbered Heads Together предполагает присвоение каждому из членов группы определенного номера. Группа обучающихся делится на подгруппы, каждый выбирает себе номер, затем педагог обозначает речевые ситуация подстановочного характера и задает конкретные вопросы для образованных подгрупп. Каждая подгруппа коллективно подготавливает ответ, после чего преподаватель называет номер подгруппы и номер отвечающего, и ответ дается обучающимся с этим номером. Мозговой штурм можно использовать как для коллективной, так и для групповой работы. Педагог обозначает проблемную ситуацию, для всех подгрупп студентов. Далее взаимодействие в подгруппах происходит в следующем порядке:
— обучающиеся выделяют проблему, которую нужно решить;
— генерируют различные идеи и варианты решений, и абсолютно все варианты фиксируют на доске;
— отбирают идеи, поддерживаемые большим количеством студентов;
— разрабатывают совместную модель решения проблемной ситуации.
После завершения, каждая подгруппа предлагает свой вариант решения проблемной ситуации. [7, 10]
По окончании работы в группах, студенты проводят саморефлексию, самооценку работы в группе, взаимооценку работы каждого члена группы в соответствии с критериями, делают вывод об эффективности осуществления коммуникации.
Систематическое использование групповых форм работы на уроках иностранного языка позволяет увеличить время речевой практики для каждого студента, повышает мотивацию к изучению языка.
Работа в группах вызывает интерес, позволяет снять психологический барьер, активизирует деятельность обучающихся, создает условия для развития инициативности и самостоятельности студентов.
Литература:
- Арефьева Г. И. Групповая форма работы на уроках английского языка / Г. И. Арефьева // Иностранные языки в школе. — 2008. — № 3. — С.32–41
- Гикал Л. В. Групповая форма работы как эффективная форма организации урока [Электронный документ] / Л. В. Гикал // Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/530702/. — Дата обращения: 12.12.2023 г.
- Гросс С. А. Применение групповых форм работы в рамках реализации сингапурской методики обучения // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. LII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(52). URL: https://sibac.info/archive/guman/4(52).pdf (дата обращения: 15.10.2023)
- Дусавицкий, А. К., Кондратюк Е. М., Толмачева, И. Н.; Шилкунова З. И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя//Под ред.А. К. Дусавицкого. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008. — 277 с.
- Дьяченко В. И. Сотрудничество в обучении. / В. И. Дьяченко, М.: Просвещение, 2011. — 280 с.
- Куклина С. С. Коллективная учебная деятельность в группе на этапе совершенствования навыков иноязычного обучения / С. С. Куклина // Иностранные языки в школе. — 2000. — № 1. — С.59–61.
- Менлашев М. Т. Использование мозгового штурма при обучении иностранному языку / М. Т. Менлашев // Вестник университета. — 2011. — Т.11. — № 1–31. — С.235–239.
- Мокрополова И. Ю. Использование обучающих структур сингапурской методики для повышения качества обучения школьников [Текст] / И. Ю. Мокрополова // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 186–188.
- Пассов Е. И. Урок иностранного языка в средней школе / Е. И. Пассов, М.: Просвещение, 2008. — 223 с.
- Тупицына Н. М. Технология организации групповой работы [Электронный документ] / Н. М. Тупицына // Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/579384/. — Дата обращения: 12.02.2024
- Фастова Е. И., Иванова О. Л. Инновационные педагогические технологии. — Волгоград: Издательство «Учитель», 2020. – 79 с.