Целью научной статьи является анализ современных учебно-диагностических методов, технологий обучения и диагностики в дошкольных заведениях (детсадах). В работе автор статьи исследует и приводит примеры применения инновационных технологий для развития личности ребенка в ДОУ (здесь и далее). Через изучение современных методов и технологий обучения и диагностики мы стремимся расширить понимание их роли в дошкольном образовательном процессе, которые становятся все более востребованными на сегодняшний день. Дошкольное образование играет ключевую роль к индивидуализированному подходу в формировании личности ребенка, так и в его учебе и выборе будущей профессии.
Ключевые слова : дошкольное образование, методы обучения, технологии обучения, образовательное учреждение, современные подходы, диагностика, образовательный процесс.
The purpose of the scientific article is to analyze modern educational and diagnostic methods, teaching and diagnostic technologies in preschool institutions (kindergartens). In the work, the author of the article explores and gives examples of the use of innovative technologies for the development of a child’s personality in a preschool educational institution (hereinafter). Through the study of modern methods and technologies of training and diagnostics, we strive to expand understanding of their role in the preschool educational process, which are becoming increasingly in demand today. Preschool education plays a key role in an individualized approach in the formation of a child’s personality, as well as in his studies and choice of a future profession.
Keywords: preschool education, teaching methods, teaching technologies, educational institution, modern approaches, diagnostics, educational process.
Введение
Сегодня система образования трансформируется, в ходе трансформации меняется и роль педагога, применение новейших образовательных методик и диагностики в дошкольных заведениях (детсадах), представляет собой одну из первоочередных задач на современном этапе, а ребёнок, как самодостаточная единица выступает в роли обучаемого [1].
В данный момент развитие инновационной деятельности в системе дошкольного образования состоит из современных результативных условий применения современных приемов обучения и применения новейших разработок для развития личности ребенка и его способностей.
Среди специалистов и научного сообщества существуют противники цифровизации обучения, считающие, что она может ограничивать творческий подход к воспитанию и обучению. Использование строгих алгоритмов и технологий, по мнению противников цифровизации, может ограничить разнообразие методов обучения и воспитания дошкольников.
Стоит отметить, что инновационные образовательные технологии необходимы для повышения эффективности педагогического процесса, которые позволяют преподавателям своевременно прогнозировать результаты обучения и адаптировать учебный процесс в соответствии с запросами детей. Повсеместная цифровизация способствуют улучшению доступности образования, расширяя возможности для дистанционного обучения и самостоятельного изучения учебного материала, а использование эффективных технологий в образовании не отрицает значимости педагогического мастерства. Современные инновационные технологии являются инструментом, который помогает преподавателям выполнять свою профессиональную задачу с учетом индивидуальных потребностей детей.
Данный термин «технология» в учебно-научную сферу был внедрен в последние годы. Следовательно, он интерпретируется учеными и исследовательскими группами неоднозначно. К разъяснению терминологии «технология» и «педагогическая технология» обращаются авторитетные научные деятели.
Теоретико-методологической базой исследования в области дошкольного образования послужили научные теории и подходы в области:
— теории развития (Ж. Пиаже);
— социокультурного подхода (Л. С. Выготский);
— теории эмоционального интеллекта (Д. Гоулман);
— экологической модели развития (У. Бронфенбреннер);
— метод проектов (И. С. Каменский).
В своих научных работах Ж. Пиаже выделял стадии когнитивного развития у детей, выделяя важность взаимодействия с окружающей средой и накопление ими знаний. Л. С. Выготский подчеркивал значимость социального взаимодействия, развития в процессе образования детей. В свою очередь Д. Гоулман подчеркивает значимость развития эмоционального интеллекта и компетенций в процессе адаптации и обучения детей. У. Бронфенбреннер акцентирует внимание влияния микросистем, мезосистем и макросистем на формирование личности ребенка [4].
В. А. Сластенин под педагогическим процессом предполагает «упорядоченную совокупность действий, операций и процедур» [2], а А. М. Воронин и В. Д. Симоненко рассматривают педагогический процесс как «систематический метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения». В. С. Безрукова указывает на «последовательное и непрерывное движение взаимосвязанных между собой компонентов, этапов и состояний педагогического процесса» [1], [5].
В области дошкольной педагогики работают коллегия ученых и специалистов, которые проводят исследования, развивают новые технологии к обучению детей в ДОУ.
Это лишь небольшой список российских ученых, которые вносят значительный вклад в развитие дошкольного образования и педагогики в России, исследования и методики помогают улучшить качество обучения детей в дошкольном возрасте.
Авторитетные исследователи, которые внесли значительный вклад в области развития дошкольного образования в России: Вербицкая Л., Левина И., Дементьева Г., Машонина В. и за рубежом Д. Лоуренс, Э. Глейзман, Л. Розенблатт, Л. Гамбрелл, Д. Вайтбред. Их работы играют важную роль в развитии общей педагогики и образования детей в ДОУ.
Эксперты в области педагогики объединяют данное понятие «педагогическая технология» и связывают их с базовыми принципами [2]: организация учебно-воспитательной работы, анализ и обработка учебно-воспитательных результатов.
Таким образом, педагогическая технология — это комплекс психо-педагогических принципов [9], определяющих специальный набор и структурирование, воспитательных методов и средств (планы, графики, проекты), способов и приёмов обучения — это методические средства учебного процесса [1], [7].
Методика исследования включает методы сбора данных (наблюдение), анализ данных (анкетирование), кейс-стади.
Взаимодействие всех участников открытого образовательной среды ДОУ осуществляется через современные образовательные технологии: здоровье сберегающие технологии, проектные методики, компьютерно-информационные технологии, технологии индивидуального подхода, игровые технологии и др. [6].
Одним из эффективных направлений работы с детьми в дошкольном учреждении являются игры и занимают особое место.
Игровой подход ключевой способ деятельности детей и использование игровых методик дает возможность детям развиваться и учиться в удовольствие. Таким образом, игра стимулирует развитие творческого мышления, моторики и социализации. Формируется как единое целое, затрагивающие определенные аспекты учебного процесса, единое по смыслу (сюжету, персонажу). В данный процесс водятся постепенно: игровые упражнения (на основе анализа), особенности объектов (распознавание и отбор), игры-сортировки, группы игр, совершенствующих способность к анализу и др. [1]. Игровые технологии взаимосвязаны с педагогической деятельностью дошкольных заведений (детсадах) и их основными задачами.
Метод проектов является одним из распространенных методов к обучению детей в ДОУ. Данный метод является одним из эффективных методов и позволяет детям активно принимать участие в образовательном процессе, решать задачи, изучать природу и познавать окружающий мир. С помощью проектирования, педагоги выстраивают данную среду для самостоятельного выбора темы изучения и формулировки вопросов.
Дифференцированное обучение в дошкольном учреждении является одним из главных методов. Современные методы и подходы обучения на сегодняшний день позволяют создавать персонально-специализированные образовательные программы раннего развития, способствующие результативному обучению (качественному усвоению новых знаний).
Сегодня усовершенствованные компьютерные возможности предоставляют новые перспективы для оценки развития дошкольников. Одной из передовых методик является взаимодействие с компьютерными приложениями для речевого и психомоторного развития дошкольников [6]. Также ключевым инструментом стало использование в процессе диагностики планшетов и интерактивных досок, которые помогают создавать игры, задания и тесты в интерактивном формате, способствующие более точной оценке уровня развития дошкольника в образовательном процессе.
Инновационные методы и технологии в сфере дошкольного образования активно применяются для улучшения эффективности обучения и развития дошкольников, которые включают: интерактивные доски, такие как SMART Board дают возможность детям обучаться играя, делая процесс обучения увлекательным и интересным [3]. Мультимедийные приложения для планшетов и смартфонов, открывающие возможность детям погружаться в задания с помощью аудио и видео визуальных ресурсов. Цифровые образовательные игры, такие как ABCmouse например, направлены на развитие навыков чтения через игровой подход [8].
Данные интерактивные методы и технологии помогают сделать образовательный процесс понятным и результативным для детей.
Заключение
Таким образом, дошкольное образование играет ключевую роль в развитии основных навыков и знаний у детей дошкольного возраста и использование различных методов обучения, таких как, игровой подход улучшает усвоение материала, развивает навыки, а применение информационных и интерактивных технологий в ДОУ делает процесс обучения интересным и увлекательным, учитывая индивидуальные особенности детей.
Литература:
- Абдуназарова Н. Ф. Использование современных педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях [Электронный ресурс]. — URL: ispolzovanie-sovremennyh-pedagogicheskih-tehnologiy-v-doshkolnyh-obrazovatelnyh-uchrezhdeniyah.pdf (дата обращения: 04.03.2024).
- Байбородова Л. В. Теория и методика профессионального образования [Электронный ресурс]. — URL: file:///C:/Users/asus/Downloads/problemy-teorii-i-praktiki-ispolzovaniya-pedagogicheskih-tehnologiy-v-obrazovanii.pdf (дата обращения: 04.03.2024).
- Интерактивные и презентационные решения [Электронный ресурс]. — URL: https://www.schooldesk.ru/catalog/ (дата обращения: 04.03.2024).
- Нестерова С. В. Современные педагогические технологии в работе с детьми дошкольного возраста [Электронный ресурс]. — URL: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota (дата обращения: 04.03.2024).
- Сластенин, В. А. Доминанта деятельности [Текст] / В. А. Сластенин // Народное образование. — 1997. — № 9. — С. 41–42.
- Чернова Н. Н. Современные педагогические технологии в обучении и воспитании детей в ДОУ [Электронный ресурс]. — URL: https://infourok.ru/sovremennie-pedagogicheskie-tehnologii-v-obuchenii-i-vospitanii-detey-v-dou-3943273.html (дата обращения: 04.03.2024).
- Чернявская, А. П. Технологии педагогической деятельности. Часть 1. Образовательные технологии [Текст]: учебное пособие / А. П.Чернявская, Л. В. Байбородова, И. Г. Харисова / Под общ. ред. А. П. Чернявской, Л. В. Байбородовой. — Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2012. — 311 с.
- ABCmouse [Электронный ресурс]. — URL: https://www.abcmouse.com/abc/?8a08850bc2=T787614067.1709544321.7737 (дата обращения: 04.03.2024).
- Fschool2 Понятие «Педагогическая технология» [Электронный ресурс]. — URL: https://fschool2.jimdo.com (дата обращения: 04.03.2024).