В современном медиасекторе благотворительным организациям приходится конкурировать за внимание аудитории наравне с коммерческими компаниями.
Одним из самых доступных и эффективных средств визуальной коммуникации является инфографика. В статье автор подробно раскрывает значение, виды и цели инфографики, изучает современные примеры и доказывает, что инфографика играет значительную роль в сфере благотворительности.
Ключевые слова: инфографика, визуальная коммуникация, реклама благотворительных организаций.
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» — это популярное выражение, подразумевает, что увиденное воспринимается лучше, чем услышанное. И действительно, зрение — это самое быстрое и наиболее сильно развитое из всех 5 чувств человека. Как считают специалисты в области психологии восприятия — 83 % информации мы получаем именно посредством зрения.
Одна из форм общения людей, позволяющая передавать опыт и знания в самой доступной форме — это изображение. Передача смысла каких-либо сложных явлений и понятий в виде картинок использовались человеком с давних времен, еще до того, как он начал говорить: это и наскальная живопись, и древнеегипетские иероглифы. По своей сути такая простая визуализация данных, тем не менее, помогла сохранить важную информацию для будущих поколений.
По мере развития человека, формирования общества, открытия и обозначения новых земель появлялась необходимость в визуализации информации. Значительным этапом в её развитии можно назвать появление географических карт. Первым же, кто попробовал представить сложную информацию в доступном виде и сопроводить свои изображения текстом был Леонардо да Винчи. В описании к своим изобретениям он нередко делал наглядные зарисовки. Таким образом, ученый пояснял принцип работы и назначение изображенных предметов.
В современном мире самое главное, что обеспечивает комфортное существование человека — это информация. Именно благодаря ей мы развиваемся и совершенствуемся. Однако, постоянное увеличение потоков информации и ограниченность времени создает сложность её понимания и усвоения. Все большую актуальность приобретает упрощение и переосмысление сложного в простое. Такое явление, как «инфографика» — визуализация данных или идей, целью которой является донесение сложной информации до аудитории быстрым и понятным образом, приобретает важное значение в самых различных сферах деятельности. Вся информация, которая окружает нас сегодня, в той или иной степени упрощена и представлена в виде пиктограмм, графиков, поясняющих иллюстраций, диаграмм, блок-схем, таблиц и карт. Каждый день мы сталкиваемся с информационным дизайном — будь то схема метро, инструкция по сборке мебели, городская карта достопримечательностей, дорожные знаки, интерфейсы мобильных приложений и мультимедиа экранов. Все это — визуальное представление информации.
Основные виды инфографики:
1. Статистическая инфографика
Представление каких-либо статистических данных в виде оригинально оформленной графической композиции с текстом.
2. Информационная инфографика
Идеально подходит в том случае, если необходимо чётко представить какой-то массивный структурированный материал, дать обзор актуальной темы или предоставить инструктаж.
3. Лента времени
Временная шкала или прямой отрезок, на который в хронологической последовательности наносятся события. Линии или ленты времени используются при работе с биографиями и историческими данными.
4. Инфографика процесса
В то время как лента времени будет выделять моменты времени, инфографика процесса идеально подходит для описания этапов какого-то процесса или операции. Инфографическое отражение процесса позволит упростить и акцентировать внимание на каждом шаге. Большинство инфографики процесса следуют прямолинейному потоку сверху вниз или слева направо.
5. Географическая инфографика
Визуализация данных, основанных на местоположении, демографических данных или экономической статистики.
6. Сравнительная инфографика
Эффективная инфографика для того, чтобы сравнить несколько вариантов событий, явлений или личностей.
7. Иерархическая инфографика
Иерархическая инфографика может организовать информационный поток от наибольшего к наименьшему. Или наоборот.
С функциональной точки зрения любая инфографика должна давать ответы на традиционные вопросы: что? кто? где? когда? как? зачем? почему? Таким образом, можно отметить следующие особенности инфографики:
– наличие графических объектов;
– объективная информационная нагрузка;
– красочная подача данных;
– внятное и осмысленное представление темы.
Исходя из основных целей инфографики, таких как: совершенствование процесса восприятия информации, объяснение сложных данных простыми и понятными образами, передача массивной информации в компактном сообщении, можно утверждать, что инфографика — это эффективный инструмент, который вне зависимости от сферы деятельности позволяет донести ключевое сообщение до аудитории, сформировать интерес и побудить к действию.
Анализируя визуальные коммуникации некоммерческих и благотворительных организаций, можно отметить также возрастающую тенденцию на использование инфографики. Необходимость в сокращении дистанции и времени контакта с аудиторией здесь, как нигде, имеет ключевое значение. Ведь то важное сообщение, которое благотворительная организация хочет донести до своей аудитории зачастую является крайне важным не только для её существования, но и для общества в целом.
В большом потоке рекламной информации и скорости появления нового контента, благотворительные организации вынуждены активно бороться за внимание аудитории наряду с коммерческими компаниями. Подача сообщения должна быть интересной, понятной и побуждающей к действию. Будь то сбор средств на помощь нуждающимся, или информирование аудитории о важных явлениях социальной жизни, заботе о здоровье и экстренной помощи в трудной ситуации. Инфографика и визуализация данных как раз помогает привлечь внимание к сообщению, раскрыть объемный материал в виде понятной структуры, создать необходимые акценты, которые ускорят восприятие и будут способствовать лучшему запоминанию.
В коммуникации благотворительных организаций хорошая инфографика помимо донесения информации также помогает в дополнительном продвижении и формировании положительного имиджа. За счет визуальной привлекательности и полезности, инфографика обладает высоким виральным потенциалом. Аудитория может «завирусить» сообщение, посоветовать другим или даже сохранить себе как памятку.
Здесь в качестве примера, можно привести плакаты Фонда борьбы с инсультом «Орби» — простая, но эффективная инфографика показывает, как распознать первые признаки инсульта и вызвать скорую помощь.
Рис. 1. Уличный плакат с инфографикой о симптомах инсульта от Фонда борьбы с инсультом «Орби»
Также плакат «Первая помощь при приступе эпилепсии» от Департамента здравоохранения Москвы поэтапно показывает последовательность действий и перечень того, чего делать нельзя при приступе эпилепсии.
Рис. 2. Плакат «Первая помощь при приступе эпилепсии»
Пример из другой сферы — социальная организация «Мурманск. И себе, и людям» через инфографику информирует в социальных сетях жителей города о разных социальных явлениях, активностях или просто интересных фактах городской среды — от ухода за питомцем до статистики экосистемы Мурманска. Это хорошо работает — жители города позитивно реагируют на такие сообщения — комментируют, делятся с друзьями, скачивают и распечатывают. Все это способствует продвижению сообщества и формированию положительного образа.
Рис. 3. Инфографика социальной организации «Мурманск. И себе, и людям»
В заключение стоит отметить, что сегодня благотворительные и социальные некоммерческие организации переживают явление так называемого «визуального поворота», когда визуальный контент преобладает в коммуникации компании, делает её более доступной к пониманию, расширяет аудиторию и увеличивает эмоциональную составляющую сообщения. Инфографика, как один из способов обратить на себя внимание и донести сообщение до аудитории, обладает высоким потенциалом в коммуникации организации. Относительная доступность, функциональность и визуальная привлекательность инфографики позволяет некоммерческим проектам при минимальных затратах обращаться к своей аудитории и выстраивать эффективную коммуникацию.
Литература:
- Что такое инфографика? [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://infographer.ru/infographica/ (Дата обращения 12.11.2023).
- Инфографика как часть контент-маркетинга — от создания до применения [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://romi.center/ru/learning/article/how-to-use-infographics-in-content-marketing/ (дата обращения: 07.11.2023)
- Прохоров А. В., Пядышева Т. Г. Современные тенденции рекламной деятельности // Альманах теоретических и прикладных исследований рекламы. 2012. № 1 (3). С. 32–40.
- Крапивина Т. В. Инфографика как средство визуализации информации в рекламе // Альманах теоретических и прикладных исследований рекламы. 2016. № 1.С.82–86.
- Визуальная коммуникация: как общаться с аудиторией через образы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://practicum.yandex.ru/blog/chto-takoe-vizualnaya-kommunikaciya/#chto-takoe (дата обращения: 04.11.2023)