Это статья о новых, набирающих обороты с развитием научно-технического прогресса, общественных отношениях, возникших в области дорожного движения и связанных с появлением новых транспортных средств и необходимостью их уточнения в законодательных рамках. Автор озвучивает возможные причины, влияющие на увеличение количества совершаемых дорожно-транспортных происшествий, а также останавливается на последствиях, имеющих глобальный масштаб, как для отдельного индивида, так и для страны в целом.
Ключевые слова: дорога, транспорт, происшествие, изменения, правила, самокат, закон.
This is an article about new, gaining momentum with the development of scientific and technological progress, public relations that have arisen in the field of traffic and related to the emergence of new vehicles and the need to clarify them within the legislative framework. The author voices the possible causes that affect the increase in the number of road accidents committed, and also dwells on the consequences that have a global scale, both for an individual and for the country as a whole.
Keywords: road, transport, incident, changes, rules, scooter, law.
Любые процессы, события, происходящие в обществе, затрагивают всех субъектов в качестве участников определённого вида правоотношений. И вопросы безопасности дорожного движения не являются исключением.
Только системно исследуя вопрос правового регулирования дорожных отношений и учитывая междисциплинарный характер правового регулирования, можно говорить о целостном и последовательном подходе.
Данные статистики, к сожалению, неутешительны. Ежегодно констатируется гибель порядка 1,3 млн. человек по всему миру в дорожно-транспортных происшествиях, порядка 20–50 млн людей в результате ДТП получают травмы.
Деятельность в области дорожного движения регулируется совокупностью правовых норм, действие которых распространяется на всей территории России.
Факт нарушения административно-правовых норм свидетельствует об отклонении отдельных субъектов от нормативной модели и правил, регулирующих дорожное движение.
Статистика последних лет свидетельствует о возрастающем количестве правонарушений, связанных с дорожным движением. Причины разные.
Согласно аналитическому отчету специалистов Научного центра безопасности дорожного движения МВД РФ, по итогам 2022 года в России было зафиксировано 204,1 млн. нарушений ПДД. Это на 11,5 % больше, чем в 2021 году [1].
Среди видимых причин такого состояния дел, как нам кажется, первоначально стоит выделить не совсем корректно составленные уполномоченными органами и должностными лицами планы и схемы организации дорожного движения, что приводит к многочисленным и системным дорожно-транспортным происшествиям на определённых участках дорог. В свою очередь, отсутствие контроля со стороны уполномоченных лиц ведет к повторению происшествий на этом же отрезке дорожной сети.
Второй причиной можно считать недостаточную правовую культуру участников дорожного движения, непонимание последствий нарушений административно-правовых норм.
Среди глобальных последствий, к которым ведут дорожно-транспортные происшествия, можно отметить:
1) снижение численности рождаемости и часть демографического спада можно отнести в перечень негативных последствий от ДТП, в которых ежегодно погибают женщины детородного возраста, а также молодые девушки (статистика в период с 2018 по 2021 год зафиксировала гибель 13 738 женщин);
2) снижение количества трудоспособного возраста для страны (за 2022 год на рассматриваемый возраст (от 30–54 лет) пришлось 75,2 % от общего числа погибших в ДТП);
3) травматизм пешеходов (25 % всех погибших в ДТП являлись пешеходами) [2].
Одной из важнейших функций государства, является обеспечение правопорядка. Учитывая, что большое количество административных правонарушений приходится именно на нарушение правил дорожного движения, для государства важным элементом сохранения правопорядка является обеспечение безопасности дорожного движения. Стремительное развитие общества требует регулярных законодательно утвержденных изменений и дополнений, ввиду появления новых правовых ситуаций, требующих нормативно-правового закрепления.
В Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 «О правилах дорожного движения» практически ежегодно вносятся изменения, что говорит о динамичности процессов правового регулирования в области обеспечения безопасности дорожного движения.
В частности, последние изменения, которые вступили в силу с 1 марта 2023 года, касались маркировки знаков и разметки в зоне парковки, появления новых знаков зарядки для электромобилей и так далее...
С развитием общественных отношений возникает необходимость правового регулирования объектов транспортной инфраструктуры, до недавнего времени не имеющих отношения к дорогам и дорожной безопасности. Некоторых видов транспорта, таких как самокаты или электромобили, не было на дорогах до недавнего времени, соответственно, вопрос правового регулирования не стоял так остро до этого момента.
В связи с этим в 2023 году в России вступил в силу национальный стандарт, устанавливающий добровольные требования к электрическим средствам индивидуальной мобильности (ЭМИС) — электросамокатам, моноколесам, гироскутерам, закрепляемые в ГОСТе Р 70514–2022. Данный документ раскрывает само понятие ЭМИС и определяет допустимые требования по скорости для эксплуатации данного вида транспорта на дорогах.
Оценивая характер изменений в области правил, регулирующих безопасность дорожного движения, следует обратить внимание, что административные правонарушения при эксплуатации новых транспортных средств неминуемо войдут в нашу жизнь.
Обращаясь к Кодексу об административных правонарушениях, к статье 2.1 КОАП РФ, следует обратиться к перечню признаков, по которым можно характеризовать административное правонарушение: противоправность — как первый характерный признак свидетельствует о переходе черты законного и правомерного поведения; виновность: в качестве второго признака предполагает наличие вины за конкретное правонарушение; ну и, третий признак, наказуемость — за каждое противоправное деяние должно быть соразмерное наказание, закрепленное законом.
Однако некоторые авторы отстаивают свою точку зрения, предполагающую, что значительная часть административных правонарушений (закрепленных в КоАП РФ) не несет в себе общественную опасность. Вместе с тем следует заметить, что общественная опасность является принципиальным признаком при отнесении того или иного деяния к правонарушению или преступлению, не так ли? В таком случае, если общественной опасности нет, о каком восстановлении социальной справедливости идет речь?
А потому смеем не согласиться с подобным взглядом, учитывая, что любое незначительное правонарушение, по своей сути, может привести к запуску деструктивного механизма и к последствиям масштабного характера.
Таким образом, технологический прорыв, применение цифровых технологий и других достижений науки и техники, неминуемо доходят до всех общественных институтов. Важно гипотетически предусмотреть возможные последствия в случае совершения правонарушений с участием новых объектов и субъектов дорожного движения и заранее продумать возможные способы обеспечения безопасности дорожного движения с их участием.
Литература:
- URL: https://iz.ru/1515332/2023–05–21/nazvano-samoe-chastoe-u-rossiian-narushenie-pdd (Дата обращения: 01.02.2024)
- Государственный доклад о состоянии безопасности дорожного движения в Российской Федерации. Москва, 2023 // URL: https://гибдд.рф/upload/site1000/folder/original/downloads/gd2023.pdf.pdf (Дата обращения: 01.02.2024)