Теоретический анализ переживания кризиса предпенсионного возраста сотрудниками правоохранительных органов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №11 (510) март 2024 г.

Дата публикации: 14.03.2024

Статья просмотрена: 44 раза

Библиографическое описание:

Кудобаева, А. К. Теоретический анализ переживания кризиса предпенсионного возраста сотрудниками правоохранительных органов / А. К. Кудобаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 11 (510). — С. 329-333. — URL: https://moluch.ru/archive/510/111967/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье автор исследует переживание кризиса предпенсионного возраста сотрудниками правоохранительных органов.

Ключевые слова: переживание, кризис, предпенсионный возраст, сотрудники правоохранительных органов, правоохранительная система, правоохранительные органы.

В статье раскрывается теоретический анализ переживания кризиса предпенсионного возраста сотрудниками правоохранительных органов, особенности протекания данного кризиса, профессиональных детерминант правоохранительной системы, влияющих на переживание кризиса предпенсионного возраста сотрудниками.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что, при достаточно широком научном исследовании и рассмотрении целым рядом ученых феномена кризиса утраты профессии, закономерности его преодоления практически не обсуждаются. В этой связи, особое значение приобретают вопросы изучения переживания кризиса предпенсионного возраста более молодым поколением, в частности предлагается рассмотреть сотрудников правоохранительных органов, обладающих правом выхода на пенсию, в среднем, уже после 40 лет. Однако, данная проблематика на современном этапе недостаточно исследована.

Вместе с тем, необходимость ее изучения наш взгляд действительно существует, поскольку в силу специфики профессии, связанной с прохождением службы в соответствующих органах, процесс переживания предпенсионного кризиса сотрудниками правоохранительных органов, в силу существующих профессиональных деструкций, отличается от переживания аналогичного кризиса работниками иных сфер деятельности, в меньшей степени подверженных в своей профессиональной деятельности различным стрессам, директивным установкам и ограничениям [15].

Проблема исследования заключается в том, что действующие нормы законодательства в Казахстане и Российской Федерации предъявляют достаточно строгие требования, связанные, как с моральным и психологическим обликом сотрудников правоохранительных органов, так и с ограничениями (запретами), связанными с пребыванием на позициях в правоохранительной службе [4].

В то же время важен и другой факт: профессиональная деятельность служащих правоохранительных органов наделяет их полномочиями, а также предоставляет ряд социальных гарантий, дающих им ощущение стабильности, защищенности как социального слоя граждан и уверенности в завтрашнем дне. Эти чувства стабильности и уверенности дают постоянство места работы, стабильность заработной платы, получение полезных профессиональных и социальных связей, гарантированная помощь от государства при выходе на пенсию (в виде пенсионного содержания) и других мерах социальной поддержки (обслуживание в специализированных медицинских организациях, ежегодные поздравления, в том числе в виде материальной и другой помощи к профессиональным праздникам).

Однако, каждый сотрудник правоохранительных органов, особенно, после 40 лет, начинает задумываться о перспективах дальнейшей жизни вне стен привычной для него организации. В данный возрастной период становятся очевидными и «обостряются» профессиональные деструкции. Многие сотрудники фактически начинают переживать предпенсионный кризис, связанный, как с осознанием предстоящей потери привычной работы и заработка, лишения «бонусов» в виде властных полномочий, так и с боязнью самореализации после выхода на пенсию, поскольку, кроме службы закону, они, по их мнению, ничего другого не умеют — то есть начинают переживать трудности в выборе дальнейших смысложизненных ориентаций.

Объектом исследования является феномен кризиса предпенсионного возраста личности.

Предметом исследования мы выделили особенности переживания кризиса предпенсионного возраста сотрудниками правоохранительных органов.

Гипотеза: предполагается, что:

– сотрудники правоохранительных органов имеют специфические особенности переживания кризиса предпенсионного возраста по сравнению с людьми иных профессиональных сфер;

– направленное психологическое сопровождение сотрудников правоохранительных органов, проживающих кризис предпенсионного возраста, с применением коучинговых технологий, обеспечивает благоприятное проживание данного кризиса.

Научная и практическая значимость исследуемой проблемы связана с необходимостью определения детерминант правоохранительной системы, влияющих на процесс переживания кризиса предпенсионного возраста сотрудниками, выработки мер, направленных на успешное прохождение данного кризиса, которые позволят обеспечить самореализацию сотрудников после завершения службы в правоохранительных органах.

Возрастные кризисы свойственны для любого человека. В научной среде понятие «возрастной кризис» обычно характеризуют как особый, а также относительно недолгий по времени период человеческой жизни, когда человек сталкивается с происходящими в структуре его личности психическими изменениями [1]. С точки зрения Г. С. Абрамовой, возрастной кризис — это особенный характер протекания психической деятельности личности, который характерен определенным типом поведенческих реакций и связан с возрастом, также он проявляется у большинства людей в какой-то промежуток времени и с разной интенсивностью [1].

Важнейшей особенностью любого кризиса является то, что нет точных дат его наступления: в каждом конкретном случае он проявляется индивидуально.

В настоящее время в психологии существует два основных класса (вида) возрастных кризисов [5]:

  1. Возрастные кризисы, которые появляются после или в ходе трудностей жизни, характерные только для конкретных возрастов (например, кризис семи лет связан с готовностью человека к обучению в школе, или же кризис старости (позднего возраста) — связан с выходом на пенсию);
  2. Возрастные кризисы, которые связаны с некоторыми общими стрессогенными закономерностями развития, проявляющиеся на каждом возрастном этапе.

Предпенсионный период — это время жизни человека, когда он достиг максимального пика карьеры и уже готовится к отходу от основной профессиональной деятельности к более упрощенному времяпрепровождению, не связанному с работой и профессиональной самореализацией [5]. Этот период начинается в общепринятой практике около 55–60 лет жизни, в зависимости от территории проживания, профессиональной специализации. Это тот самый период, когда человек на психологическом уровне понимает необходимость более размеренного труда, желает принять достигнутые в жизни результаты, часто готов подвести часть полученных достижений в жизни. Предпенсионный период — это также тот период, когда на физиологическом уровне человек уже ощущает значимые изменения в энергичности, в желании развиваться профессионально, ему становится сложнее учиться, воспринимать новые формы работы [6]. Но в этот период человек еще осуществляет свою трудовую деятельность и готовится к плавному выходу на пенсию.

Особый интерес в рамках настоящего исследования вызывает вопрос выхода на пенсию сотрудников правоохранительных органов, которые после 20 лет службы, в возрасте 40–45 лет уже обладают таким правом.

С одной стороны, период от 35 до 50 лет для взрослого человека является периодом роста и развития; человек еще вполне имеет хорошие возможности переориентироваться по профессии, обучиться новой профессии и достичь дополнительно других результатов. Но, с другой стороны, парадокс заключается в том, что не каждый сотрудник правоохранительного органа психологически к этому готов. Поэтому многие из них переживают кризис предпенсионного и пенсионного возраста намного раньше, чем представители других профессий. В силу специфики их трудовой деятельности после выхода на пенсию им становится сложнее быстро переориентироваться к требованиям гражданской сферы деятельности. Прежние дисциплина, жесткие требования, четкость и иногда неопределенность в разрешении рабочих задач может ставить их в психологический тупик, который создает предпосылку к переживанию негативных эмоций.

Исследуя особенности переживания кризиса предпенсионного возраста сотрудниками правоохранительных органов следует выделить профессиональные детерминантах правоохранительной системы, влияющие на переживание данного кризиса.

Под правоохранительной системой принято понимать целостную совокупность государственно-правовых средств, методов и гарантий, обеспечивающих защищенность человека от противоправных действий. Это более содержательное понятие, нежели правоохранительные органы и правоохранительная деятельность по отдельности.

В общем понимании правоохранительные органы или органы правопорядка представляют собой обособленную группу государственных органов, осуществляющую деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина, охране общественного порядка, правопорядка и законности в обществе и государстве.

Поэтому неудивительно, что работа внутри четко очерчивающей деятельность сотрудника службы создает предпосылку для профессионального выгорания или деформации работников данной сферы.

Правоохранительная система является специфической сферой труда, которая требует от своих работников специальной, профессиональной подготовки, предъявляет жесткие требования по дисциплине, самоотдаче профессии, уровню стрессоустойчивости.

В то же время, трудовая деятельность в этой сфере обладает специфическим укладом, необходимостью выполнения непосредственных приказов начальства и командиров, сложностью, повышенными нагрузками (иногда даже опасными для здоровья человека), высокой динамичностью, повышенным уровнем риска. Немаловажное значение при этом приобретают и морально-этические качества сотрудника в правоохранительных органах [9].

Из-за вверенного функционала за годы службы в правоохранительных органах у человека складываются определенные особенности в поведенческих реакциях: спокойность реакций на форс-мажорные обстоятельства, эмоциональная выключенность, сильные аналитические способности и развитое логическое мышление, приверженность к дисциплине и порядку, строгость в общении, местами может встречаться отстраненность. Профессиональная деятельность сотрудников правоохранительных органов предполагает эксплуатацию вооружения, средств защиты, умения применять различную военную технику, выполнять различные боевые задачи, управлять людьми в разных ситуациях, реактивно и без излишних эмоций реагировать на непредвиденные ситуации [4].

Перечисленные выше виды деятельности сотрудника правоохранительных органов взаимосвязаны и обусловлены самой работой.

Это формирует и внутри самих сотрудников основную ценностную ориентацию — защиту прав и свобод людей в государстве.

В процессе реализации профессиональной деятельности у сотрудников правоохранительных органов происходит формирование личностных качеств, основанных прежде всего на чувстве долга и патриотизма. Личностные качества ориентируются на ряд специальных знаний и навыков в профессии. В их число по мнению Г. А. Федоровых в число знаний и умений в профессии входят следующие аспекты [8]:

1) организационно-управленческую деятельность, представляющую целенаправленное и активное взаимодействие субъекта управления и трудового коллектива (личности служащего в правоохранительной системе) с целью выполнения поставленных задач;

2) военно-техническую деятельность, предполагающую умение военного специалиста грамотно эксплуатировать вооружение и военную технику, технику для осуществления своей работы, поддерживать ее в исправном состоянии;

3) коммуникативную деятельность, подразумевающую умение специалиста правоохранительных органов строить взаимоотношения с людьми;

4) военно-педагогическую, психолого-просветительскую деятельность, включающие проведение различных форм взаимодействия с подчиненными, проведение военно-политической работы, самосовершенствование, взаимодействие с гражданскими лицами по различным проблемным вопросам.

В связи с вышесказанным следует отметить важное резюме: трудовая деятельность сотрудников правоохранительных органов включает в себя большой круг достаточно разноплановых служебных обязанностей, имеющих общую цель — подготовку правовой, при необходимости вооруженной, защите граждан, общества и государства в целом. Все это накладывает высокий уровень ответственности на сотрудника, вырабатывая в нем это чувство особенно остро на весь период несения им служебных обязанностей. Более того, за длительный срок службы в органах у человека данное чувство закрепляется настолько сильно, что после прекращения трудовой деятельности в правоохранительных органах и при переходе в другую сферу деятельности, чувство ответственности сохраняется и транслируется также, как и на прежней позиции.

Как уже обозначалось ранее, нередко у специалистов из правоохранительных органов период ухода со службы происходит в зрелом, а не в пожилом возрасте. В этом периоде они еще имеют достаточный потенциал для осуществления трудовой деятельности, но им требуется дополнительное время для адаптации в случае, если они покидают службу и уходят в другую сферу.

Это как раз тот фактор, который воздействует на характер протекания у сотрудника правоохранительных органов процесса новой социализации и вхождения в новые сферы труда. В связи с вышеуказанным предпенсионный период (период перед увольнением с работы) у сотрудников правоохранительных органов отличается тем, что в их сознании происходит анализ того, чем они смогут заниматься после службы, может осуществляться активный поиск себя.

Переживая процессы застревания на определенных аспектах собственной профессиональной самореализации, а также из-за привычки действовать по определенному регламенту, в предпенсионный возраст сотрудники правоохранительных органов начинают проводить серьезный и даже болезненный анализ того, как складывается трудовая деятельность и личностное развитие других своих знакомых, не связанных с их формой работы. В случае, когда карьера в правоохранительных органах у специалиста складывается не очень удачно, может появиться чувство сожаления об упущенном времени, возможностях, так как часть ровесников, не работающих в правоохранительных органах, может иметь совершенно другие (более успешные) результаты самореализации.

Также немаловажное значение в предпенсионном периоде для сотрудников правоохранительных органов имеет чувство повышенной ответственности за свое будущее и будущее своего ближайшего окружения после ухода с места работы. Из-за того, что в предпенсионном возрасте у сотрудника может проявиться чувство тревожности. Тревожность эта вполне обусловлена, так как в период службы у него имеется стабильность заработка, уверенность в завтрашнем дне до периода ухода на пенсию, различные преференции со стороны государства и значимая социальная поддержка. Сотрудник понимает, что ждет его на рабочем месте, может примерно планировать свои шаги и действия. Но период предпенсионного возраста уже не так стабилен, так как человек понимает, что карьерный рост в сфере останавливается, условная стабильность тоже может завершиться, если не продолжить службу. К выходу на рынок труда специалист с военным и социально-значимым профилем знаний психологически часто не готов, так как у него отсутствует четкое понимание, какие знания, умения и навыки от него потребует новая сфера деятельности.

Важно также отметить, что длительная служба в правоохранительных органах отображается на личностных характеристиках человека, создает профессиональную деформацию. В этой связи необходимо схематично обозначить особенности правоохранительной системы, влияющих на переживание кризиса у сотрудника (Рис. 1.).

Детерминанты личностных характеристик сотрудника правоохранительной системы в предпенсионном возрасте

Рис. 1. Детерминанты личностных характеристик сотрудника правоохранительной системы в предпенсионном возрасте

По мнению Е. Г. Капустиной, существует несколько закономерностей закрепления социально-психологической ответственности сотрудников правоохранительных органов, что влияет на прохождение ими предпенсионного кризиса. Первая закономерность состоит в том, что формирование специфичной личностной организации обусловлено требованиями государства и общества к подготовке высокопрофессиональных военных специалистов, готовых к реализации ответственного поведения в динамичных условиях военной профессии, в ситуациях, связанных с риском и неопределенностью. Это предполагает не только овладение профессиональными приемами и методами для достижения прогнозируемого результата в процессе военной службы, но и осознание военным специалистом сильных и слабых сторон своей личности как субъекта социально-профессиональной ответственности, выработку умений принимать оптимальные решения и действовать с учетом разумного риска, эффективно взаимодействовать с различными категориями военнослужащих и гражданского персонала, готовность отвечать за результаты деятельности своей и своих подчиненных [10].

Вторая закономерность связана с ценностным отношением к профессиональным и социальным результатам воинского, социально-значимого труда, служения гражданам своей страны, самому себе как профессиональному защитнику Отечества, чья деятельность связана с вооруженной защитой государства, эксплуатацией сложного и опасного вооружения и военной техники, высоким напряжением физических и психических сил [10].

Третья закономерность выражается в последовательном формировании социально-психологической ответственности: от освоения опыта ответственного поведения в социальном и профессиональном контексте к проявлению социально-профессиональной ответственности по образцу других субъектов военно-профессиональной деятельности, затем к обогащению собственного опыта проявления социально-профессиональной ответственности в ситуациях риска и неопределенности. Этот процесс связан с иерархическим переходом от наличествующего уже уровня социально-профессиональной ответственности к потенциально возможному, как постепенное продвижение проявлений ответственности с внешнего уровня на внутренний: обретение смысла и понимания значимости социально-психологической ответственности; уяснение и осознанное усвоение ее содержания; создание своих ценностных смыслов, которые определяют личное отношение к военной профессии [10].

Таким образом, в результате анализа основных особенностей профессиональных детерминант сотрудников правоохранительных органов следует сделать главный вывод: в предпенсионном возрасте многие сотрудники правоохранительных органов сталкиваются с проблемой дальнейшего выбора стратегии собственного развития. Для тех сотрудников, которые долгие годы служили в профессии, переход в новые сферы обозначает переживание сильного стресса, застревания на проблеме собственных нереализованных потенциалов, которые человек мог бы реализовать более эффективно и успешно в другой сфере деятельности. Самым главным моментом в этот период службы является желание понять, как быть дальше после окончания службы, как найти себя в гражданской сфере деятельности. Поиск на данные вопросы зачастую занимает значительное время в период предпенсионной жизни сотрудника исследуемой сферы.

Выводы по теоретическому исследованию

В итоге теоретического анализа предпенсионного и пенсионного возраста сотрудников правоохранительных органов следует сделать важные выводы:

  1. Возрастной кризис представляет собой специфический характер протекания психической деятельности личности, который отличается определенным типом поведенческих реакций и связан с определенным периодом жизни. Исследование особенностей предпенсионного кризиса указывает, что данное время жизни человека характеризуется тем, что он достиг максимального пика карьеры и уже готовится к отходу от основной профессиональной деятельности к более упрощенному времяпрепровождению, не связанному с работой и профессиональной самореализацией. В то время как пенсионный возраст — период жизни человека, который официально на уровне государства воспринимается временем, когда человек уже находится на заслуженном отпуске от общественно-полезного труда. Данный возраст связан с переживанием человеком пенсионного кризиса, или кризиса пожилого возраста, которому характерны психологические переживания в связи с наступлением переломного момента, резкого поворота в жизни, ведущих к улучшению или ухудшению жизни. Данный кризис включает в себя время адаптации пожилого человека к новым обстоятельствам, к своему возрасту и изменившимся жизненным условиям, в силу покидания человеком своей основной профессиональной деятельности, выполняемой большое количество лет.
  2. Изучение специфики профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов дает понять, что они как специалисты уходят со службы на пенсию раньше общепринятого срока. Поэтому и кризис пенсионного возраста им характерен в более ранний период жизни: примерно от 40 до 50 лет. Но этот кризис не совпадает именно с кризисом пожилого возраста. Это тот самый период, когда прежде служивший на военной службе человек должен принять для себя решение переориентироваться на новые требования общества к нему, адаптироваться к требованиям незнакомым для него сфер труда.
  3. Особенности профессиональных детерминант в предпенсионном возрасте у сотрудников правоохранительных органов указывают на то, что они сталкиваются с проблемой дальнейшего выбора стратегии собственного развития. Осуществление ответственной деятельности по защите и безопасности государства и граждан накладывает свои профессиональные деформации на данную категорию работников. Для тех сотрудников, которые долгие годы служили в правоохранительной профессии, переход в новые сферы труда означает переживание сильного стресса, застревания на проблеме собственных нереализованных потенциалов и упущенных возможностей, которые человек мог бы реализовать более эффективно и успешно в другой сфере деятельности. Все это наиболее остро проявляется в предпенсионном возрасте, когда происходит реальный анализ достигнутых в работе результатов. Самым главным моментом в этот период службы является желание понять, как быть дальше после окончания службы, как найти себя в гражданской сфере деятельности. Поиск на данные вопросы зачастую занимает значительное время в период предпенсионной жизни сотрудника правоохранительных органов.

Литература:

1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология: Учеб. Пособие для ВУЗов / Г. С. Абрамова. — 6-е изд. — М.: Академический Проект; М.: Альма Матер, 2016. — 701 с.

2. Березина, Т. Н. Пенсионный стресс — как психофизиологический феномен / Т. Н. Березина // Психология и Психотехника. — 2019. — № 4. — С.15–27.

3. Березина, Т. Н. Влияние пенсионного стресса на биопсихологический возраст в России и в Республике Казахстан: кросс-культурное исследование / Т. Н. Березина, С. А. Стельмах, Е. В. Дергачева // Психолог. — 2019. — № 5. — С.11–26.

4. Изменение психического состояния у представителей профессий особого риска на предпенсионном этапе жизненного пути. — Психология обучения. — № 1. — 2019.

5. Сельченок, К.В. Психология возрастных кризисов.–М.: «Харвест», 2016. — 220 с.

6. Скрыль, В. Н. К исследованию психологических проявлений предпенсионного кризиса развития / В. Н. Скрыль // Вестник Санкт-Петербургского университета. — 2007. — Сер.6. — Вып.2 — Ч.1.

7. Фахрутдинова, Л. Р. Психология переживания человека. / Л. Р. Фахрутдинова. — Казань: Изд-во Казанского государственного университета, 2008. — 676 с.

8. Федоровых, Г. А. Психологические особенности личности сотрудников МВД, уволившихся со службы по выслуге лет / Г. А. Федоровых, К. Р. Аниканова. — Психология и педагогика: Методика и проблемы. — 2014. — С. 36–40.

9. Жданович, А. В. Деформация профессионального правосознания сотрудников органов внутренних дел / А. В. Жданович. — URL: Ссылка: https//elarbrary.ru/. Проверено 20.02.2024.

10. Капустина, Е. Г. Ценностные ориентации и профессионализм сотрудников органов внутренних дел региона / Е. Г. Капустина. — URL: Ссылка: https://sciup.org/cennostnye-orientacii-i-professionalizm-sotrudnikov-organov-vnutrennih-del-147222326?ysclid=lsudq53ll9458116121. Проверено 20.02.2024.

Основные термины (генерируются автоматически): предпенсионный возраст, орган, правоохранительная система, сотрудник, кризис, трудовая деятельность, сфера деятельности, предпенсионный кризис, предпенсионный период, социально-профессиональная ответственность.


Похожие статьи

Психологическая работа как составная часть морально-психологического обеспечения деятельности государственной службы

В статье рассматривается роль и значение работы по психологическому просвещению в рамках повышения устойчивости к стрессорам в профессиональной деятельности государственных служащих (военнослужащих).

Психологическое сопровождение профессиональной деформации личности сотрудника уголовно-исправительного учреждения

В статье проводится теоретический анализ проблемы психологического сопровождения профессиональной деформации сотрудников уголовно-исправительных учреждений.

Влияние взаимодействия со специалистами социально-психологической сферы на развитие и состояние несовершеннолетних осужденных в процессе отбывания наказания

В статье исследуется проблема подготовки специалистов социально-психологической сферы к взаимодействию с несовершеннолетними осужденными. Экспериментальным путем доказывается влияние взаимодействия специалиста социально-психологической сферы на форми...

Проблемные аспекты психологического и морально-нравственного противостояния работника прокуратуры и правонарушителя

В статье анализируется зарождение и развитие морально-нравственных качеств противоборствующих групп. Поднимается проблема значимости восприятия принятых в обществе представлений о хорошем и плохом поведении. На основе анализа источников автор приходи...

Особенности профессионального развития личности сотрудника уголовно-исправительного учреждения

Статья посвящена теоретическому анализу особенностей профессионального развития личности сотрудника уголовно-исправительного учреждения. Особое внимание уделено роли психологической службы в профилактике профессиональной деформации личности сотрудник...

Влияние особенностей переживания родителями нормативных семейных кризисов на психоэмоциональное состояние ребенка

Статья посвящена анализу переживания родителями нормативных семейных кризисов. Рассматривается психологическое функционирование семьи, причины возникновения и особенности протекания нормативных кризисов супружеских отношений. А также как влияют переж...

К проблеме ресоциализации несовершеннолетних осужденных

В статье предпринята попытка анализа проблемы ресоциализации несовершеннолетних осужденных. Описаны задачи воспитательной колонии в отношении несовершеннолетних воспитанников, методы и приемы по организации ресоциализационной деятельности. Представле...

Сравнительный анализ исторического опыта предупреждения конфликтного поведения у младших школьников

В данной статье были рассмотрены психолого-педагогические условия формирования конфликтологической компетенции на базе образовательного учреждения. Описаны методы и формы, которые формируют у обучающихся младших классов опыт конструктивного разрешени...

К вопросу о проблемах адаптационного характера учащихся среднего звена школы и их личностном развитии

Влияние стресса на профессиональное здоровье военнослужащих: актуальные вопросы теории

В статье анализируются понятие стресса и его влияния на человека, рассматриваются понятие и структура профессионального здоровья в общетеоретическом понимании. Отмечаются виды прохождения военной службы, особенности влияния стресса на военнослужащих ...

Похожие статьи

Психологическая работа как составная часть морально-психологического обеспечения деятельности государственной службы

В статье рассматривается роль и значение работы по психологическому просвещению в рамках повышения устойчивости к стрессорам в профессиональной деятельности государственных служащих (военнослужащих).

Психологическое сопровождение профессиональной деформации личности сотрудника уголовно-исправительного учреждения

В статье проводится теоретический анализ проблемы психологического сопровождения профессиональной деформации сотрудников уголовно-исправительных учреждений.

Влияние взаимодействия со специалистами социально-психологической сферы на развитие и состояние несовершеннолетних осужденных в процессе отбывания наказания

В статье исследуется проблема подготовки специалистов социально-психологической сферы к взаимодействию с несовершеннолетними осужденными. Экспериментальным путем доказывается влияние взаимодействия специалиста социально-психологической сферы на форми...

Проблемные аспекты психологического и морально-нравственного противостояния работника прокуратуры и правонарушителя

В статье анализируется зарождение и развитие морально-нравственных качеств противоборствующих групп. Поднимается проблема значимости восприятия принятых в обществе представлений о хорошем и плохом поведении. На основе анализа источников автор приходи...

Особенности профессионального развития личности сотрудника уголовно-исправительного учреждения

Статья посвящена теоретическому анализу особенностей профессионального развития личности сотрудника уголовно-исправительного учреждения. Особое внимание уделено роли психологической службы в профилактике профессиональной деформации личности сотрудник...

Влияние особенностей переживания родителями нормативных семейных кризисов на психоэмоциональное состояние ребенка

Статья посвящена анализу переживания родителями нормативных семейных кризисов. Рассматривается психологическое функционирование семьи, причины возникновения и особенности протекания нормативных кризисов супружеских отношений. А также как влияют переж...

К проблеме ресоциализации несовершеннолетних осужденных

В статье предпринята попытка анализа проблемы ресоциализации несовершеннолетних осужденных. Описаны задачи воспитательной колонии в отношении несовершеннолетних воспитанников, методы и приемы по организации ресоциализационной деятельности. Представле...

Сравнительный анализ исторического опыта предупреждения конфликтного поведения у младших школьников

В данной статье были рассмотрены психолого-педагогические условия формирования конфликтологической компетенции на базе образовательного учреждения. Описаны методы и формы, которые формируют у обучающихся младших классов опыт конструктивного разрешени...

К вопросу о проблемах адаптационного характера учащихся среднего звена школы и их личностном развитии

Влияние стресса на профессиональное здоровье военнослужащих: актуальные вопросы теории

В статье анализируются понятие стресса и его влияния на человека, рассматриваются понятие и структура профессионального здоровья в общетеоретическом понимании. Отмечаются виды прохождения военной службы, особенности влияния стресса на военнослужащих ...

Задать вопрос