В статье показано значение основных психологических и педагогических принципов в физическом воспитании военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации. Статья может быть полезна преподавателям физической культуры для организации и проведения учебно-тренировочных занятий по физической подготовке.
Ключевые слова: физические качества, физическая подготовленность, военнослужащий, психологические, педагогические принципы, морально-волевые качества, служебно-боевая деятельность.
В процессе физического воспитания военнослужащих происходит осмысление всей системы физической подготовки, которая направлена на формирование и совершенствование двигательных способностей, военно-прикладных навыков, морально-волевых и психологических качеств [1]. Актуальность физической подготовки обусловлена возросшими требованиями современной боевой деятельности. Последние события в зоне боевых действий специальной военной операции показывают, что физически подготовленные военнослужащие эффективнее используют свои навыки и умения в профессиональной деятельности, значительно лучше справляются с поставленными задачами в экстремальных условиях. Это говорит о том, что значимость физической подготовленности в большей мере проявляется в сложной боевой подготовке сопряжённой с высокими физическими и психологическими нагрузками. Физические упражнения, используемые на занятиях физической подготовкой не только поддерживают работоспособность военнослужащих, но и способствуют лучшей умственной деятельности. Это достигается за счёт высокой активизации организма, его центральной нервной системы, более совершенной регуляции функций организма, его устойчивости к неблагоприятным факторам.
Основу психологической устойчивости военнослужащих войск национальной гвардии составляет постоянное развитие общепсихологической теории и военно-психологической практики. Конечным результатом этой деятельности является психологическая подготовка, как составная часть физической подготовки. Психологическая подготовка — это процесс, направленный на развитие и совершенствование волевых качеств, с целью достижения морально-волевой устойчивости к воздействию непредвиденных действий служебно-боевой деятельности и негативных факторов окружающей среды.
Актуальность волевой подготовки не вызывает сомнений, однако современные взгляды на направленность нравственных качеств предполагают более широкое применение психологической подготовки. Различают общую и специальную психологическую подготовку. Общая психологическая подготовка в процессе физической подготовки подразумевает развитие психических функций для успешного выполнения задач в повседневной служебно-боевой деятельности. Специальная психологическая подготовка способствует выполнению задач определённой боевой деятельности. Она совершенствует способности военнослужащих владеть необходимыми двигательными навыками на фоне преодоления отрицательных эмоций, в момент максимальных напряжений, с установкой на положительный результат [2]. Проще говоря, у военнослужащих, в процессе занятий физической подготовкой формируется мотивация, которая способствует успеху в боевых действиях, устойчивости в достижении поставленной цели.
Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что психологической подготовкой военнослужащих является процесс актуализации их потенциальных психических возможностей в объективную деятельность адекватную этим возможностям. Процесс психологической подготовки на учебных занятиях направлен на развитие волевого потенциала военнослужащих посредством предельных волевых усилий с использованием функционального резерва организма. Таким образом, просматривается специализированность психологической подготовки, что является ведущим принципом в физическом воспитании военнослужащих.
Педагогической основой психологической подготовки военнослужащих являются принципы воспитания психовоздействия, которые определяют оптимизацию физической подготовки по формированию военно-прикладных навыков для решения боевых задач и способности регулировать психологическое состояние для успешной служебно-боевой деятельности. Это следующие принципы [3]:
Принцип систематичности предполагает последовательное, целеустремлённое воздействие психических средств на военнослужащих в процессе занятий физической подготовкой, согласно требований учебной программы, когда обучение идёт от простых упражнений к более сложным, предусматривая преемственность в развитии физических качеств и навыков.
Принцип всесторонности предусматривает психологическую подготовку, когда средства и методы составляют единую структуру и обеспечивают единство общей и специальной подготовки военнослужащих.
Эффект психологической подготовки достигается воздействием на направленность психики военнослужащих, определяемую целями и задачами физической подготовки.
Принцип сознательности, который используется в обучении военнослужащих и направлен на осознанное овладение или необходимыми военно-прикладными навыками, которые соответствуют индивидуальности и будут полезны для применения в конкретных действиях обусловленными задачами служебно-боевой деятельности.
Принцип согласованности означает воздействия на психологическое состояние военнослужащих не только на занятиях по физической подготовке, но и по другим предметам боевой подготовки, составляющих общую систему обучения.
Принцип специализированности направлен на психорегуляцию определённого контингента военнослужащих и присущ специфике конкретной деятельности военных специалистов. Так военнослужащие сил специального назначения на занятиях по физической подготовке практикуют военно-прикладные действия в особых условиях с применением околопредельных физических нагрузок в полной экипировке, средствах защиты с выкладкой до 40 кг. Безусловно, эти тренировки способствуют укреплению морально-волевых качеств и будущим успехам в профессиональной деятельности.
Принцип индивидуализации подразумевает индивидуальную психологическую подготовку, которая в полной мере учитывает особенности военнослужащих (темперамент, склонности, интеллект, актуальные психические состояния). На занятиях по физической подготовке должны учитываться не только физические способности, но и индивидуальные особенности каждого военнослужащего. Особенно в начальном периоде обучения, когда наблюдаются психологические срывы в выполнении групповых упражнений в составе подразделения.
Таким образом, психологические принципы обучения предполагают развитие морально- волевых качеств не терять самообладания в боевой деятельности и сложных жизненных ситуациях. Они позволяют проявлять смелость, выдержку, самостоятельность и дисциплинированность, что в конечном итоге способствует формированию основных качеств воспитания военнослужащих войск национальной гвардии.
В целом, система воспитания предполагает единство принципов, организационных мер, средств и методов для достижения целей поставленных в ходе проведения занятий по физической подготовке. В этом случае мы можем говорить о комплексном подходе в воспитании военнослужащих, предусматривающем установление специфики всех видов воспитания и их взаимодействия с учётом конкретно возникающих задач служебно-боевой деятельности. При этом необходимо учитывать особенности физического развития, отбора по индивидуальным особенностям, наиболее присущим каждому военнослужащему. Эта деятельность определяет физическую нагрузку с учётом подготовленности обучаемых и задач решаемых на данном этапе обучения. Планирование средств и методов направленных на качественное овладение военно-прикладными навыками предполагает улучшение общей физической подготовленности военнослужащих.
Следовательно, говоря о воспитании военнослужащих на занятиях физической подготовки нельзя забывать и о педагогических принципах, которые тесно взаимосвязаны с психологической подготовкой и составляют единое целое в воспитательном процессе военнослужащих. Так принцип убеждения воздействует не только на сознание, но и на чувства и поведение военнослужащих. Положительный пример всегда являлся и является основой физического воспитания. Кроме этого необходимо придерживаться принципа связи физической подготовки с непосредственными задачами служебно-боевой деятельности, где профессиональные навыки и умения определяют содержание боевой работы. Принцип требовательности и опоры на положительное предполагает воспитание личности на точном выполнении задач физической подготовки и поощрении за достигнутые успехи в обучении. Принцип систематичности на занятиях физической подготовкой, показывает постоянное влияние физических упражнений на организм обучаемых. Принцип опоры на коллектив способствует развитию чувств товарищества, воспитывает ответственность перед сослуживцами и дисциплинирует военнослужащих. И, наконец, принцип учёта особенностей и индивидуальности предполагает учитывать на занятиях физической подготовкой психику военнослужащих, их темперамент, индивидуальные особенности личности.
Таким образом, формирование волевой и эмоциональной сфер идёт за счёт средств и методов стимулирующих их развитие, а это значит, что вышеперечисленные педагогические основы развития психологической устойчивости на занятиях физической подготовкой способствуют качественному воспитанию военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации.
Литература:
- 1.Актуальные проблемы профессионально-прикладной физической культуры и спорта: межвузовский сборник научно-методических работ/ Министерство науки и высшего образования РФ, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, (институт физической культуры, спорта и туризма) В. П. Сущенко, Санкт-Петербург: Политех- Пресс, 2020. — 280с.
- Междисциплинарная интеграция в служебно-боевой подготовке курсантов вузов МВД России/ В. Г. Лупырь, Министерство внутренних дел Российской Федерации. Омская академия. — Омск: Ом А МВД России, 2013. — 187с.
- Физическая подготовка курсантов с учётом их психологических особенностей/ Н. В. Герасимова, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Краснодар, ун-т — Краснодар: Кр.У МВД России, 2014. — 133с..