Педагогические основы развития психологической устойчивости на занятиях физической подготовкой военнослужащих войск национальной гвардии РФ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (510) март 2024 г.

Дата публикации: 14.03.2024

Статья просмотрена: 21 раз

Библиографическое описание:

Норин, Н. Е. Педагогические основы развития психологической устойчивости на занятиях физической подготовкой военнослужащих войск национальной гвардии РФ / Н. Е. Норин, Р. В. Смывин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 11 (510). — С. 254-256. — URL: https://moluch.ru/archive/510/111972/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье показано значение основных психологических и педагогических принципов в физическом воспитании военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации. Статья может быть полезна преподавателям физической культуры для организации и проведения учебно-тренировочных занятий по физической подготовке.

Ключевые слова: физические качества, физическая подготовленность, военнослужащий, психологические, педагогические принципы, морально-волевые качества, служебно-боевая деятельность.

В процессе физического воспитания военнослужащих происходит осмысление всей системы физической подготовки, которая направлена на формирование и совершенствование двигательных способностей, военно-прикладных навыков, морально-волевых и психологических качеств [1]. Актуальность физической подготовки обусловлена возросшими требованиями современной боевой деятельности. Последние события в зоне боевых действий специальной военной операции показывают, что физически подготовленные военнослужащие эффективнее используют свои навыки и умения в профессиональной деятельности, значительно лучше справляются с поставленными задачами в экстремальных условиях. Это говорит о том, что значимость физической подготовленности в большей мере проявляется в сложной боевой подготовке сопряжённой с высокими физическими и психологическими нагрузками. Физические упражнения, используемые на занятиях физической подготовкой не только поддерживают работоспособность военнослужащих, но и способствуют лучшей умственной деятельности. Это достигается за счёт высокой активизации организма, его центральной нервной системы, более совершенной регуляции функций организма, его устойчивости к неблагоприятным факторам.

Основу психологической устойчивости военнослужащих войск национальной гвардии составляет постоянное развитие общепсихологической теории и военно-психологической практики. Конечным результатом этой деятельности является психологическая подготовка, как составная часть физической подготовки. Психологическая подготовка — это процесс, направленный на развитие и совершенствование волевых качеств, с целью достижения морально-волевой устойчивости к воздействию непредвиденных действий служебно-боевой деятельности и негативных факторов окружающей среды.

Актуальность волевой подготовки не вызывает сомнений, однако современные взгляды на направленность нравственных качеств предполагают более широкое применение психологической подготовки. Различают общую и специальную психологическую подготовку. Общая психологическая подготовка в процессе физической подготовки подразумевает развитие психических функций для успешного выполнения задач в повседневной служебно-боевой деятельности. Специальная психологическая подготовка способствует выполнению задач определённой боевой деятельности. Она совершенствует способности военнослужащих владеть необходимыми двигательными навыками на фоне преодоления отрицательных эмоций, в момент максимальных напряжений, с установкой на положительный результат [2]. Проще говоря, у военнослужащих, в процессе занятий физической подготовкой формируется мотивация, которая способствует успеху в боевых действиях, устойчивости в достижении поставленной цели.

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что психологической подготовкой военнослужащих является процесс актуализации их потенциальных психических возможностей в объективную деятельность адекватную этим возможностям. Процесс психологической подготовки на учебных занятиях направлен на развитие волевого потенциала военнослужащих посредством предельных волевых усилий с использованием функционального резерва организма. Таким образом, просматривается специализированность психологической подготовки, что является ведущим принципом в физическом воспитании военнослужащих.

Педагогической основой психологической подготовки военнослужащих являются принципы воспитания психовоздействия, которые определяют оптимизацию физической подготовки по формированию военно-прикладных навыков для решения боевых задач и способности регулировать психологическое состояние для успешной служебно-боевой деятельности. Это следующие принципы [3]:

Принцип систематичности предполагает последовательное, целеустремлённое воздействие психических средств на военнослужащих в процессе занятий физической подготовкой, согласно требований учебной программы, когда обучение идёт от простых упражнений к более сложным, предусматривая преемственность в развитии физических качеств и навыков.

Принцип всесторонности предусматривает психологическую подготовку, когда средства и методы составляют единую структуру и обеспечивают единство общей и специальной подготовки военнослужащих.

Эффект психологической подготовки достигается воздействием на направленность психики военнослужащих, определяемую целями и задачами физической подготовки.

Принцип сознательности, который используется в обучении военнослужащих и направлен на осознанное овладение или необходимыми военно-прикладными навыками, которые соответствуют индивидуальности и будут полезны для применения в конкретных действиях обусловленными задачами служебно-боевой деятельности.

Принцип согласованности означает воздействия на психологическое состояние военнослужащих не только на занятиях по физической подготовке, но и по другим предметам боевой подготовки, составляющих общую систему обучения.

Принцип специализированности направлен на психорегуляцию определённого контингента военнослужащих и присущ специфике конкретной деятельности военных специалистов. Так военнослужащие сил специального назначения на занятиях по физической подготовке практикуют военно-прикладные действия в особых условиях с применением околопредельных физических нагрузок в полной экипировке, средствах защиты с выкладкой до 40 кг. Безусловно, эти тренировки способствуют укреплению морально-волевых качеств и будущим успехам в профессиональной деятельности.

Принцип индивидуализации подразумевает индивидуальную психологическую подготовку, которая в полной мере учитывает особенности военнослужащих (темперамент, склонности, интеллект, актуальные психические состояния). На занятиях по физической подготовке должны учитываться не только физические способности, но и индивидуальные особенности каждого военнослужащего. Особенно в начальном периоде обучения, когда наблюдаются психологические срывы в выполнении групповых упражнений в составе подразделения.

Таким образом, психологические принципы обучения предполагают развитие морально- волевых качеств не терять самообладания в боевой деятельности и сложных жизненных ситуациях. Они позволяют проявлять смелость, выдержку, самостоятельность и дисциплинированность, что в конечном итоге способствует формированию основных качеств воспитания военнослужащих войск национальной гвардии.

В целом, система воспитания предполагает единство принципов, организационных мер, средств и методов для достижения целей поставленных в ходе проведения занятий по физической подготовке. В этом случае мы можем говорить о комплексном подходе в воспитании военнослужащих, предусматривающем установление специфики всех видов воспитания и их взаимодействия с учётом конкретно возникающих задач служебно-боевой деятельности. При этом необходимо учитывать особенности физического развития, отбора по индивидуальным особенностям, наиболее присущим каждому военнослужащему. Эта деятельность определяет физическую нагрузку с учётом подготовленности обучаемых и задач решаемых на данном этапе обучения. Планирование средств и методов направленных на качественное овладение военно-прикладными навыками предполагает улучшение общей физической подготовленности военнослужащих.

Следовательно, говоря о воспитании военнослужащих на занятиях физической подготовки нельзя забывать и о педагогических принципах, которые тесно взаимосвязаны с психологической подготовкой и составляют единое целое в воспитательном процессе военнослужащих. Так принцип убеждения воздействует не только на сознание, но и на чувства и поведение военнослужащих. Положительный пример всегда являлся и является основой физического воспитания. Кроме этого необходимо придерживаться принципа связи физической подготовки с непосредственными задачами служебно-боевой деятельности, где профессиональные навыки и умения определяют содержание боевой работы. Принцип требовательности и опоры на положительное предполагает воспитание личности на точном выполнении задач физической подготовки и поощрении за достигнутые успехи в обучении. Принцип систематичности на занятиях физической подготовкой, показывает постоянное влияние физических упражнений на организм обучаемых. Принцип опоры на коллектив способствует развитию чувств товарищества, воспитывает ответственность перед сослуживцами и дисциплинирует военнослужащих. И, наконец, принцип учёта особенностей и индивидуальности предполагает учитывать на занятиях физической подготовкой психику военнослужащих, их темперамент, индивидуальные особенности личности.

Таким образом, формирование волевой и эмоциональной сфер идёт за счёт средств и методов стимулирующих их развитие, а это значит, что вышеперечисленные педагогические основы развития психологической устойчивости на занятиях физической подготовкой способствуют качественному воспитанию военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации.

Литература:

  1. 1.Актуальные проблемы профессионально-прикладной физической культуры и спорта: межвузовский сборник научно-методических работ/ Министерство науки и высшего образования РФ, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, (институт физической культуры, спорта и туризма) В. П. Сущенко, Санкт-Петербург: Политех- Пресс, 2020. — 280с.
  2. Междисциплинарная интеграция в служебно-боевой подготовке курсантов вузов МВД России/ В. Г. Лупырь, Министерство внутренних дел Российской Федерации. Омская академия. — Омск: Ом А МВД России, 2013. — 187с.
  3. Физическая подготовка курсантов с учётом их психологических особенностей/ Н. В. Герасимова, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Краснодар, ун-т — Краснодар: Кр.У МВД России, 2014. — 133с..
Основные термины (генерируются автоматически): физическая подготовка, психологическая подготовка, служебно-боевая деятельность, национальная гвардия, военнослужащий, занятие, качество, навык, боевая деятельность, Российская Федерация.


Похожие статьи

Методологический аспект адаптации курсантов 1-го курса вузов войск национальной гвардии к высоким физическим нагрузкам

Авторы данной статьи проводят анализ применяемых сегодня методов тренировки курсантов для их начального привыкания к высоким нагрузкам, связанных с военной жизнью, учитывает важность адаптации и распределения нагрузки для курсантов младших курсов, об...

Актуализация вопросов формирования готовности медицинских кадров к педагогическому виду деятельности

Актуальность статьи обусловлена задачами повышения качества подготовки врачей-ординаторов к многоплановой врачебной деятельности, включая педагогический аспект. В статье представлено обоснование для разработки более совершенной модели формирования го...

Развитие силовых способностей военнослужащих посредством физических упражнений

Статья может быть полезна для преподавателей физической подготовки и спорта военных институтов и командиров подразделений, проводящих занятия по физической подготовке.

Значение физической подготовки для сотрудников уголовно-исполнительной системы

Данная работа рассматривает важные аспекты, которые необходимо учитывать при разработке программы физической подготовки для сотрудников уголовно-исполнительной системы (УИС). Исходя из специфики профессиональной деятельности сотрудников УИС, автор ра...

Формирование ценностно-смысловых ориентиров профессиональной деятельности педагога довузовской образовательной организации Министерства обороны РФ

В данной статье рассматриваются особенности ценностно-смысловой сферы педагогов довузовских образовательных организаций МО РФ, представлено основное содержание дополнительной образовательной программы повышения квалификации «Ценностно-смысловые ориен...

Некоторые особенности физической подготовки курсантов высших образовательных учреждений ФСИН России в процессе занятий физической культурой с применением психофизических практик

В данной статье нами были рассмотрены цели и содержание психофизических практик, применяемых в сфере физической подготовки курсантов образовательных учреждений ФСИН, проведена параллель использование стандартной программы физической подготовки и с пр...

Комплексная программа профессионально-прикладной физической подготовки студентов педагогических направлений в процессе изучения дисциплины «Физическая культура и спорт»

В статье подчеркивается важность профессионально-прикладной физической подготовки студентов как одной из составляющих в формировании специалиста, готового к высокопроизводительному труду. Учитывая особенности педагогической деятельности, на основании...

Факторный анализ показателей тренировочной нагрузки на предсоревновательном этапе подготовки юных гимнасток 12–13 лет

Важной частью представленной статьи являются результаты факторного анализа показателей специально-физической и технической подготовленности в наибольшей степени, влияющие на эффективность управления учебно-тренировочным процессом.

Педагогические условия патриотического воспитания младшего школьника

В данной статье рассматривается проблема патриотического воспитания младших школьников, анализируются теоретические основы данного процесса и проводится опытно-экспериментальная работа по его реализации. Исследование включает в себя первичную диагнос...

Организационно-педагогические методы совершенствования процесса физической подготовки военнослужащих-женщин: гендерный подход

В статье подвергнута рассмотрению проблема физической подготовки военнослужащих женского пола. Проанализирована действующая система организации физической подготовки на примере Военной академии связи. Предложена новая форма организации учебно-трениро...

Похожие статьи

Методологический аспект адаптации курсантов 1-го курса вузов войск национальной гвардии к высоким физическим нагрузкам

Авторы данной статьи проводят анализ применяемых сегодня методов тренировки курсантов для их начального привыкания к высоким нагрузкам, связанных с военной жизнью, учитывает важность адаптации и распределения нагрузки для курсантов младших курсов, об...

Актуализация вопросов формирования готовности медицинских кадров к педагогическому виду деятельности

Актуальность статьи обусловлена задачами повышения качества подготовки врачей-ординаторов к многоплановой врачебной деятельности, включая педагогический аспект. В статье представлено обоснование для разработки более совершенной модели формирования го...

Развитие силовых способностей военнослужащих посредством физических упражнений

Статья может быть полезна для преподавателей физической подготовки и спорта военных институтов и командиров подразделений, проводящих занятия по физической подготовке.

Значение физической подготовки для сотрудников уголовно-исполнительной системы

Данная работа рассматривает важные аспекты, которые необходимо учитывать при разработке программы физической подготовки для сотрудников уголовно-исполнительной системы (УИС). Исходя из специфики профессиональной деятельности сотрудников УИС, автор ра...

Формирование ценностно-смысловых ориентиров профессиональной деятельности педагога довузовской образовательной организации Министерства обороны РФ

В данной статье рассматриваются особенности ценностно-смысловой сферы педагогов довузовских образовательных организаций МО РФ, представлено основное содержание дополнительной образовательной программы повышения квалификации «Ценностно-смысловые ориен...

Некоторые особенности физической подготовки курсантов высших образовательных учреждений ФСИН России в процессе занятий физической культурой с применением психофизических практик

В данной статье нами были рассмотрены цели и содержание психофизических практик, применяемых в сфере физической подготовки курсантов образовательных учреждений ФСИН, проведена параллель использование стандартной программы физической подготовки и с пр...

Комплексная программа профессионально-прикладной физической подготовки студентов педагогических направлений в процессе изучения дисциплины «Физическая культура и спорт»

В статье подчеркивается важность профессионально-прикладной физической подготовки студентов как одной из составляющих в формировании специалиста, готового к высокопроизводительному труду. Учитывая особенности педагогической деятельности, на основании...

Факторный анализ показателей тренировочной нагрузки на предсоревновательном этапе подготовки юных гимнасток 12–13 лет

Важной частью представленной статьи являются результаты факторного анализа показателей специально-физической и технической подготовленности в наибольшей степени, влияющие на эффективность управления учебно-тренировочным процессом.

Педагогические условия патриотического воспитания младшего школьника

В данной статье рассматривается проблема патриотического воспитания младших школьников, анализируются теоретические основы данного процесса и проводится опытно-экспериментальная работа по его реализации. Исследование включает в себя первичную диагнос...

Организационно-педагогические методы совершенствования процесса физической подготовки военнослужащих-женщин: гендерный подход

В статье подвергнута рассмотрению проблема физической подготовки военнослужащих женского пола. Проанализирована действующая система организации физической подготовки на примере Военной академии связи. Предложена новая форма организации учебно-трениро...

Задать вопрос