Приоритетным направлением в сдаче итоговой аттестации президентских училищ, несомненно, является русский язык, поэтому работа по подготовке к успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ начинается уже с пятого класса. Как построить работу на уроке таким образом, чтобы мотивировать детей не только на успешную сдачу, но и на то, чтобы интерес к русскому языку, самостоятельная познавательная деятельность были прогрессирующими — эти вопросы стоят перед всеми учителями–предметниками.
Первое, на что хотелось бы обратить внимание в повышении образовательной мотивации воспитанников, — это опора на метапредметность. Работу на уроке нужно выстраивать таким образом, чтобы излагаемый материал был актуален. Итоговое сочинение — допуск к госэкзаменам, поэтому его нужно писать всем: и выпускникам, которые планируют просто забрать аттестат, и тем, кто собирается в дальнейшем поступать в вуз.
Помимо этого, ребята, которые будут поступать в университеты, смогут получить дополнительные льготы. Некоторые вузы начисляют абитуриентам до 10 дополнительных баллов к ЕГЭ за хорошо написанное сочинение.
Обучающийся должен уметь выстраивать развернутое аргументированное высказывание в письменной форме, подкрепляя их примерами из опубликованных литературных произведений. Начиная с 2022/23 учебного года изменился подход к формированию комплектов тем итогового сочинения. Структура закрытого банка тем итогового сочинения включает в себя несколько разделов: «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека», «Семья, общество, Отечество в жизни человека», «Природа и культура в жизни человека» Темы привязаны к определенным разделам, и сочинение школьника должно соответствовать заявленной теме, включать обоснованную позицию и литературный материал. Чтобы справиться с этой задачей, необходимо знать две вещи: инструкцию и алгоритм. Для того чтобы чувствовать себя «как рыба в воде», раскрывая эти аспекты, воспитанники должны опираться на литературные произведения.
Мы предлагаем обратиться к рассмотрению на уроках литературы и на внеклассных мероприятиях к произведениям Шолохова М. А., так как они нацеливают на рассуждения о нравственных идеалах, о смысле жизни, о семейных ценностях, касаются вопросов важности сохранения исторической памяти, именно этим писателем Гражданская война, Великая Отечественная война показаны без прикрас и настолько реалистичны, что способствует развитию мотивации к чтению.
Практика показывает, что самые частотные ошибки в письменных работах ребят фактические, которые связаны с тем, что школьники искажают фамилию автора, допускают неправильное определение жанра произведения и даже ошибаются в названии.
Чтобы избежать такого рода ошибок, мы предлагаем ввести в практику проведения урока литературы фактологический тренинг «Вспоминай-ка».
Методика проведения этого тренинга такова. В начале урока отводится одна-две минуты, в течение которых на слайды интерактивной презентации выводится иллюстрация к произведению и его название. Воспитанники угадывают автора и определяют жанр.
Варианты проведения такого тренинга могут быть разнообразны.
Следующим приемом, который мы используем в своей практике, является создание диафильма . Этот прием способствует развитию умения сжимать большой по объему текст.
Кадетам в качестве домашнего задания предлагается создать не более 5-6 иллюстраций к произведению, сообщив при этом, что каждая иллюстрация — отдельный кадр диафильма, в котором нужно отразить основную мысль эпизода. Помещая текст под рисунком, кадет сокращает авторское произведение, используя основные приемы сжатия текста
Интересны произведения Шолохова и с точки зрения лексической работы, так как они богаты диалектными словами, устаревшими (как историзмами, так и архаизмами).
Лексическая работа на уроке способствует обогащению словарного запаса воспитанников. Кадетам можно предложить в качестве домашнего задания собрать «словарик Шолохова», записав в него малопонятные, неизвестные слова и выражения. На уроке предлагается найти соответствие: слово — картинка.
Следующий вид работы — ведение двухчастного дневника.
Тетрадный лист делится на две части. В первой пишется проблема, которая поднимается автором в произведении. Во второй, напротив данной проблемы, воспитанник пишет свои мысли, аргументы, примеры и выводы.
Можно использовать уже готовую таблицу, с записанными в первой части проблемами (тематика которых соответствует ЕГЭ). Кадеты аргументируют данную проблему, подтверждая ее примерами из прочитанного дома произведения.
Следующий вариант — это когда кадет самостоятельно заполняет как первую, так и вторую части.
Еще один, на наш взгляд, эффективный прием подготовки к экзамену- кластер . Этот вид работы позволяет быстро систематизировать знания кадет по определенной теме.
Методика работы над кластером в нашей интерпретации имеет такие варианты: на доске выводятся произведения, воспитанникам предлагается обозначить проблему, которая является общей для всех этих произведений.
Так, произведения Шолохова «Алешкино сердце», «Шибалково семя», «Продкомиссар», «Чужая кровь» можно использовать для аргументации разных тематических направлений: человек на войне, нравственный выбор, милосердие и др.
Вариант задания может быть еще и таким: в центре тетради кадеты рисуют круг, внутри которого пишут основное понятие или направление (если говорим о подготовке к сочинению на литературную тему). Предлагается воспитанникам обозначить те произведения, которые можно привести в качестве аргументов для подтверждения своей позиции.
Или, работая над произведением крупного масштаба, таким как роман-эпопея «Тихий Дон», можно предложить поэтапную работу с отдельными эпизодами.
Предлагается из предложенных на доске проблем выбрать те, которые можно проиллюстрировать примерами из данной сцены. Так, из эпизода «На сенокосе» можно выделить такие тематические направления, как «Стремление человека к счастью», «Отношение к труду», «Человек и природа» и др.
Итак, в данной статье описаны те методы и приемы, которые используются нами на уроках и во время проведения внеклассных мероприятий. Данные виды работ прошли апробацию в течение трех лет, и на сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что они способствуют формированию образовательной мотивации у воспитанников.