Садовник, собираясь пересаживать дерево, готовит участок, бережно окапывает дерево, стараясь не повредить его корневую систему, пересаживает вместе с землёй. Несмотря на все усилия, дерево на новом месте болеет, пока не приживётся.
Аксарина Н. М.
Поступление ребёнка в дошкольное учреждение — процесс сложный и для самого малыша, и для родителей. Для ребёнка это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. Малышу предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. Чёткий режим дня, отсутствие родителей, другой стиль общения, контакт со сверстниками, новое помещение — все эти извинения создают для ребёнка стрессовую ситуацию. Всё это может вызвать у малыша защитную реакцию в виде плача, отказа от еды, сна, общения с окружающими.
И педагоги, и родители должны понимать, насколько ответственен момент выхода ребёнка в детский сад, насколько серьёзные, хотя и не сразу бросающиеся в глаза последствия он может иметь.
Чтобы привыкание ребенка к детскому саду было максимально безболезненным, необходим комплексный подход к решению проблемы адаптации.
1. Сотрудничество с родителями
Необходимое условие успешной адаптации — согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и в детском саду.
2. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе
Формирование адаптационных механизмов зависит в первую очередь от умения воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и любви в группе. Ребёнок должен удостовериться в том, что педагог готов взять на себя заботу о его благополучии. Первые контакты с ребёнком должны быть контактами помощи и заботы. Основная задача педагога — заслужить доверие малыша.
Педагогу, работающему с детьми младшего возраста, следует прежде всего любить малышей, и эта любовь должна проявляться в его облике, словах и действиях. Детям нравится в воспитателях: эмоциональность и искренность, доброта и отзывчивость, веселое настроение и умение создать его у других, способность увлеченно играть и придумывать истории, негромкая речь и мягкие, ласковые движения.
3. Планирование работы в адаптационный период
Жизнь малыша в детском саду должна быть насыщенной в эмоциональной, познавательной, социальной сферах. Когда ребёнку будет интересно, ему некогда будет скучать и вспоминать о доме, о маме. Правильно спланированная работа поможет воспитателю умело переключить внимание плачущего малыша на интересное дело.
Существует три вида адаптации: лёгкая, средняя, тяжёлая. При лёгкой ребёнок приходит в детский сад без слёз, легко прощается с мамой, идёт на контакт с воспитателями и сверстниками, садится есть за стол. Такая адаптация длится две недели.
На среднюю степень адаптации потребуется 1.5–2 месяца. При ней ребёнок плачет, отказывается идти в детский сад, начинает часто болеть. Такого малыша лучше приводить в детский сад на 1 час, постепенно увеличивая время пребывания.
Тяжелая степень встречается гораздо реже. При такой адаптации ребенок становится агрессивным. Он может устраивать истерику в раздевалке или даже на улице по дороге в детский сад.
Ребенок двух-трёх лет ещё не готов самостоятельно общаться со сверстниками, не готов самостоятельно играть в социуме, поэтому родителю, прежде всего, нужно подготовить его морально.
Советы родителям по предварительной поддержке адаптации:
— планировать первый день посещения ребёнком детский сад (заранее до выхода на работу). В случае заболевания ребёнка поступление ребёнка в детский сад необходимо отложить;
— не планировать отъезд в отпуск, командировки на период адаптации;
— определиться с тем, кто будет приводить ребёнка в детский сад;
— по возможности исключить какие-либо перемены в семье;
— приблизить режим дня дома к режиму дня в детском саду;
— укреплять здоровье ребёнка;
— расширять круг общения ребёнка (учить общаться со сверстниками: знакомиться, делиться игрушками);
— приучать ребёнка к самостоятельности, к самообслуживанию;
— учить ребёнка играть, в том числе в «детский сад», развивать интерес к предметной деятельности, умение слушать сказки и др.;
— рассматривать посещение ребёнком детского сада как новый этап его жизни, полезный и интересный;
— рассказать о своём ребёнке воспитателю.
В период адаптации мамам нужно помнить о том, что прощание должно быть быстрым, 2–3 минуты. Нужно давать ребёнку чёткий ориентир, когда за ним вернутся. Некоторые психологи рекомендуют давать ребенку его любимую игрушку, чтобы он не чувствовал себя одиноким.
Итак, что же определяет характер адаптации?
— согласованность в действиях педагогов и родителей
— состояние здоровья, физическая подготовленность
— сформированность опыта общения ребёнка
— степень родительской опеки
— сформированность навыков самообслуживания
Одним из факторов, определяющим характер адаптации является особенность привязанности ребёнка к родителям и целенаправленное формирование привязанности к педагогу.
Привязанность представляет собой глубокую и устойчивую эмоциональную связь, которая соединяет одного человека с другим через время и пространство. Формирование надёжной привязанности жизненно необходимо для развития ребёнка. Надёжная, безопасная привязанность ребёнка к родителям способствует успешной адаптации.
Существует модель адаптации, построенная на формировании привязанности.
Её цель — в сотрудничестве с родителями обеспечить знакомство ребёнка с новым окружением и формировать привязанность к педагогу.
Формирование серьёзных привязанностей является, пожалуй, самой важной образовательной задачей в отношении детей первых трёх лет жизни в ДОУ.
Лучший способ помочь детям стать любознательными, уверенными и способными — окружить их любящей и постоянной заботой, чтобы они могли развить глубокую привязанность к тем, кто воспитывает их.
Адаптация заканчивается, когда ребёнок начинает воспринимать педагога как «надёжную гавань» и позволяет ему себя утешить.
Выстраивание надёжных отношений «ребёнок — педагог», как правило, длится от одной до трёх недель и зависит от индивидуальных особенностей ребёнка.
Модель основана на теории привязанности Д. Боулби.
Обеспечение условий психологического, эмоционального благополучия ребёнка в группе совершенно необходимо для его эффективного развития и является сознательным построением привязанности ребёнка к педагогу.
Для установления отношений привязанности необходима особая процедура пошаговой адаптации при переходе из семьи в ясли или в детский сад.
Цель адаптации — предоставление ребёнку возможности эмоционально комфортного освоения нового окружения и выстраивания привязанности к педагогу в сотрудничестве с родителями и под защитой одного из них.
Педагог должен стать надёжной опорой для ребёнка.
«Мастерство воспитателя есть не что иное, как мастерство организатора жизни детей» (А. С. Макаренко).
Литература:
- Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста. — М.: Просвещение, 1991. -228с.
- Балл Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности// Вопросы психологии. -1989.
- Жердеева Е. В. Дети раннего возраста в детском саду