В данной статье описывается исследование, которое обусловлена тем, что деятельность журналиста в условиях медиа- изменений подвергается трансформациям, в результате чего актуализируется концепция универсализации профессии, становятся востребованными новые виды умений и навыков, которыми должен владеть специалист. Редакции современных массмедиа, подвергаясь влиянию медиапроблематики, приобретают новые характеристики, но каждый отдельный специалист по-своему адаптируется к происходящим изменениям, что отражается на результатах его труда и редакции в целом. Данная работа опирается на теоретическую литературу по теме исследования, а также практический анализ и статистику.
Ключевые слова: адаптация, медиасреда, современные медиа, журналисты, изменения.
Профессия журналиста подвержена влиянию современных социальных, политических, инновационных, технологических экономических и др. реалий. Важным фактором тут также становится медиаконвергенция. Она ускорила обмен информацией на различных цифровых платформах, привнеся в профессию журналиста, с одной стороны, технический, а с другой — универсальный аспект. Чтобы понять, как трансформируется журналистика и к чему журналистам необходимо адаптироваться в эпоху конвергенции, важно разобраться в происходящих процессах. Многое зависит от того, насколько журналистика способна отойти от традиционных стратегий и принять инновационные подходы.
Получается, что в имидж современных СМИ полностью зависит от цифровых технологий, внедренных в процесс их производства. Меняются редакционные процессы, трансформируется сама журналистика. Наблюдается явная тенденция к технологизации современных СМИ в плане сбора, обработки и подачи информации, что открывает новые перспективы и позволяет удовлетворить потребности аудитории этой медиаструктуры. В этом контексте уверенность есть только у универсальных специалистов. Рост популярности концепции «универсального» журналиста не случаен. Считается, что такой специалист должен уметь быстро определять формат, необходимый для публикации, и писать в соответствии с информационными потребностями конкретного читателя. Такой медиаспециалист должен уметь:
— просматривать все медиаисточники, быстро находить нужную информацию и проверять ее подлинность;
— уметь фотографировать: делать и обрабатывать фотоматериалы;
— уметь пользоваться необходимыми компьютерными программами;
— записывать аудио- и видеоподкасты и загружать их в Интернет;
— использовать фотографии: делать и обрабатывать фотоматериалы;
— использовать необходимые компьютерные программы;
— готовить мультимедийные тексты в соответствии с жанром;
— писать и отправлять новостные тексты в виде SMS-сообщений;
— регулярно обновлять профессиональный блог и следить за новостями блогосферы;
— участвовать в вебинарах и взаимодействовать со своей аудиторией.
Это лишь самые очевидные виды деятельности, которыми должна обладать современная редакция. Как видите, современная журналистика сильно отличается от традиционной. По мнению О. И. Молчановой, исследователя в области журналистики: «Современный журналист должен быть не только умелым писателем, но и мастером мультимедийного контента. Важно уметь работать с видео, аудио, графикой и социальными сетями, чтобы эффективно достигать аудитории в современной медиасреде» [2].
Под влиянием медиаконвергенции редакции современных СМИ приобретают новые характеристики, но каждый профессионал адаптируется к изменениям по-своему, что отражается на результатах его работы и на издании в целом. Поток информации все чаще рассматривается с точки зрения коммуникации, а фактор аудитории становится приоритетным в работе редакции. Данный фактор требует от журналистов большей социальной ответственности за то, что они делают и как они это делают. Переход от «инсорсинговых технологий», когда редакционные команды фокусируются на всем жизненном цикле продукта, к краудсорсинговым технологиям — яркий пример изменения процесса коммуникации, который опирается на мудрость собеседников, способных на равных делиться комментариями, мнениями и знаниями. Также Смирнова О. В., профессор медиа-коммуникаций, считает: «Адаптация к современной медиасреде требует от журналистов не только технических навыков, но и способности быстро анализировать данные, фильтровать информацию и создавать контент, который привлечет внимание современной аудитории» [5].
Распространение цифровых технологий приводит к изменениям в способах распространения информации. Это означает, что общественность может быть одновременно потребителем, переводчиком и распространителем информации. Это означает, что общественность может быть одновременно потребителем, переводчиком и распространителем информации. Таким образом, линейный процесс журналистской деятельности включает в себя: сбор информации — обработка информации — представление информации — трансформируется в непрерывный и гигантский процесс распространения информации.
Инновации в области цифровых технологий диктуют появление новых способов работы с аудиторией. В связи с этим возникает потребность в контенте, которым можно делиться в различных социальных сетях, что стало трендом современных СМИ. В этой связи простота и развлекательная ценность текстов являются важнейшими характеристиками. Представить мультимедийную информацию в краткой, лаконичной и красноречивой манере и передать определенный эмоциональный посыл — вот что интересует аудиторию и что должен делать современный журналист. Однако это не означает, что длинные статьи уходят в прошлое. Они превращаются в своеобразный конвертер мультимедийного текста, как будто текст состоит из отдельных элементов, каждый из которых имеет свой смысл и способен стать самостоятельным материалом, который можно разместить на странице в социальной сети.
Загидуллина М. В., эксперт по медиаобразованию, считает: «Одним из ключевых аспектов успешной адаптации к современной медиасреде для журналистов является постоянное обучение и саморазвитие. Стремление к новым знаниям и навыкам поможет журналистам быть востребованными и успешными в быстро меняющемся медиа-ландшафте» [1].
Фрагментация как способ подачи информации позволяет зрителям сфокусировать свое внимание на том или ином аспекте события и таким образом дольше оставаться на конкретном медиаресурсе. Геймификация — еще один новый способ подачи информации, который позволяет потребителям удерживать свое внимание на конкретном медиаресурсе. Считается, что этот термин был придуман американским программистом Ником Пеллингом или канадским консультантом Гейбом Зихерманом. Оба они заговорили об этом методе вовлечения аудитории в деятельность и процессы решения проблем в начале XXI века. С 2010 года термин «геймификация» широко используется в бизнесе, образовании, здравоохранении и менеджменте. Эта техника становится все более популярной среди PR-специалистов, маркетологов и журналистов. Цифровые игры используются для «понимания погружения в реальную жизнь, которое символизируют игры в журналистике». Поскольку игры интерактивны, они, как правило, лучше объясняют сложные взаимосвязи, чем обычный новостной текст. По мнению Н. В. Пивощенко, исследователя в области журналистики: «Одной из основных проблем адаптации журналистов к современной медиасреде является нехватка времени на освоение новых технологий и навыков. Современный журналист должен быть способен быстро усваивать новую информацию и применять ее в своей работе» [4].
Индивидуальность определяется как своеобразие, совокупность качеств и отличительных свойств, выражающих сущность отдельного индивида. В журналистике в этой связи творческая индивидуальность предстает как целостная система в многообразии мыслей, чувств, проявлений воли, мотивов, желаний, потребностей, привычек, интересов, склонностей, интеллекта и т. д. Этот набор в конкретном сочетании перечисленного, собственно, и образует уникальную структуру индивидуальности журналиста, от чего зависит эффективность его творческой деятельности. Успешность и эффективность журналистской деятельности напрямую связана с желанием журналиста достичь определённых целей с помощью журналистского воздействия. Система желаний журналиста обусловлена и опосредована объективными факторами. В их числе следует выделить:
— положение журналиста в творческой среде;
— возможности для выявления своей индивидуальности: выбор тем, обращение к определённым источникам;
— внутренняя установка по отношению к самой журналистской деятельности, принятая в данной редакции.
Каждый журналист стремится максимально раскрыть свою творческую индивидуальность и оказать ощутимое влияние на аудиторию. Многое зависит от различных мотивов, желаний и стремлений. Личный стиль писателя может быть выражен живо и динамично, если журналиста устраивает его положение в творческой среде, возможность проявить свою индивидуальность и присущая ему стабильность самой журналистской деятельности и ее форм. По мнению В. Ф. Олешко, профессора медиа-коммуникаций: «Сложность адаптации журналистов к современной медиасреде заключается также в постоянном потоке информации и изменений. Журналисты должны быть готовы к быстрым изменениям и уметь адаптироваться к новым требованиям и технологиям» [3]. Сегодня журналисты имеют возможность работать независимо от редакции в традиционном понимании этого слова, а значит, у них больше возможностей для формирования своего личного творческого стиля. Восприятие информационных продуктов читателями, их комментарии и интерактивность участия в дискуссиях могут определять популярность и востребованность той или иной журнальной деятельности. Психокультурная и профессиональная осведомленность журналистов является важным фактором творческой личности, позволяющим авторам включать ценностные элементы в свою работу и во многом определяющим эффективность и результативность журналистского письма, а также успешность журналистской деятельности в целом.
Делая выводы, подчеркнем, что в процессе медиаконвергенции в журналистской деятельности появляются новые жанры, методы и формы, расширяется круг ее обязанностей и видов деятельности. Однако технологические инновации в редакционном процессе не должны превалировать над профессиональными преобразованиями. Необходимо уделять внимание социальной адаптации каждого члена редакционной команды к новым ситуациям, сохраняя прогрессивную функцию профессии, потребность в ценном контенте и способность создавать значимый для современного общества контент. Миссия служить обществу — главная цель журналистики, которая остается неизменной, несмотря на происходящие трансформации.
Литература:
- Загидуллина М. В. Журналистский текст в новой технологической среде: достижения и проблемы // научного журнал «Медиасреда». — 2019. — Т. 1. — С. 265. — URL: https://kpfu.ru/staff_files/F710138920/Materialy_konferencii_Zhurnalistskij_tekst_v_novoj_tekhnologicheskoj_srede.pdf
- Молчанова О. И. Модификация деятельности журналиста в условиях медиаконвергенции // Вестник науки Сибири. — 2018. — № 3 (30) — 10 с. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modifikatsiya-deyatelnosti-zhurnalista-v-usloviyah-mediakonvergentsii
- Олешко В. Ф. СМИ как медиатор коммуникативно-культурной памяти // Издательство Уральского университета. — 2020. — Т. 2 (99) — С. 324–228. — URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/93167/1/978–5-7996–3074–4_2020.pdf
- Пивошенко Н. В. Новые медиа: теория и практика // Издательство: Московский педагогический государственный университет (Москва). — 2022. — Выпуск № 1 (55) — С. 22. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49223780
- Смирнова О. В. Эволюция профессионально-этических стандартов китайской журналистики в современных условиях. — 2022. — Т. 2. — с. 10 — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-professionalno-eticheskih-standartov-kitayskoy-zhurnalistiki-v-sovremennyh-usloviyah