В статье авторы рассматривают проблемы и важность перехода государственных учреждений на российские информационные системы из наиболее востребованных на рынке.
Ключевые слова : автоматизация бизнеса, государственные учреждения, российские информационные системы, импортозамещение.
Автоматизация государственных учреждений — это процесс внедрения информационных технологий и систем автоматизации для улучшения работы и эффективности государственных организаций. [5] Он способствует:
1) повышению эффективности работы;
2) сокращению временных и финансовых затраты;
3) повышению прозрачности и качества предоставляемых услуг;
4) улучшению взаимодействия с гражданами и бизнесом,
5) повышению уровня доверия к государственным органам.
Если посмотреть на объем государственных организаций по данным Росстата за 2021–2023 года, который представлен в таблице 1, то можно предположить, что по сравнению с коммерческими организациями их не так много и сложности в автоматизации быть не должно, тем более есть государственные системы, которые закрывают частичную потребность бизнеса. Но зачастую здесь и возникает большое количество вопросов.
Не все программные продукты могут использоваться для внедрения в государственные учреждения, у которых есть свои стандарты и нюансы в учете. [6]
Таблица 1
Количество федеральных государственных учреждений (по данным государственной регистрации)
на 01.01.21 |
на 01.01.2022 |
на 01.01.2023 |
|
всего |
13681 |
12300 |
12010 |
из них |
|||
федеральные государственные автономные учреждения |
190 |
199 |
203 |
федеральные государственные бюджетные учреждения |
3148 |
2919 |
2783 |
федеральные государственные казенные учреждения |
10343 |
9182 |
9024 |
Основными проблемами автоматизации бизнес-процессов в государственных учреждениях являются:
1) Долгий процесс согласования и выделения бюджета. Бюджет, выделяемый на изменения в информационной структуре, предварительно планируется и согласовывается с вышестоящими инстанциями. После чего закладывается в план на следующий год.
2) Долгий переход на новые системы. Часто в таких организациях работают люди, которые работают с определенной системой продолжительное время, исходя из этой системы складывается определенный процесс работы, и его изменение может замедлить работу сотрудников в первое время.
3) Множество различных систем. Т. к. спектр услуг государственных учреждений обширен, то не всегда одно программное обеспечение может закрыть все потребности бизнеса. Для этого приходится находить несколько систем, настраивать интеграцию между ними, а возможность интеграции с государственными системами не всегда представляется возможной, одному сотруднику нужно параллельно работать в нескольких системах.
4) Саботаж сотрудников. Не все сотрудники в компании могут быстро приспосабливаться к изменениям, и даже если процесс работы упрощается, то изучение новой информации и новых механизмов не всегда принимают радушно.
Исходя из всего выше сказанного для большинства государственных организаций такие изменения проходят «болезненно», а всего «болезненного» хотелось бы избежать. Но здесь так же есть нюансы.
В связи с политической ситуацией с 2022-го года российский рынок покидают многие IT-вендоры. Многие компании оперативно решают вопросы о переходе на отечественное ПО. Особенно эти изменения касаются государственных организаций. Российские операционные системы (ОС), офисные пакеты, антивирусные программы и системы виртуализации они должны будут использовать с 1 января 2025 г., а системы управления базами данных (СУБД) — с 1 января 2026 г. [4]
Основные блоки и программы, которыми компании могут заменить иностранные программные продукты представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Отечественная альтернатива иностранному ПО [7]
Как и у любого бизнеса в государственных учреждениях есть необходимость в автоматизации процессов. У каждого свои ключевые блоки автоматизации, на которые необходимо обратить внимание. Многие из представленных на рисунке программных продуктов стали популярны и неотъемлемы в жизни многих пользователей, например, Windows, MS SQL Server, SAP, Oracale и другие. Но отечественные разработчики делают основной упор на качество и функциональность своих продуктов, чтобы пользователи не заметили потерь в переходе на отечественное ПО.
Литература:
- Тырса, К. А. Автоматизация бизнес-процессов в корпоративном и государственном управлении / К. А. Тырса. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 48 (443). — С. 8–11. — URL: https://moluch.ru/archive/443/97206/ (дата обращения: 10.03.2024).
- Обушева, К. А. Цифровая трансформация государственного управления / К. А. Обушева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 20 (415). — С. 490–493. — URL: https://moluch.ru/archive/415/91855/ (дата обращения: 10.03.2024).
- Москвитина Н. В. Цифровая трансформация государственного управления // Социология. — 2021. — № 4. — С. 114–128.
- Для госкомпаний установили сроки перехода на отечественный софт. — Текст: электронный // Ведомости: [сайт]. — URL: https://www.vedomosti.ru/technology/articles/2024/01/25/1016648-dlya-goskompanii-ustanovili-sroki-perehoda-na-otechestvennii-soft (дата обращения: 10.03.2024).
- Автоматизация процессов для государственных учреждений — Текст: электронный // Axe-tech: [сайт]. — URL: https://axe-tech.ru/industry_solutions/gos_uchrezhdeniya/?ysclid=ltmyhvxlw367899610 (дата обращения: 10.03.2024).
- Количество федеральных государственных учреждений. — Текст: электронный // Федеральная служба государственной статистики: [сайт]. — URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/FGU-01012023.xlsx (дата обращения: 10.03.2024).
- Импортозамещение зарубежного программного обеспечения решениями 1С. — Текст: электронный // Первый БИТ: [сайт]. — URL: https://1solution.ru/events/articles/importozameshchenie-zarubezhnogo-programmnogo-obespecheniya-resheniyami-1s/ (дата обращения: 10.03.2024).