В статье рассматривается влияние антироссийских санкций на деятельность предприятий морского транспорта. Последствия влияния санкций систематизированы в причинно-следственной модели основных последствий. Представлены результаты опроса предприятий морского транспорта г. Новороссийска.
Ключевые слова: санкции, морские контейнерные перевозки, морской транспорт, импорт, экспорт, импортозамещение.
The article deals with the impact of anti-Russian sanctions on the activities of maritime transport enterprises. Negotiation consequences are systematized in a cause-and-effect model with major consequences. The results of a survey of maritime transport enterprises in Novorossiysk are presented.
Keywords: sanctions, sea container transportation, sea transport, import, export, import substitution.
Антироссийкие санкции в 2022 году оказали влияние на морские перевозки грузов и работу инфраструктурных предприятий морской отрасли. Морской транспорт является самым крупным перевозчиком грузов в сфере международных перевозок и играет важную роль в развитии мировой торговли [1]. На морские перевозки приходится более 80 % мирового грузооборота по физическому объему перевозимых товаров [2].
В условиях санкций произошло резкое изменение логистики международных перевозок и маршрутов доставки грузов с северных портов России грузопотока на порты Азово-Черноморского и Дальневосточного бассейнов [3]. После обострения геополитической ситуации с российскими грузами отказались работать ведущие мировые логистические гиганты, прежде всего корпорации, связанные с морскими контейнерными перевозками. Перестала действовать система бронирования, а контейнеры, направлявшиеся в Россию, были выгружены в портах, причем российский бизнес был вынужден оплачивать хранение грузов в портах. Число застрявших на пути в Россию контейнеров оценивается более чем в 300 тыс. единиц. Из-за контейнерного бойкота оказалось заблокировано до 50 % импортируемых в Россию товаров, и до 60 % российского экспорта [4].
На рисунке 1 представлена причинно-следственная модель основных последствий влияния санкций на деятельность предприятий морского транспорта.
Рис. 1. Причинно-следственная модель основных последствий влияния санкций на деятельность предприятий морского транспорта
В 2022 году иностранные производители пропульсивных установок, главных двигателей, валолиний, винто-рулевых колонок и оборудования либо совсем ушли от сотрудничества, либо отложили исполнение своих договорных обязательств на неопределенные сроки. В результате темпы роста отечественного судостроения замедлились. Для решения возникших проблем в отрасли разработана программа импортозамещения при строительстве новых судов. Однако, следует учитывать и обслуживание уже построенных судов. Через некоторое время они столкнутся с необходимостью проведения ремонтных работ и обслуживания высокотехнологичного иностранного оборудования. Эти вопросы также придется решать отечественным производителям и специалистам в области пусконаладочных работ и написания программного обеспечения (поставки импортного программного обеспечения прекращены, вызов иностранных специалистов по вопросам сервисного обслуживания и гарантийных ремонтов невозможен) [5].
Еще одной из проблем является отключение электронных систем навигации судов российских судовладельцев от обновлений, от корректуры электронных навигационных карт. Российским судам запрещают заходы в порты или отказывают в обработке российских грузов, а также крупные международные перевозчики, такие, как Maersk, Mediterranean Shipping Company и другие приостановили деятельность на рынке Российской Федерации.
Лондонская компания Lloyds Register, поставляющая судам торгового флота всего мира лицензии на электронную навигацию и обновления электронных карт, являвшаяся основным провайдером таких обновлений для российских судов, объявила об уходе с российского рынка. Фирма перестала продавать навигационные обновления не только судам, которые принадлежат российским судовладельцам, но и судам, находящимся в управлении у российских компаний или контролируемым российскими компаниями иными способами [6].
Для оценки влияния санкций на деятельность предприятий морского транспорта было проведен опрос компаний города Новороссийска. В анкетировании участвовали экспедиторские, агентирующие, сюрвейерские компании; предприятия занимающиеся сухопутной, морской и ж/д перевозкой; снабжением судов, а также обеспечением безопасности мореплавания в акваториях морских портов и на подходах к ним.
Снижение импорта и экспорта отметили 16 % и 19 % опрошенных соответственно. 13 % заявляют, что после введения санкций усложнился поиск оптимального маршрута транспортировки груза, а также появились перебои в поставках.
Большая часть компаний (77 %) перевозят (перегружают/экспедируют) грузы в контейнерах. Оставшиеся 23 % указали, что занимаются насыпными, генеральными, опасными и скоропортящимися грузами.
Также результатами опроса «Повысилась ли стоимость ваших услуг в связи с введением санкций», 60 % респондентов отметили, что произошло частичное повышение, 23 % заявили о повышении стоимости и 17 % не изменили прейскурант (рисунок 2)
Рис. 2. Анализ повышения цен на услуги из-за санкций
Одна из проблем — это изменение логистических маршрутов грузоперевозок. С ней столкнулось более 50 % опрошенных компаний.
Однако это не сильно повлияло на поиск клиентов. Лишь 29 % респондентов ответили, что произошло усложнение. 55 % указали, что ничего не изменилось. Об улучшении условий заявили 16 % предприятий.
Одним из направлений реагирования компаний на санкции явлется прекращение сотрудничества с многими зарубежными перевозчиками. Например 52 % участников опроса говорят об окончании работы с Maersk. Для 16 % компаний-участниц такими предприятиями стали: DHL Express, CMA, Ocean Network Express, Hapag-LIoyd, Yang Ming, Evergreen. Оставшиеся 32 % указали, что никаких изменений не произошло.
При этом на смену ушедшим компаниям, пришли новые. Больше половины (56,2 %) указали, что начали сотрудничество с грузоперевозчиками (рисунок 3), а также Nord Star, Poseidon, Safetrans, OVP, Akkon, Medkon и другие. Например Maersk частично заменила линия HUB Shipping. 6,2 % — приняли решение об открытии собственных контейнерных линий.
Рис. 3. Структура морских грузоперевозчиков в порту Новороссийск
Санкции практически не повлияли на вид перевозимого (перегружаемого/экспедированного) груза. Только 16 % указали, что перестали работать с такими грузами как: наливные, генеральные, опасные и скоропортящиеся.
Таким образом, можно сделать вывод, что антироссийские санкции усложняют ситуацию на рынке грузоперевозок, но при этом не являются препятсвием для развития бизнеса и поиска новых партнеров.
Необходимость адаптации к санкциям привела к изменениям в логистических стратегиях компаний, включая выбор новых маршрутов и поставщиков.
Санкции оказали значительное влияние на систему SWIFT для российских банков, а также увеличили риски и неопределенности при проведении платежных операций.
Введение санкций создало дополнительные риски для компаний в сфере грузоперевозок, увеличивая неопределенность в бизнес-среде и требуя более тщательного управления рисками.
Общий эффект санкций на грузоперевозки в России ощущался через изменения в финансовой устойчивости компаний, логистических стратегиях и операционных расходах.
Морской транспорт подвержен влиянию различных глобальных мировых процессов. Антироссийские санкции привели к изменениям в структуре производственно-сбытовых цепочек, колебаниям структуры потребления и спроса на мировые товары. Однако, предприятия морского транспорта успешно адаптируются к изменяющимся условиям внешней среды, и таким образом, укрепляют свою организационную и экономическую устойчивость на рынке оказания услуг морской перевозки грузов.
Литература:
- Грасс, М. Г. Системный анализ в деятельности морского транспорта / М. Г. Грасс, Е. Ю. Грасс // Вестник государственного морского университета имени адмирала Ф. Ф. Ушакова. — 2023. — № 1(42). — С. 61–67.
- Голубева, И. В. Оценка и тенденции грузооборота морских портов Азово-Черноморского бассейна в разрезе развития отечественной логистики / И. В. Голубева, Е. Ю. Грасс // Вестник государственного морского университета имени адмирала Ф. Ф. Ушакова. — 2023. — № 1(42). — С. 56–61.
- Грасс, Е. Ю. Экономическая безопасность России в контексте состояния и развития отечественного морского торгового флота / Е. Ю. Грасс // Экономическая безопасность: новые подходы в контексте глобализации: Материалы международной научно-практической конференции, Москва, 14 апреля 2021 года / Под редакцией Т. М. Степанян. — Саратов: Общество с ограниченной ответственностью «Амирит», 2021. — С. 29–35.
- Как организовать грузоперевозки в условиях санкций. Влияние санкций на грузоперевозки. [Электронный ресурс]: — URL: https://com-stil.com/blogs/kak-organizovat-gruzoperevozki-v-usloviyax-sankczij. (дата обращения: 5.03.2024 (дата обращения: 5.03.2024).
- Влияние санкций на строительство судов. [Электронный ресурс]: — URL: https://mto.ric.mil.ru/Stati/item/475173 (дата обращения: 7.03.2024).
- Эксперт оценил санкции против российского морского судоходства Оценка санкций против российского морского судоходства. [Электронный ресурс]. — URL: https://ria.ru/20220331/sanktsii-1781056735.html (дата обращения: 5.03.2024).