И в десять лет, и в семь, и в пять
Все дети любят рисовать.
И в каждый смело нарисует
Все, что его интересует.
Все вызывает интерес:
Далекий космос, ближайший лес,
Цветы, машины, сказки, пляски…
Все нарисуем: были б краски,
Да лист бумаги на столе,
Да мир в семье и на земле.
В. Берестов
Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественная — продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что — то красивое, необычное. Этому нужно учить шаг за шагом, от простого к сложному. И эта миссия возложена на педагога — воспитателя, имеющего жизненный опыт и специальные знания. [1, с. 3]
С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве через визуальные ощущения. Вначале созданные детьми «картины», так называемые «каракули», понятны только самим «художникам». На раннем этапе им иногда не нужны краски, кисточки и карандаши. Малыши рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, мелом на асфальте, иногда оставленной без присмотра маминой помадой или пастой на зеркале, водой, разлитой на столе, составляют изображение пуговицами или бусинками, взятыми из бабушкиной шкатулки. То есть всем тем, что может оставлять видимый след. При этом дети не только отражают, что они видят и чувствуют, а еще и знакомятся с разными по свойствам и качествам материалами, предметами.
Становясь постарше, дошкольники приобретают вначале простейшие умения и навыки рисования традиционными способами и средствами. А со временем уже осмысленно изыскивают новые приемы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве. В тот момент педагог может сделать эту работу целенаправленной и познакомить детей с имеющим место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками. Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции. Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово нельзя, а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов: а вот пальчиком да в краску. Проведение таких занятий способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, подарят детям новую широкую гамму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче. [2, c. 3]
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребенку будет не интересен, рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребенок любит быстро достигать результата в своей работе, а нетрадиционные техники способствуют этому.
С детьми младшего дошкольного возраста можно использовать:
– рисование пальчиками;
– оттиск печатками из картофеля;
– тычок жесткой полусухой кистью.
Детей среднего дошкольного возраста можно познакомить с более сложными техниками:
– оттиск параллоном;
– оттиск печатками из ластика;
– восковые мелки +акварель;
– свеча + акварель;
– свеча + акварель;
– отпечатки листьев;
– рисунки из ладошки;
– волшебные веревочки.
А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:
– кляксография с трубочкой;
– монотипия пейзажная;
– печать по трафарету;
– монотипия предметная;
– кляксография обычная.
Каждый из этих методов — это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же работа способствует развитию координации движений. [2,c 6]
Существует много разнообразных техник рисования, но меня заинтересовала одна, это, эта нетрадиционная техника рисования жидким, цветным, соленым тестом.
Соленное тесто — материал экологически — чистый, безвредный и поэтому рекомендован для работы с детьми для развития их творческих способностей. Тесто — доступный всем, дешёвый и легкий в освоении материал, его можно заготовить впрок и хранить в холодильнике. Из соленого теста можно не только лепить, но и рисовать картины, сюжеты и тд. Эта техника интересна детям своей новизной и простотой, дает детям возможность свободно рисовать, фантазировать, экспериментировать.
Технология рисования жидким цветным соленым тестом.
Материалы:
– Жидкое, соленое тесто в стаканчиках.
– Клеёнка.
– Пластиковые тарелки.
– Стеки, зубочистки.
– Чайные ложки.
– Салфетки.
Рецепт создания жидкого соленого теста:
– 8 столовых ложек пшеничной муки.
– 4 столовые ложки мелкой соли.
– 2 чайные ложки клея ПВА
– 1 стакан воды.
Все перемешать до консистенции сметаны, добавить гуашь. Тесто готово.
Рисование композиции «Цветок»
1.Создание теста
В готовое соленое тесто добавляем половину чайной ложки гуаши, разного цвета, перемешиваем.
2. Подготовка фона
Для выполнения фона на пластиковую тарелку наносим чайной ложкой жидкое цветное тесто, зеленого оттенка по всей поверхности тарелки.
3. Рисование цветка
Чайной ложкой на фон капаем поочередно капли жидкого теста фиолетового, белого, красного цвета. Завершающей цветной каплей становится капля желтого цвета, серединка. Затем растягиваем эти капли стекой от края к центру, получая при этом лепестки. После, растягиваем стекой лепестки от центра к краю, делая их фигурными, смешивая прожилки в интересные узоры.
4. Завершающий этап.
Для завершения работы стекой с нужной краской процарапываем и дорисовываем мелкие элементы. При высыхании на рисунке появляется «эффект инея», за счет засохшей соли.
Рисование — это одно из самых интересных занятий, которое доставляет большое удовольствие ребенку. Рисуя, ребенок проявляет фантазию. Этот необычный способ рисования очень заинтересовал детей.
В. А. Сухомлинский писал — «Истоки способностей дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Литература:
- Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» — М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007 _80с
- Никитина А. В. «Нетрадиционные техники рисования. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей — СПб.: КАРО, 2017.-96с
- Казакова Р. Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование конспекты занятий. — М: Сфера,2007.