В статье автор исследует вопрос об использовании конкретных языковых и неязыковых средств в объявлениях о трудоустройстве для убеждения и воздействия на искателя работы.
Ключевые слова: объявление, трудоустройство, жанр объявлений.
В связи с развитием экономического рынка по всему миру компании и организации активно используют такой жанр, как объявление о трудоустройстве для достижения своих целей. Следует отметить, что жанр объявления изучается с разных позиций в зависимости от разнообразия и типа объявления и особенностей языкового оформления. Объявление изучается российскими и зарубежными учёными как особый тип текста, малый по формату, но значительный по степени информативности.
Встречаются разные толкования понятия объявления в различных словарях. В книге «Толковом словаре русского языка» И. О. Ожегова объявление определяется, как официальное сообщение о чём-н [6]. В «Большом толковом словаре русского языка» объявление — это «сообщение, извещение о чем-либо, доводимое до всеобщего сведения, помещённое где-либо для широкого ознакомления» [5]. В «Новом словаре русского языка» объявление представляет собой печатное сообщение или извещение [3]. Все приведённые толкования позволяют сделать вывод, что объявление — это сообщение.
Объявление о трудоустройстве представляет собой самый известный способ поиска работы, с помощью которого многие кандидаты могут устроиться на работу. По мнению Е. К. Достовалова, учитывая высокий уровень информативности объявления о приёме на работу, мы можем сказать, что данный тип объявлений о трудоустройстве является рекламным продуктом. Значит, текст печатной рекламы оказывает тоже воздействие на читателя. [1]
Поскольку объявление о трудоустройстве размещается в большом объёме в газетах, то нам необходимо рассмотреть газетное объявление. С. А. Скуридина и И. А. Масленникова отмечают, что «частные объявления становятся источником информации обо всех сферах общественной жизни» [7]. Газетное объявление отличается возможностью предоставить максимальный объём информации в минимальном количестве единиц текста. Под газетным объявлением также понимается «документ, функция которого заключается в информировании читателей с целью выработки правильного поведения, правильных действий» [1].
Из объявлений о трудоустройстве мы можем получить такую информацию, как наименование организации и местоположение, сфера деятельности, описание компании-работодателя, обязанности сотрудника, требования к кандидату, условия работы, сведения о заработной плате и надбавках и т. п.
Основными признаками объявления о трудоустройстве являются: а) наличие определённого факта, о котором необходимо сообщить; б) наличие информативной и воздействующей функций; в) опосредованность; г) ограниченный объем. Составляющими же элементами объявления о трудоустройстве считаются: а) адресант; б) адресат; в) предметная область общения — описание вакансии; г) модус (канал передачи сообщения — печатный или электронный). Жанр объявлений о трудоустройстве представляет собой сообщение и выполняет две основные функции: информатирование и побуждения. [1]
Как подчёркивает О. Н. Евдокимова, сущностью объявления о приёме на работу является информирование о вакантной должности. Его главной коммуникативной целью является побуждение возможного кандидата отреагировать на объявление. Несмотря на главную цель объявлений о трудоустройстве — поиск кандидата на должность [2]. Однако этот жанр объявлений на этапе исторического развития приобретает другие функции и свойства. Здесь мы имеем в виду, что исследуемый жанр имеет имиджевую цель — создание привлекательного образа компании-работодателя. Другими словами, жанр объявлений о трудоустройстве выполняет задачу продвижения положительного образа компании.
Эффективность объявлений о трудоустройстве зависит от того, насколько успешно были выбраны лингвистические средства разных уровней языка для оформления данного типа текста. Представляется возможным выделить несколько групп языковых средств, используемых в целях оформления объявлений о трудоустройстве: лексические, морфолого-словообразовательные, синтаксические и стилистические.
К лексическим средствам можно отнести частотное использование номенклатурных наименований, специальных и общих терминов, оценочных лексических единиц и заимствованных слов. К морфолого-словообразовательным средствам, часто употребляемым в объявлениях о трудоустройстве относятся отглагольные существительные, инфинитивы, возвратные глаголы, глаголы действительного залога, глаголы в форме настоящего времени, местоимения первого и второго лица. Среди синтаксических средств, рассмотренных в объявлениях о трудоустройстве выделяются однородные члены предложения, побудительные и вопросительные предложения, модальные слова, сложноподчинённые предложения с придаточными условия, эллиптические предложения.
В этой связи следует отметить, что объявление о трудоустройстве сочетает в себе черты публицистического и официально-делового стиля на всех уровнях языковых средств. Например, в объявлении о приёме на работу используются языковые средства официально-делового стиля, а именно: специальные термины и номенклатурные единицы, инфинитивы и отглагольные существительные, сложноподчинённые предложения со значением условия.
С другой стороны в объявлениях о трудоустройстве используются языковые средства публицистического стиля, типа эмоционально-оценочной лексики, местоимения мы, наш , императивная форма глагола и глаголы в форме настоящего времени, побудительные предложения, вопросительные и восклицательные предложения
Речевой жанр объявлений о приёме на работу обладает рядом особенностей, связанных с использованием паралингвистических средств графических (разные шрифты, прописные буквы, цвет шрифта и графическая образность) и мультимедийных приемов (видеоматериалы и интерактивные карты), которые дополняют, конкретизируют сведения, выраженные языковыми ресурсами. Актуализация данных средств способствует развитию новой формы речевого взаимодействия в Интернет-среде.
Паралингвистические средства играют немаловажную роль наряду с языковыми средствами в привлечении и убеждении кандидатов и передаче информации. Они не только способны повторять сообщения, выраженные языковыми средствами, но и могут раскрыть детали вербальной информации. Немаловажную роль в объявлениях о трудоустройстве играет шрифтовое выделение для подчёркивания самых важных моментов. По мнению В. В. Криштопайтиса, читатель не только сознательно воспринимает текст, но и подсознательно воспринимает шрифт, поэтому шрифт является проводником к восприятию [4]. Следовательно, достаточно частотным является использование полужирного шрифта в объявлениях о трудоустройстве для подчёркивания важнейшей информации.
Также с нашей точки зрения неязыковые средства, как графические образы, которые включают в себя фотографии, пиктограммы и мультимедийные средства, всегда привлекают внимание читателя, прежде всего, потому что визуальная информация, которую можно видеть своими глазами, всегда передаётся быстрее и яснее чем языковые средства. Более того нынешнее поколение всегда склоняется к фотографиям, видеороликам и рисункам.
Литература:
- Достовалова Е. К. Объявление о найме как особый жанр текста / Текст: непосредственный // Филология и лингвистика: проблемы и перспективы: материалы I Междунар. науч. конф.Челябинск: Два комсомольца, 2011. С. 21–23.
- Евдокимова О. Н. Функционально-оценочный аспект газетного траурного объявления [Электронный ресурс]. Курск, 2010 С. 106–110. — URL: http://www.scienific-notes.ru/ (Дата обращения: 30.11.2023).
- Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка: Толково- словообразовательный [Электронный ресурс]. URL: https://efremova.slovaronline.com/ (дата обращения: 15.1.2024).
- Криштопайтис В. В. Шрифт как визуальное средство коммуникации [Текст] / В. В. Криштопайтис // Вестник ХДАДМ. — 2008. — № 5. — С. 72–77.
- Кузнецов С. А. Большой толковый словарь русского языка [Текст]. СПБ, 2000. 1536 с.
- Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка [Текст] / М.: Азъ, 1994. 907 с.
- Скуридина С. А., Масленникова И. А. Периодическая печать как историко-культурологический источник (на примере газетных объявлений XIX века) [Текст] //Актуальные вопросы современной филологии и журналистики. — 2017. — № 3(26). — С. 72–77