В статье автор исследует тенденции и проблемы внедрения искусственного интеллекта в процессы взаимодействия бизнеса и государства.
Ключевые слова: искусственный интеллект, бизнес, взаимодействие, процесс, государство.
Прежде всего следует сказать о том, что в последние годы в Российской Федерации принимается всё больше нормативно-правовых актов в сфере искусственного интеллекта и его влияния на жизнь общества. Своеобразным основоположником всех принятых в данной сфере актов служит Указ Президента Российской Федерации от 10.10.2019 года № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации», которым была утверждена «Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 года». Продолжением принятия данного Указа является принятие Федерального закона «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации — городе федерального значения Москве и внесении изменений в статьи 6 и 10 Федерального закона «О персональных данных» от 24.04.2020 N 123-ФЗ. Оба нормативно-правовых акта дают нам определение искусственного интеллекта, под которым понимается комплекс технологических решений, позволяющий имитировать когнитивные функции человека (включая самообучение и поиск решений без заранее заданного алгоритма) и получать при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые, как минимум, с результатами интеллектуальной деятельности человека. Комплекс технологических решений включает в себя информационно-коммуникационную инфраструктуру (в том числе информационные системы, информационно-телекоммуникационные сети, иные технические средства обработки информации), программное обеспечение (в том числе, в котором используются методы машинного обучения), процессы и сервисы по обработке данных и поиску решений [1]. А затем в 2021 году был подписан Кодекс этики в сфере искусственного интеллекта, что стало ключевым событием I международного форума «Этика искусственного интеллекта (ИИ): начало доверия». Данный документ дал старт добровольному саморегулированию и внедрению инструмента «мягкой силы» в достижение согласия между искусственным интеллектом и человеком [2].
В настоящий момент в развитии экономики ключевую роль играют современные технологии, с помощью которых происходит повсеместное внедрение искусственного интеллекта в различные процессы, что становится неотъемлемой частью стратегий развития как самого бизнеса, так и государства в целом. Внедрение искусственного интеллекта в процессы взаимодействия бизнеса и государства обладает огромным потенциалом для повышения эффективности, прозрачности, скорости и правильности принятия решений. В данной статье рассматриваются различные аспекты внедрения искусственного интеллекта в процессы взаимодействия бизнеса и государства и освещаются возможности и проблемы, связанные с обеспечением эффективного сотрудничества государства и бизнеса.
Прежде всего следует сказать о том, что использование искусственного интеллекта привносит инновации в сферу государственного управления, снижая бюрократические барьеры и улучшая доступность государственных услуг для граждан и бизнеса. Автоматизация процессов с помощью искусственного интеллекта позволяет ускорить обработку заявлений, улучшить точность прогнозов и оптимизировать распределение ресурсов. Управляемые искусственным интеллектом чат-боты и виртуальные помощники повышают доступность и оперативность в решении различных вопросов, снижают нагрузку на сотрудников в разрешении типовых ситуаций, в которых используются стандартные схемы и шаблонные ответы, а также обеспечивают персонализированную поддержку. Например, системы машинного обучения могут анализировать большие объемы данных для выявления тенденций и предсказания потребностей граждан и предприятий. Используя подобную аналитику на базе искусственного интеллекта, заинтересованные лица могут принимать решения на основе данных, прогнозировать тенденции развития рынка, оценивать влияние политики и оптимизировать деятельность в различных сферах.
Дальнейшее развитие этого направления может привести к созданию государственных сервисов или встраивание их в уже имеющиеся порталы услуг, вход в личные кабинеты которых граждане и организации осуществляют с помощью персональных данных, электронных цифровых подписей, которые будут адаптированы к потребностям каждого конкретного гражданина или конкретной компании, тем самым облегчить взаимодействие граждан с представителями государственных органов, уменьшить стоимость услуг для населения и повысить уровень доверия к правительству со стороны общества и бизнес-кругов. К примеру, автоматизированные системы государственных порталов могут предлагать рекомендации по налоговым льготам или субсидиям на основе анализа данных о доходах и затратах индивидуально для каждого пользователя.
Также следует сказать о том, что сотрудничество между организациями и правительствами играет ключевую роль в формировании социально-экономического развития. С быстрым развитием технологий искусственного интеллекта появилась возможность оптимизировать процессы взаимодействия между этими двумя структурами.
Роль искусственного интеллекта во взаимодействии бизнеса и государства состоит в том, что искусственный интеллект служит катализатором трансформационных изменений во взаимодействии бизнеса и государства.
Совместные усилия бизнеса и правительств могут способствовать обмену и анализу данных, совместному созданию политики и наращиванию потенциала. Объединяя ресурсы данных, заинтересованные стороны получают представление о социально-экономической динамике и разрабатывают целевые мероприятия. Участие в совместных процессах разработки политики позволяет заинтересованным сторонам привести нормативно-правовую базу в соответствие с потребностями отрасли и общественным целям. Государственно-частные партнерства в рамках программ обучения способствуют формированию кадрового резерва, способного стимулировать инновации и внедрение искусственного интеллекта. К примеру, главным инструментом реализации Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 года является «дорожная карта» развития высокотехнологичного направления «Искусственный интеллект», где ключевыми участниками являются Правительство Российской Федерации, ПАО «Сбербанк», Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) и Консорциум НТИ по ИИ. «Дорожная карта» содержит мероприятия государства федерального проекта «Искусственный интеллект», а также продуктовую составляющую и мероприятия вышеперечисленных компаний-лидеров.
Кроме того, для решения задач по развитию высокотехнологичной отрасли «Искусственный интеллект» бизнесом сформирован Альянс искусственного интеллекта, включающий основных участников рынка, заинтересованных в развитии отрасли (ПАО «Сбербанк», «Яндекс», VK, «Газпром нефть» и Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ), «Самолет», «Уралхим», «Сибур», «Северсталь».
Федеральный проект «Искусственный интеллект» действует с 2021 по 2024 гг., включает 5 показателей, 19 результатов, обеспеченных бюджетным финансированием — 27,4 млрд рублей и внебюджетным финансированием — 4,1 млрд руб. Ключевыми результатами данного Федерального проекта стало получение грантов на прохождение акселерации 306 проектов, из которых 99 проектов получили гранты в 2023 году, представлена грантовая поддержка на разработку, развитие и коммерциализацию ИИ-решений 491 проекту (2023 г. — 88 проектов), гранты на внедрение ИИ-решений получил 21 проект (2023 г. — 16 проектов) [3].
Также 19 июля 2023 года глава Минэкономразвития Максим Решетников на совещании Президента с Правительством анонсировал изменения, которые повлекут внедрение искусственного интеллекта в бизнес-процессах получатели 13 мер поддержки в сферах транспорта, здравоохранения, сельского хозяйства и промышленности. С 2024 года этот подход протестируют на компаниях с выручкой от 800 млн рублей в сельском хозяйстве, транспорте, промышленности и здравоохранении. В этих отраслях наработана большая практика использования искусственного и есть большой спектр вопросов, который искусственный интеллект поможет решить наиболее рационально, а уже к 2025 году данные изменения позволят компаниям сэкономить около 1 триллиона рублей, однако для малого бизнеса такое нововведение может стать обременительным [4].
Несмотря на возможности, которые открываются благодаря интеграции искусственного интеллекта в процессы взаимодействия бизнеса и государства, необходимо решать такие вопросы, как проблемы конфиденциальности и безопасности данных, несогласованности нормативно-правовых актов, а также неравенство в доступе и вовлеченности. Надежные меры защиты данных и этические стандарты необходимы для снижения рисков конфиденциальности и безопасности. Преодоление цифрового разрыва и поощрение разнообразия необходимы для обеспечения справедливого социально-экономического развития. Также остаются нерешенными вопросы энергозатратности, отсутствия полноценно сформированного правового поля (документация, точность определений, и вопрос о том, кто будет нести ответственность за допущенную искусственным интеллектом ошибку), недостаточное количество и качество данных, высокая цена ошибки.
Интеграция искусственного интеллекта во взаимодействие бизнеса и государства предвещает новую эру сотрудничества, характеризующуюся повышением эффективности, прозрачности и инноваций. Используя возможности, открывающиеся в связи с внедрением искусственного интеллекта, и решая связанные с ним проблемы совместными усилиями, заинтересованные стороны могут проложить путь к устойчивому социально-экономическому развитию и инклюзивному росту.
Литература:
- Указ Президента РФ от 10.10.2019 N 490 (ред. от 15.02.2024) «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» (вместе с «Национальной стратегией развития искусственного интеллекта на период до 2030 года»). — Текст: электронный // КонсультантПлюс: [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_335184/0063cb7961941b5727b92eaa4dc68a9e91a8d1fb/ (дата обращения: 13.03.2024).
- В России подписан «Кодекс этики искусственного интеллекта». — Текст: электронный // RG.RU: [сайт]. — URL: https://rg.ru/2021/10/26/v-rossii-podpisan-kodeks-etiki-iskusstvennogo-intellekta.html (дата обращения: 14.03.2024).
- Развитие искусственного интеллекта. — Текст: электронный // Министерство экономического развития Российской Федерации: [сайт]. — URL: https://www.economy.gov.ru/material/departments/d01/razvitie_iskusstvennogo_intellekta/ (дата обращения: 14.03.2024).
- Власти обяжут бизнес внедрять искусственный интеллект при получении 13 субсидий. — Текст: электронный // Forbes: [сайт]. — URL: https://www.forbes.ru/finansy/497990-vlasti-obazut-biznes-vnedrat-iskusstvennyj-intellekt-pri-polucenii-13-subsidij (дата обращения: 14.03.2024).
- Федеральный закон «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации — городе федерального значения Москве и внесении изменений в статьи 6 и 10 Федерального закона «О персональных данных» от 24.04.2020 N 123-ФЗ. — Текст: электронный // КонсультантПлюс: [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_351127/ (дата обращения: 13.03.2024).
- «Кодекс этики в сфере искусственного интеллекта». — Текст: электронный // КонсультантПлюс: [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_470682/ (дата обращения: 13.03.2024).
- KUTAFIN LAW REVIEW. — Текст: электронный // KUTAFIN LAW REVIEW: [сайт]. — URL: https://kulawr.msal.ru/jour/issue/viewIssue/12/5 (дата обращения: 13.03.2024).
- Развитие искусственного интеллекта. — Текст: электронный // Министерство экономического развития Российской Федерации: [сайт]. — URL: https://www.economy.gov.ru/material/departments/d01/razvitie_iskusstvennogo_intellekta/ (дата обращения: 14.03.2024).