В статье обсуждается важность развития у школьников умений самостоятельной работы над проектом на английском языке, формирования как мягких, так и цифровых навыков посредством дистанционной работы в онлайн-сервисе Google.
Ключевые слова: проектная деятельность, навыки, наставник, сервисы Google Docs и Google Forms, пошаговый подход.
Одной из приоритетных задач школы, согласно обновленным ФГОС, является развитие у обучающихся способности самостоятельно добывать знания и применять их на практике. Стандарт подчеркивает необходимость использования проектной деятельности при обучении и воспитании школьников с целью формирования познавательных и профессиональных интересов, развития самостоятельности и интереса к получению новых знаний и умений [1]. Несколько лет назад, выступая на Гайдаровском форуме, Герман Греф назвал пять принципов современного образования:
1) персонализация,
2) «навыковое обучение», переход к проектной деятельности,
3) «мягкие навыки» (социальные, когнитивные и эмоциональные),
4) цифровые навыки (создание продуктов, обучение цифровой архитектуре, облачные системы, искусственный интеллект),
5) умение учиться на протяжении всей жизни [4].
Проектная деятельность — это творческая работа над актуальной проблемой, решая которую обучающиеся реализуют указанные принципы, сами подбирают и обрабатывают информацию, усваивают новые знания и создают реальный продукт. Преподаватели Петрозаводского президентского кадетского училища уделяют большое внимание овладению школьниками компетенциями проектно-исследовательской деятельности и развитию навыков независимой работы.
На примере дистанционной работы над групповым проектом на английском языке о вотчине карельского Деда Мороза, предлагаем рассмотреть, как преподаватель создал условия для «навыкового» обучения» и формирования «мягких умений». Вовлечение в процесс проектной работы только заинтересованных кадет позволяет соблюдать принцип персонализации образования. Когда появилась возможность рассказать о месте в Карелии, куда можно было бы отправиться всей семьей на один день «on a daycation», несколько обучающихся заявили о желании поучаствовать в фестивале учебных проектов и поделиться личным опытом пребывания в деревне Талви Укко. Предстояло скоординировать и синхронизировать работу этих воспитанников во время каникул. В условиях дистанта мы приняли решение воспользоваться бесплатным сервисом Google Docs и Google Forms, которые позволяют создавать и удаленно редактировать документы совместно с другими пользователями в режиме реального времени и осуществлять пошаговое «навыковое обучение».
На подготовительном этапе наставник зашел в свой Google аккаунт и создал форму для работы над проектом, включающую в себя опрос, тест, онлайн документ, анкету и инструкцию. Затем попросил кадет завести аккаунты на вышеупомянутой платформе и выслать свои данные руководителю, который в настройках Google Forms предоставил обучающимся доступ к соавторству. Под первым пунктом документа мы опубликовали памятку-требования к проектной работе и методические рекомендации, что помогло обучающимся составить четкое представление о предстоящей деятельности, планировать свою работу и придерживаться цели [2]. Так, ознакомившись с памяткой, участники решили, что это будет информационный проект, в котором они расскажут о появлении карельского Деда Мороза и его друзьях-животных. Вторым пунктом был Google опрос о том, каким обучающиеся видят продукт проекта. Ребята выбрали несколько видов продуктов, а именно брошюру и карту резиденции с основными местами и краткой информацией о них. Однако в ходе работы над проектом, мы отказались от создания карты, так как обилие материала про каждую деревню, питомник или подворье сделает путеводитель громоздким, а шрифт — нечитабельным. Когда кадеты ответили на третий вопрос, чем проект может быть полезен, руководитель заменил в опроснике эту строчку на «актуальность проекта» и помог определить задачи и направление деятельности. Таким образом мы развиваем логическое мышление и совершенствуем общеинтеллектуальные навыки, учим выделять главное, перефразировать ответы, стимулируем мыслительную деятельность обучающихся.
На аналитическом этапе поиск и работа с информацией, ее сбор, анализ, обсуждение и структурирование происходили в Google Docs, куда кадеты вносили список источников информации, названия книг, сайты, карты, фотографии, видео, все интересные статьи о животных, проживающих на территории резиденции, и о самом карельском Деде Морозе. В интернете не оказалось легенды о Талви Укко ни на английском, ни на русском языках, поэтому наставник предложил зайти на сайт вотчины и научил правильно формулировать запросы. Преподаватель наглядно продемонстрировал, как поменяется результат поиска, если в строку запроса к искомым словам поставить and-or-not. В первом случае браузер выдал результат с двумя словами запроса, во втором — и с первым, и со вторым, и с обоими запрашиваемыми словами, в третьем — исключил второе слово из запроса. Мы также рассказали, что использование астериска поможет найти похожие слова с разными окончаниями, а указание года публикации и типа источника информации сделает результат более точным и специфическим, и позволит существенно сэкономить силы и время.
Обучающиеся нашли аудиозапись сказки о Зимнем деда в сервисе ВКонтакте и поделились ею с руководителем проекта. Было принято решение стенографировать рассказ, а затем перевести его на английский. Работа закипела. Кадеты распределили аудиозапись по 3 минуты на каждого, вносили заметки в Google документ и видели все изменения и комментарии преподавателя в режиме реального времени. Наставник помогал формулировать предложения и предлагал обучающимися приемы, чтобы «оживить» рассказ (рис.1). Это была самая трудоемкая часть проекта, участники учились творчески решать возникающие проблемы, оригинально мыслить, тренировали силу воли, не пасовали перед трудностями. Руководитель поддерживал, фокусировал внимание на успех, давал положительную оценку их деятельности. Хотим отметить, что формирование социальных и эмоциональных мягких навыков происходит параллельно с формированием практических умений: мы даем пример корректного обращения, подкрепляем «правильное» поведение, при помощи эмодзи оцениваем интересные вопросы или запросы, дистанционно выдаем эмпатические реакции.
На практическом этапе работа по подготовке эскиза брошюры и презентации в Google также шла удаленно и требовала демонстрации цифровых навыков от всех участников проекта. Наставник создал анкету, благодаря которой кадеты узнали основные правила оформления заголовков и тезисов, подбора шрифтов, фотографий, фона и цветовых сочетаний [3]. На протяжении всего времени работы над проектом мы уделяли внимание кибербезопасности при поиске изображений и информации. Затем обучающиеся применили полученные знания и весь свой дизайнерский потенциал для создания банка фотографий резиденции карельского Деда Мороза и его животных, придирчиво подбирали иллюстрации для монтажа видеоролика о том, как хаски нашли Талви Укко младенцем в лесу, как был организован быт в саамской деревне и чем знаменита Карелия. При верстке брошюры оказалось, что остается свободным место на одном из разворотов. С этой проблемой воспитанники справились сами, заполнив страницу интересными фактами о северных оленях. (рис. 2) Опыт выполнения таких задач является бесценным, поскольку кадеты научились видеть возможности и находить оригинальные решения.
Рис. 1. Разворот буклета о Талви Укко
На презентационном этапе обучающиеся распределили роли и отработали произношение при помощи программы «Преобразование текста в речь для Google Chrome». Запись видеоролика и печать буклета осуществлялись после каникул. Так, за две недели кадеты создали уникальный проект, научились работать с контентом в Google формах и получили опыт цифрового сотрудничества.
Рис. 2. Включение в брошюру информации об оленях
Мы осознаем, что переход от совместного труда обучающегося и наставника к полной самостоятельности происходит постепенно, но в данном случае поддержка со стороны педагога является ключевым фактором успешности. Личная вовлеченность взрослого в работу над проектом, пошаговый подход к деятельности мотивирует детей и дает ощущение благополучия и уверенности в конечном результате. Использование Google документов позволило испытать некую автономию, участники имели возможность корректировать инструменты, способы и даже сам конечный продукт проекта, а также приобрели полезные умения.
Рефлексия работы была проведена при помощи анкетирования. Руководитель разработал опрос с целью выяснить, как обучающиеся оценивают свой вклад в общее дело, чему они научились, за что испытывают гордость, смогли ли в полной мере проявить себя в командной работе. Кадеты отметили, что планирование деятельности и соблюдение сроков вызвали у них наибольшее сопротивление, а наибольшую радость они испытали при применении полученных знаний для решения проблем. Мы считаем необходимым развитие умения у обучающихся адекватно оценивать свои личностные и коммуникативные умения и эмоциональный интеллект, выражать поддержку друг другу и благодарность людям, которые помогали на разных этапах проектной деятельности.
Хотелось бы подчеркнуть, что при реализации проекта руководитель сделал акцент на развитии таких цифровых навыков как эффективный поиск литературы и источников, коммуникация, кибербезопасность, обработка текстов и визуализация данных, так как работа с информацией является одной их ключевых компетенций, расширяющих возможности обучения. Большое внимание уделялось формированию норм общения, использованию правильной модели поведения, которая выражалась в умении корректно указывать на недостатки, предлагая что-то взамен без негатива и жесткой критики. Преподаватель поощрял готовность обучающихся идти на компромисс, проявлять самостоятельность.
Как показал опыт, успех дистанционного проекта во многом определился умением руководителя выбирать наиболее подходящие формы и методы педагогического воздействия на участников. Пошаговый подход к реализации проекта с понятным планированием, с опорой на опросники, анкеты, уточняющие вопросы дал кадетам представление о каждом этапе работы над проектом, ожидаемом результате, позволил постепенно и ненавязчиво сформировать навыки проектной деятельности.
Литература:
- Земсков Ю. П. Основы проектной деятельности: учебное пособие / Ю. П. Земсков, Е. В. Асмолова. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Лань, 2020. — 184 с.
- Байбородова, Л. В., Харисова И. Г., Чернявская А. П. Проектная деятельность школьников // Управление современной школой. Завуч. — 2014. — № 2. — С. 94–117
- Шульгин, В. П. Создание эффектных презентаций с использованием PowerPoint 2013 и других программ / В. П. Шульгин, М. В. Финков, Р. Г. Прокди. — СанктПетербург: Наука и техника, 2015. — 247 с.
- Греф назвал пять принципов современного образования. — Текст: электронный // РИА новости: [сайт]. — URL: https://ria.ru/20210114/obrazovanie-1593065352.html (дата обращения: 14.03.2024).